Валерий Гартунг о мерах по стимулированию развития обрабатывающих отраслей
см. также ↓Госдума приняла проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода". Соглашение подписано 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге в рамках очередного заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана) на уровне глав Правительств. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг:
Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович!
Избиратели от нас ждут, чтобы мы что-то сделали для страны, потому что экономика находится в тяжелой ситуации, надвигается, надеюсь, что не кризис, а хотя бы рецессия, но мы, к сожалению, менее готовы, чем три года назад. Поэтому мы, конечно же, поддержим соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, это шаг в правильном направлении. Но этого явно недостаточно для того, чтобы вылечить нашу российскую экономику.
Что для этого нужно? Для этого нужно ответить на главный вопрос: что является главной проблемой российской экономики. Как вы считаете? Коммунисты считают, что непрофессиональное Правительство. Я считаю, что все-таки сырьевой характер развития экономики. Что для этого нужно сделать? Я думаю, что в этом зале с этой причиной никто спорить не будет, что эта причина есть. Что для этого нужно сделать, как изменить сырьевую направленность развития экономики?
Что может сделать Правительство РФ, прежде всего, за счет мер налогового стимулирования обрабатывающих отраслей. Какие это меры, каких мер мы ждем от Правительства? Конечно, ратификация соглашения это очень важный акт, но что мы ждем от Правительства и, прежде всего, от Министерства промышленности?
Прежде всего, нужно поддержать несырьевой экспорт. Не надо ничего придумывать, все уже давно придумано, посмотрите на нашего соседа Китай, который уже много лет применяет практику выборочного возврата НДС. То есть чем более высокотехнологичную продукцию продают предприятия на экспорт, тем больше возврат НДС. Если предприятие продает сырье либо продукцию, при которой гигантские затраты энергоносителей, то НДС вообще не возвращается.
Таким образом, они стимулируют создание рабочих мест у себя в стране, занятость, добавленную стоимость. И темпы экономического роста на протяжении десятков лет у них за 10 процентов, а мы радуемся, когда у нас 4 процента. Мы могли бы иметь такие же темпы роста, как в Китае. Что для этого нужно сделать?
Прежде всего, отменить возврат НДС экспортерам сырья. Например, если металлурги отправляют стальную заготовку, то НДС не надо возвращать. Если они направляют за рубеж на экспорт сортовой прокат, листовой прокат, который применяется в автопроме, пожалуйста, половину возвращайте. А если готовые узлы, детали изделия и автокомпоненты идут на экспорт, пожалуйста, 100 процентов возмещайте. Таким образом, мы поддержим наших производителей высокотехнологичной продукции.
Почему это злободневно, почему я с этого начинаю? Структура сбора нашего НДС такова. Мы примерно два триллиона НДС собираем в стране и почти триллион возвращаем потом экспортерам. И из них подавляющее большинство получают сырьевики.
То есть получается, что вся экономика России платит НДС, причем очень высокий НДС. Вы признали, что гораздо выше, чем у наших соседей. А сырьевики эту тенденцию забирают и при этом плачутся, что они, скажем так, большую налоговую нагрузку несут. Надо сравнивать не по доли налоговой нагрузки в объеме продаж, а по отдаче на рубль вложенной продукции, на инвестиционный рубль, сколько получилось прибыли в той или иной отрасли экономики.
И если мы по этому показателю посмотрим, то мы увидим, что в сырье в России вкладывать гораздо выгоднее, чем в обрабатывающее производство при всех других политических и коррупционных рисках.
Следующее. Мы предлагаем снизить ставку страховых платежей, вернуть ее хотя бы до 26 процентов. В идеале нужно было еще ниже сделать, причем, сделать ее плоскую.
В этом зале два года назад принималось решение, к сожалению, только одни мы против него выступили. Но сейчас, я думаю, многие уже поняли, что это было ошибочное решение. Надо признать ошибку. Кстати, Геннадию Андреевичу тоже надо было бы признать ошибку.
Ну ошиблись, ничего страшного, кто не ошибается. Давайте ее исправим в этом зале, давайте не будем ждать указаний Президента. Сегодня Правительство обсуждает, снизить до 30 процентов, до 20-ти для малого бизнеса. Это не решит проблемы. Нужно уходить, минимум, на 26 процентов, а то и ниже, и сделать ее плоской на все заработные платы. Таким образом, у нас, конечно же, платежи для секторов экономики, где очень высокие зарплаты, а это финансовый и сырьевой сектор, конечно, на них нагрузка на фонд оплаты труда вырастет. Я думаю, что Газпром и Сбербанк переживут это повышение. Но наше машиностроение, самолетостроение, автотракторная промышленность вздохнет более глубоко.
