28 января на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Федот Тумусов:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!
Ровно через две недели мы с вами здесь будем обсуждать информацию Правительства о разработке стратегии образования в Российской Федерации. И Министр просвещения Российской Федерации Кравцов Сергей Сергеевич в декабре прошлого года сказал о том, что отобрано 180 точек, 180 проблемных точек, по которым будет разрабатываться эта самая стратегия.
И из множества современных проблем российского образования я хотел бы остановиться на одной, на мой взгляд, ключевой проблеме – проблеме взаимоотношений учителей и учеников. Я организовал обсуждение этой темы в своих социальных сетях и получил множество разных откликов, самые разные точки зрения. И одни предлагали просто вернуться к советской системе образования, что, естественно, невозможно. Многие пишут о том, что слишком много прав у родителей и учащихся. Школу и в конечном итоге учителя превратили в исполнителя-заказчика. Подавляющее большинство ответивших признают главенствующую роль учителя в образовательном процессе. Но при этом констатируют тот факт, что в последнее время в работе учителя нет творчества, нет полёта, все загнано в определенные рамки, бесконечные рейтинги.
В то же время все понимают, что педагог – это человек с особым даром вести ребенка за собой. Поэтому страна нуждается в особо подготовленных педагогических кадрах. Кризис в образовании, проблемы в системе образования – это порождение кризиса в обществе, в государстве. В 90-х годах прошлого века, когда произошла деиндустриализация страны и превращение её в сырьевой придаток, не было никакого запроса на инженеров и строителей. Декларировано было воспитание квалифицированного потребителя.
Как же сегодня в школе обстоят, строятся взаимоотношения между учителем, классным руководителем и родителями? Ну, примерно так. Учитель пишет родителю: вот твоё дитя провинилось, сделало что-то плохое в школе или в классе. Каждый родитель, конечно, реагирует по-своему. Но самый главный вопрос, принимаются ли совместные согласованные меры воспитательного воздействия, согласованные и совместные, на ребёнка? Скорее всего, нет, потому что понимание целей у родителей и учителей разное. И поведение ребёнка дома и в школе тоже разное, потому что, хотя суть человека одна, но, в зависимости от среды обитания человек выполняет разные роли. В доме он дитя, внук, в компании ровесников он приятель, друг, в больнице больной, в школе ученик, и каждая среда имеет свои правила, требования, моральные, нравственные, поведенческие.
От того, как сегодня выстраиваются взаимоотношения между учителем и учеником, мне кажется, зачастую решается вопрос эффективности всей системы образовательного процесса.
Мне по жизни очень повезло с хорошими учителями. И, кстати, моей первой учительнице Марии Ивановне Афанасьевой недавно исполнилось 95 лет. И, пользуясь случаем, я с этой высокой трибуны хотел бы её поздравить.
Дорогая Мария Ивановна, с огромной благодарностью поздравляю вас с 95-м Днём рождения. Хочу пожелать, конечно же, здоровья и ещё долгих лет жизни.
Любой учитель на уроках всеми силами пытается передать знания ученикам. В обмен он ждёт от учеников трудолюбия, внимательности, усидчивости, старания, конспектирования, задавания вопросов, усвоения знаний. Вот тут и начинаются проблемы. Учитель старается, но в ответ тишина или разное поведение учеников.
Умение управлять этим самым образовательным процессом и вызывает уважение к учителю или наоборот. Как сделать так, чтобы дети исправно играли роль прилежных учеников, несмотря на то, что они все разные, и каждый из них – личность? В этом заключается мастерство, если хотите, искусство учителя. Любая стратегия предполагает наличие цели. В советское время целью в стратегии образования, наверное, была подготовка строителей коммунизма, в 90-е годы прошлого столетия, на мой взгляд, все цели были подменены слепым подражанием западным ценностям. Сейчас мы, наконец-то, признали, осознали себя особой самобытной цивилизацией, и, соответственно, требуется определить новую стратегию образования.
И в связи с этим, первое, школа, конечно, должна давать знания нашим детям на уровне федеральных образовательных стандартов, и при этом в современных условиях главный навык, которому мы должны научить, – это умение добывать знания. Второе, школа совместно с родителями в итоге должна воспитать достойного, патриотически настроенного гражданина страны. Третье, по итогам обучения, воспитания у выпускников школы образ будущего неизменно должен быть связан с созданием семьи, традиционной семьи, Россия начинается с семьи.
Сегодня у нас в Конституции есть запрет на создание закона о государственной идеологии, но это не значит, что мы не должны культивировать по всей стране единые морально-нравственные традиционные ценности. А, с другой стороны, вот недавно прозвучало предложение вернуть в школу отметку за дисциплину. А по каким критериям устанавливать эти оценки по дисциплине? Тут надо обязательно минимизировать волюнтаризм, произвол.
И где же выход? И с чего, самое главное, надо начинать? Создание системы воспитания в каждой школе должно начинаться с ликвидации бесправия учителей в вопросах воспитательного воздействия на учеников.
И для этого, первое, разработать и утвердить систему ценностей в каждой школе. Да, раньше был моральный кодекс строителей коммунизма, он был един для всех, но сейчас мы сильны многообразием. Конечно, должна быть разработана типовая для всех школ страны система ценностей, и всю воспитательную работу в школе строить вокруг этой системы ценностей.
Второе. Разработать и утвердить систему морального поощрения учеников, учителей за образцовое соблюдение и развитие этой самой системы ценностей. Меры морального поощрения, они давно известны, это благодарности, грамоты, почётные грамоты. И, конечно, должна быть и доска почёта учеников. Наравне с этими мерами морального поощрения должна быть и система порицания, например, доска "жёлтых карточек" по примеру футбола. Еженедельно обновляемая доска, где на "жёлтой карточке" записываются имена учеников, грубо нарушивших систему ценностей школы. Все доски могут быть интерактивными.
Третье. Я вот с середины 90-х годов провожу конкурсы "Учитель ученических признаний". В этом конкурсе ученики определяют лучшего учителя. Предлагаю проводить каждой школе ежеквартальные голосования учеников "Учитель ученических признаний", ученики голосованием определяют свои симпатии к учителям. Воспитание не может быть абстрактным, оно должно прививать ценности, и всё должно оцениваться – и достижения, и упущения – не только материально, но самое главное – морально.
Считаю необходимым, чтобы в стратегии развития образования был раздел о кодексе взаимоотношений учителя и учеников в школе, поскольку от этих взаимоотношений зависит в конечном счёте эффективность всей системы образования. Говоря, рассуждая и предлагая эти вопросы о взаимоотношениях учеников и учителей, я не выступаю абстрактно, это просто как бы проведённая через себя работа по налаживанию взаимоотношений учеников и учителей.
И поверьте, это очень эффективно, если нормально налаживать взаимоотношения, если учитель любит, конечно, учеников, а ученики старательно исполняют роль учеников и эффективно учатся. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.