О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Федот Тумусов о проблеме взаимоотношений учителей и учеников в школах

28 января 2025

 см. также ↓

28 января на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Федот Тумусов:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!

Ровно через две недели мы с вами здесь будем обсуждать информацию Правительства о разработке стратегии образования в Российской Федерации. И Министр просвещения Российской Федерации Кравцов Сергей Сергеевич в декабре прошлого года сказал о том, что отобрано 180 точек, 180 проблемных точек, по которым будет разрабатываться эта самая стратегия.

И из множества современных проблем российского образования я хотел бы остановиться на одной, на мой взгляд, ключевой проблеме – проблеме взаимоотношений учителей и учеников. Я организовал обсуждение этой темы в своих социальных сетях и получил множество разных откликов, самые разные точки зрения. И одни предлагали просто вернуться к советской системе образования, что, естественно, невозможно. Многие пишут о том, что слишком много прав у родителей и учащихся. Школу и в конечном итоге учителя превратили в исполнителя-заказчика. Подавляющее большинство ответивших признают главенствующую роль учителя в образовательном процессе. Но при этом констатируют тот факт, что в последнее время в работе учителя нет творчества, нет полёта, все загнано в определенные рамки, бесконечные рейтинги.

В то же время все понимают, что педагог – это человек с особым даром вести ребенка за собой. Поэтому страна нуждается в особо подготовленных педагогических кадрах. Кризис в образовании, проблемы в системе образования – это порождение кризиса в обществе, в государстве. В 90-х годах прошлого века, когда произошла деиндустриализация страны и превращение её в сырьевой придаток, не было никакого запроса на инженеров и строителей. Декларировано было воспитание квалифицированного потребителя.

Как же сегодня в школе обстоят, строятся взаимоотношения между учителем, классным руководителем и родителями? Ну, примерно так. Учитель пишет родителю: вот твоё дитя провинилось, сделало что-то плохое в школе или в классе. Каждый родитель, конечно, реагирует по-своему. Но самый главный вопрос, принимаются ли совместные согласованные меры воспитательного воздействия, согласованные и совместные, на ребёнка? Скорее всего, нет, потому что понимание целей у родителей и учителей разное. И поведение ребёнка дома и в школе тоже разное, потому что, хотя суть человека одна, но, в зависимости от среды обитания человек выполняет разные роли. В доме он дитя, внук, в компании ровесников он приятель, друг, в больнице больной, в школе ученик, и каждая среда имеет свои правила, требования, моральные, нравственные, поведенческие.

От того, как сегодня выстраиваются взаимоотношения между учителем и учеником, мне кажется, зачастую решается вопрос эффективности всей системы образовательного процесса.

Мне по жизни очень повезло с хорошими учителями. И, кстати, моей первой учительнице Марии Ивановне Афанасьевой недавно исполнилось 95 лет. И, пользуясь случаем, я с этой высокой трибуны хотел бы её поздравить.

Дорогая Мария Ивановна, с огромной благодарностью поздравляю вас с 95-м Днём рождения. Хочу пожелать, конечно же, здоровья и ещё долгих лет жизни.

Любой учитель на уроках всеми силами пытается передать знания ученикам. В обмен он ждёт от учеников трудолюбия, внимательности, усидчивости, старания, конспектирования, задавания вопросов, усвоения знаний. Вот тут и начинаются проблемы. Учитель старается, но в ответ тишина или разное поведение учеников.

Умение управлять этим самым образовательным процессом и вызывает уважение к учителю или наоборот. Как сделать так, чтобы дети исправно играли роль прилежных учеников, несмотря на то, что они все разные, и каждый из них – личность? В этом заключается мастерство, если хотите, искусство учителя. Любая стратегия предполагает наличие цели. В советское время целью в стратегии образования, наверное, была подготовка строителей коммунизма, в 90-е годы прошлого столетия, на мой взгляд, все цели были подменены слепым подражанием западным ценностям. Сейчас мы, наконец-то, признали, осознали себя особой самобытной цивилизацией, и, соответственно, требуется определить новую стратегию образования.

И в связи с этим, первое, школа, конечно, должна давать знания нашим детям на уровне федеральных образовательных стандартов, и при этом в современных условиях главный навык, которому мы должны научить, – это умение добывать знания. Второе, школа совместно с родителями в итоге должна воспитать достойного, патриотически настроенного гражданина страны. Третье, по итогам обучения, воспитания у выпускников школы образ будущего неизменно должен быть связан с созданием семьи, традиционной семьи, Россия начинается с семьи.

Сегодня у нас в Конституции есть запрет на создание закона о государственной идеологии, но это не значит, что мы не должны культивировать по всей стране единые морально-нравственные традиционные ценности. А, с другой стороны, вот недавно прозвучало предложение вернуть в школу отметку за дисциплину. А по каким критериям устанавливать эти оценки по дисциплине? Тут надо обязательно минимизировать волюнтаризм, произвол.

И где же выход? И с чего, самое главное, надо начинать? Создание системы воспитания в каждой школе должно начинаться с ликвидации бесправия учителей в вопросах воспитательного воздействия на учеников.

И для этого, первое, разработать и утвердить систему ценностей в каждой школе. Да, раньше был моральный кодекс строителей коммунизма, он был един для всех, но сейчас мы сильны многообразием. Конечно, должна быть разработана типовая для всех школ страны система ценностей, и всю воспитательную работу в школе строить вокруг этой системы ценностей.

Второе. Разработать и утвердить систему морального поощрения учеников, учителей за образцовое соблюдение и развитие этой самой системы ценностей. Меры морального поощрения, они давно известны, это благодарности, грамоты, почётные грамоты. И, конечно, должна быть и доска почёта учеников. Наравне с этими мерами морального поощрения должна быть и система порицания, например, доска "жёлтых карточек" по примеру футбола. Еженедельно обновляемая доска, где на "жёлтой карточке" записываются имена учеников, грубо нарушивших систему ценностей школы. Все доски могут быть интерактивными.

Третье. Я вот с середины 90-х годов провожу конкурсы "Учитель ученических признаний". В этом конкурсе ученики определяют лучшего учителя. Предлагаю проводить каждой школе ежеквартальные голосования учеников "Учитель ученических признаний", ученики голосованием определяют свои симпатии к учителям. Воспитание не может быть абстрактным, оно должно прививать ценности, и всё должно оцениваться – и достижения, и упущения – не только материально, но самое главное – морально.

Считаю необходимым, чтобы в стратегии развития образования был раздел о кодексе взаимоотношений учителя и учеников в школе, поскольку от этих взаимоотношений зависит в конечном счёте эффективность всей системы образования. Говоря, рассуждая и предлагая эти вопросы о взаимоотношениях учеников и учителей, я не выступаю абстрактно, это просто как бы проведённая через себя работа по налаживанию взаимоотношений учеников и учителей.

И поверьте, это очень эффективно, если нормально налаживать взаимоотношения, если учитель любит, конечно, учеников, а ученики старательно исполняют роль учеников и эффективно учатся. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International