Следующее. Малый бизнес. Нужно вернуть ставку 14 процентов, потому что сегодня то, что могут себе позволить крупные предприятия, малые и даже средние предприятия выдержать такой нагрузки не могут. 20 процентов для них будет непосильно. Я не говорю уже о тех 34 процентах, которые сегодня приходится платить. Сегодня малый бизнес: либо закрывается, либо уходит в тень. Извините меня, о каком развитии несырьевого сектора мы будем говорить, если мы основной сектор, в котором больше всего внедряется инновационных разработок, это малый бизнес, мы его загоняем налогами в тень? Никакого изменения вектора развития экономики мы не получим. Поэтому мы ждем от Правительства именно таких решений.
Следующее. Георгий Владимирович Каламанов правильно заметил, что у нас условия ведения бизнеса немножко хуже, чем у наших соседей по Таможенному союзу. Я уже не говорю о дальнем зарубежье.
Еще, о какой проблеме хотелось бы сказать? Тарифы на услуги естественных монополий. Возьмем железнодорожные перевозки. У нас тарифы на услуги естественных монополий за последние десять лет растут в разы более высокими темпами, чем средний уровень инфляции. То есть, получается, что мы официально, скажем так, перекладываем рентабельность из обрабатывающих отраслей в естественные монополии. Но они и так у нас неплохо живут. Посмотрите, какой там уровень откатов при закупке товаров, это просто дикость. Причем они даже обходят 94-й закон, и всеми ухищрениями, попробуйте, посмотрите, я, кстати, министру транспорта задавал такой вопрос: знает ли он об уровне откатов? Ничего он на этот вопрос, к сожалению, не ответил. Но я подозреваю, что знает, но ответить, наверное, ему было бы просто стыдно.
Мало того, что сейчас творится в железнодорожных перевозках? Почему говорю о железнодорожных перевозках? Напоминаю, Россия самая большая страна в мире по территории, и у нас стоимость тарифа очень существенно влияет на конкурентоспособность того или иного производителя. Чтобы довезти из Челябинска в Черноморский порт нужно огромный тариф заплатить.
Поэтому нужно, конечно же, навести здесь порядок. У нас что сейчас происходит? У нас, кроме тарифа, который установлен государством, еще грузовые компании взимают арендную плату за вагоны, причем она сопоставима со стоимостью провоза, провозной платы. Причем даже больше. И получается, что мы двойной тариф сейчас устанавливаем для наших производителей. Мало того, даже нет гарантий поставки. Сегодня многие производители вынуждены закупать автомобильный транспорт, нести убытки, потому что риски срыва зарубежных контрактов у них очень высоки. И они переплачивают, потому что автомобильным транспортом везти при наших расстояниях, конечно же, менее выгодно.
Это тоже проблема, решения которой мы бы хотели, чтобы представители Правительства дали решение. От вас мы ничего здесь не слышим.
Следующее. Демонополизация российской экономики. У нас, слава Богу, сменился министр финансов, и мы сейчас посмотрим, сменится ли его позиция по монетарному, скажем так, подходу к экономике. По нашему глубокому убеждению, в России основой инфляции являются не доходы населения, а монополизация экономики. Потому что при монопольной экономике, сколько бы денег не выделялось, монополист всегда будет поднимать цену.
Я приводил пример, когда министр транспорта выступал здесь. Закупки железнодорожных вагонов. В 2009 году цена на вагон была 950 тысяч рублей. Сегодня она 2 млн 400 тыс. рублей, рост в 2,5 раза. Что изменилось? Цены на металл в 2,5 раза выросли или зарплата выросла в 2,5 раза? Ничего не изменилось. Просто монополисты имеют возможность объявлять ту цену, которую считают нужной.
То же самое у нас и в металлургической отрасли. Напоминаю, стальную заготовку за рубеж продают на 60 процентов, не в целом по сортаменту, а по отдельным позициям, на 60 процентов дешевле, чем продают в стране. Причем наши металлурги научились договариваться с Украиной, делят сортамент и поднимают цены. С этим нужно бороться, и мы именно этого от вас и ждем. Спасибо.