Выступление Сергея Миронова на заседании Открытой трибуны на тему "Представительная природа Федерального Собрания: проблемы формирования"
см. также ↓24 января лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов принял участие в заседании экспертной дискуссионной площадки Открытая трибуна по обсуждению вопросов модернизации политической системы "Представительная природа Федерального Собрания: проблемы формирования".
Основными темами дискуссии Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин назвал изменение системы выборов депутатов Госдумы (уровень проходного барьера, порог явки, целесообразность избирательных блоков); порядок наделения полномочиями глав регионов и еще ряд вопросов, в том числе и механизм рассмотрения общественных инициатив, поддержанных гражданами РФ (установление законом официальной процедуры).
Предлагаем вашему вниманию выступление Сергея Миронова:
– Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги. Предлагаю несколько тезисов. Сначала о реальной многопартийности, которая складывается, о большом количестве партий. Я и мои коллеги по Партии считаем, что необходимо вводить такие правила, которые позволят завоевать доверие сначала на муниципальном уровне, а потом уже можно будет участвовать в выборах на региональном и государственном уровнях. Иными словами, если партия имеет какое-то количество муниципальных депутатов, она получает право без сбора подписей участвовать в региональных выборах. Если у партии сформированы фракции в нескольких субъектах федерации (в каком количестве – вопрос дискуссионный), она получает право без сбора подписей участвовать в выборах в Государственную Думу.
Есть еще одна проблема, коль скоро я затронул муниципальный уровень. Еще в 2011 году мы с вами, коллеги, приняли закон, который говорит о том, что в муниципалитетах, где депутатов муниципального уровня двадцать и более, выборы обязательно должны проводиться "50 на 50": половина по мажоритарной системе, половина по партийной. Что мы видим? Массово меняются уставы, и число депутатов устанавливается 19, чтобы уйти от необходимости половину избирать по партийным спискам. Если мы хотим реальной многопартийности, нужно менять закон и принять простое правило: все муниципальные депутаты избираются по принципу "50 на 50".
Ну и, чтобы уже уйти от муниципального уровня, просто вношу идею. Я попросил бы вас, Сергей Евгеньевич, как Председателя Государственной Думы, а возможно подключив и вашу коллегу Валентину Матвиенко, выступить с такой инициативой: организовать и провести общероссийский съезд муниципальных депутатов – как представителей от всех партий, так и мажоритарных. Я думаю, им есть что сказать, у них есть необходимость обменяться опытом.
Следующая тема – по поводу избирательного бюллетеня: "портянки", "полтора метра" и так далее. Коллеги, ничего не придумаем, пока не организуем, не выделим деньги и не перейдем к электронному голосованию. Только КЭГи (Комплексы электронного голосования – Прим.) Весь мир это делает, а все сказки-рассказы по поводу "мухлежа" в программном обеспечении – про КОИБы то же самое говорят. Я согласен с Борисом Борисовичем [Надеждиным], сам изучал все участки: КОИБы намного лучше, чем ручной подсчет. А электронное голосование решит проблему и с бюллетенями, решит проблему учета голоса каждого избирателя.
Выборы в Государственную Думу. В программе нашей Партии написано, что мы сторонники смешанной системы "50 на 50", для нас это совершенно очевидно. Порог явки не нужен в принципе, его сейчас нет и не надо загонять людей на избирательные участки. Блоки избирательные обязательно нужны. Говоря о проходном барьере – его, безусловно, нужно снижать, минимум до 5%, а мы считаем, что и до 3%. И этот порог должен быть одинаковым как для политических партий, так и для избирательных блоков и объединений.
О выборах губернаторов. Законопроект, за который мы в первом чтении проголосовали, наша фракция поддержала, но при условии: мы будем настаивать на внесении во втором чтении поправки. Я сегодня эту поправку вношу, а суть ее сейчас сформулирую. Я считаю, что вариант, когда губернатор избирается депутатами органа законодательной власти субъекта федерации, должен распространяться только на субъекты федерации, в которых национальный состав насчитывает две или более национальности, каждая из которой, в свою очередь, насчитывает не менее 17% населения. Я, уважаемые коллеги, понимаю – и все мы понимаем, о каких конкретных республиках идет речь. Должен сказать, что под этот критерий подпадет 16 субъектов Российской Федерации. Но сегодня, к сожалению, если мы не внесем такую поправку, любой субъект Российской Федерации может принять именно такой вариант. И уже все открыто говорят, что первым субъектом, который пойдет на это, будет Московская область, а отнюдь не Дагестан, не КБР и не КЧР, ради которых мы и вносили эту поправку. Я считаю, что такую поправку необходимо вносить.
Завершая свое выступление о вопросе формирования Совета Федерации, хочу обратить внимание вот на что. Борис Борисович [Надеждин], обратите внимание – можно, через голосование. Здесь очень многие из нас юристы, мы привыкли к термину "выборы". Еще четыре года назад нами подготовлен законопроект (идея принадлежит Юрию Афанасьевичу Шарандину, руководителю юридического управления Совета Федерации), который позволяет [формировать Совет Федерации], не меняя Конституцию (с учетом того, что в ней написано, что Совет Федерации формируется по одному представителю от исполнительной ветви власти и от законодательной), через голосование избирателей. Естественно, это альтернативное голосование за несколько кандидатов, в законопроекте описан порядок: кто выдвигает от законодательной ветви власти, кто выдвигает от губернатора. Суть в том, что кандидата, который набрал при голосовании (обратите внимание: это не выборы, это голосование) максимальное число голосов, губернатор и Законодательное Собрание обязаны назначить. Таким образом мы уходим от необходимости изменения Конституции и в то же время абсолютно учитываем мнение избирателя, который голосует за своего представителя в Совете Федерации.
Спасибо.