Виктор Шудегов: Право проводить дополнительные испытания для абитуриентов должны получить все вузы страны
см. также ↓10 августа завершается так называемая вторая волна набора абитуриентов в вузы. Обычно вторая стадия приема, предназначенная для распределения абитуриентов по вузам по остаточному принципу, проходит достаточно интенсивно. Но только не в 2013 году. Оказалось, что очень многие вузы практически полностью укомплектовались уже в "первую волну". Это необычное обстоятельство прокомментировал заместитель председателя комитета ГД по образованию, член Совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Виктор Шудегов:
– Первый вопрос, который возникает в этой связи: откуда столько отличников? Очевидно, что качество образования вряд ли повысилось за год. На мой взгляд, здесь сыграли свою роль несколько факторов. Мы помним скандалы с утечкой информации о контрольно-измерительных материалах. Кому-то это помогло.
Ранее проходную планку результатов ЕГЭ устанавливал Рособрнадзор уже после сдачи экзаменов. Этим чиновники контролировали число абитуриентов, которые выходили из школы без аттестатов. Процент не должен быть слишком большим: обычно он составляет около 2%. Но в этом году проходной балл объявили заранее. Чтобы не получилось так, что каждый четвертый или пятый провалился на экзаменах, требования изначально были занижены, и вузы оказались в сложном положении. Как отсеивать?
Чтобы избежать в будущем этой проблемы, я бы разрешил не только ведущим российским вузам проводить дополнительные испытания для абитуриентов, но и вообще всем вузам – на их усмотрение. Если в вузе высокий конкурс, то почему бы не внести дополнительные критерии? Или, например, если абитуриент был участников международной конференции по тому или иному предмету – он автоматически зачисляется в вуз. Эту практику можно было бы расширить.
Я бы ввел дополнительные испытания: что-то вроде собеседования, на котором можно проверить достоверность оценки знаний по итогам ЕГЭ. Например, если абитуриент всегда хорошо учился по этому предмету, но на экзамене перенервничал, сорвался, провалился, то собеседование выявит его реальные знания.
Звучит парадоксально, но в целом по стране конкурс среди поступающих у нас очень невысокий. В среднем получается около 800 тысяч абитуриентов и примерно столько же мест. В ведущих вузах конкурс может составлять до 80 человек на место, а где-то происходит недобор. Люди не идут на непрестижные с их точки зрения специальности, а идут на юридические, экономические факультеты, на менеджмент и так далее. Конкурсы возникают только при поступлении на отдельные специальности, а если бы абитуриенты распределялись равномерно – все было бы нормально. Из-за этого в 1990-е годы часто бывало так, что количество медалистов, поступающих льготно, превышает количество бесплатных бюджетных мест на той или иной специальности в вузе.
Нам нужна система профотбора, начиная с государственных экзаменов и заканчивая отбором в вузах. Я также считаю, что не имеет смысла делать контрольно-измерительные материалы секретными. Пусть каждый школьник по ним готовится. И если он, так же как по билетам, все ответы знает, то неважно, тестовая ли там система или более сложная система. Он готов. А если не знает, то ему уже ничем и не помочь.
По материалам источников: ТАСС-аналитика