Андрей Озеров о совершенствовании функционирования коммунального хозяйства с использованием информационно-коммуникационных технологий
см. также ↓Споры вокруг реформы ЖКХ давно вышли за узкоспециальные рамки и приобрели масштаб поистине социальных преобразований, если брать во внимание значение роста тарифов для большинства нашего населения, прямо скажем, лишними деньгами не обремененного. Своими соображениями относительно того, как следует совершенствовать систему ЖКХ, делится депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Андрей Озеров:
– В настоящее время в России исключительно актуальным является проведение интенсивных работ по повышению энергоэффективности, улучшению комфорта и экологичности для жильцов, повышению качества коммунальных услуг.
Среди многочисленных проблем, сдерживающих развитие жилищно-коммунального комплекса, названных Министерством регионального развития России, особо выделяются те базовые проблемы, которые являются социально наиболее острыми:
нечеткие и противоречивые регулирующие нормы, в том числе в области тарифов;
непрозрачное и не опирающееся на данные системного анализа (мониторинг, статистика, аналитические исследования и т.д.) управление;
непрозрачность формирования тарифов и отсутствие информированности населения по процедурам затрат;
не прозрачные для пользователей расчеты платежей.
Важным инструментом для решения названных проблем является использование современных инновационных технологий, и, прежде всего, современных информационно-коммуникационных технологий.
Жилищно-коммунальная сфера в настоящее время относительно слабо затронута процессами информатизации. При этом имеется большое количество федеральных и региональных государственных правовых, программных и директивных документов, предусматривающих интенсивное использование информационно-коммуникационных технологий в коммунальной сфере.
В качестве примеров можно назвать: Постановление Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г., которым была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы; Распоряжение Правительства РФ N 102-р от 2 февраля 2010 г., утвердившее Концепцию федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 2020 годы"; Распоряжение Правительства РФ № 1815-р от 20 октября 2010 г., утвердившее Государственную программу РФ "Информационное общество (2011 – 2020 годы)".
Практически все субъекты Российской Федерации разработали программы по энергетической эффективности, развитию систем ресурсоснабжения, развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса, включая использование информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, в целом, программы разрабатывались и принимались в различное время без учета необходимой системности и федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В качестве позитивного примера такойпрограммы можно привести Государственную программу города Москвы "Информационный город (2012-2016 годы)", утвержденную Правительством Москвы № 349-ПП от 9 августа 2011 г.
Имеющийся многолетний зарубежный опыт свидетельствует об огромной эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в функционировании жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, включая энергосбережение и экологичность.
В настоящее время Министерство регионального развития РФ возглавило создание в России информационно-аналитической системы для управления ЖКХ. Для реализации такой системы необходимо создать соответствующие системы в субъектах Федерации и муниципалитетах и обеспечить их электронное взаимодействие.
Имеются предложения по внедрению конкретных автоматизированных систем в ЖКХ. Например, автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета различных видов энергоресурсов, которые предназначены: для измерения и учета количества энергии; для измерения и контроля параметров видов энергии; мониторинга параметров систем теплопотребления, имеющих различную конфигурацию, водопотребления, электропотребления на различных объектах; сбора и хранения информации о потреблении энергоресурсов при расчетах между потребителем и энергоснабжающей организацией.
В соответствии с Приказом № 57 Минпромторга России от 21 января 2011 г. "Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии" утверждаются методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, которые соответствуют Директиве 2004/22/ЕС Европейского Парламента и Совета от 31 марта 2004 г. "О средствах измерения" и выполняются Комплексной автоматизированной системой учета, расчетов, мониторинга, управления и сбережения энергоресурсов в ЖКХ.
В основе этой Комплексной автоматизированной системы лежит программно-технический комплекс – Беспроводная интеллектуальная система учета коммунальных ресурсов, и все входящие в нее приборы учета. Комплекс является инструментом для достижения установленных показателей по энергоэффективности и комфорту, а также служит источником информации для расчетных центров, ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и собственников/нанимателей многоквартирных домов и зданий городской инфраструктуры. Система позволяет производить посуточный мониторинг всех приборов и подытоживать точное распределение потребления по объектам. Такая инновационная система на основе беспроводных интеллектуальных приборов существенно экономичнее, надежнее и социально спокойнее существующих аналогов.
Измененное законодательство должно в большей мере, чем сейчас, создавать благоприятные условия для выстраивания взаимно выгодных отношений участников рынка жилищно-коммунальных услуг, поддерживать широкое использование новейших технологий, устанавливать четкие механизмы финансирования и обеспечения гарантий инвесторам, способствовать развитию самоуправления в жилищной сфере, и другое.
Нуждаются в изменениях Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон №135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и другие.
В процессе совершенствования законодательства следует иметь в виду необходимость введения новых норм, способствующих модернизации и развитию инфраструктуры поселений и жилой недвижимости, энергетической защите зданий, эффективности деятельности управляющих компаний в сфере жилой недвижимости, развитию частно-государственного партнерства, широкому внедрению современных систем измерения и учета потребления коммунальных ресурсов, развитию сети "операторов коммунальных услуг", и др. Все это, в конечном счете, должно быть направлено на благо наших граждан.