Олег Михеев: Гражданский кодекс должен защищать рядовых россиян, пользующихся услугами частных предпринимателей
см. также ↓Депутаты от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ внесли в Государственную Думу проект федерального закона с поправками в Гражданский кодекс. Этот законопроект направлен на защиту рядовых граждан, пользующихся услугами некоммерческих организаций, которые оказывают данные услуги на коммерческой основе (вопрос публичного договора).
Речь идет о внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса РФ.
Как пояснил депутат Госдумы от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Председатель Совета Волгоградского реготделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Олег Михеев, проектом поправок предлагается распространить действующие нормы о публичном договоре, предусмотренные статьей 426 Гражданского кодекса РФ, не только на коммерческие организации, но и на любое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. "Это делается в целях защиты прав наших граждан", отметил Олег Михеев.
Дело в том, что сейчас в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, который заключен только коммерческой организацией и устанавливает ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в соответствии с ее профилем.
Согласно публичному договору в обязанности коммерческой организации входит заключение с потребителем договора. При этом коммерческая организация не вправе по своему усмотрению заключить или отказать в заключении договора, самостоятельно определять контрагента и оговаривать с ним взаимовыгодные условия будущего соглашения. Подобное ограничение свободы договора для одной стороны исполнителя, в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 115-О, учитывает существенное неравенство сторон в договоре такого типа и направлено "на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях".
Однако предоставлением услуг на коммерческой основе занимаются не только коммерческие организации, но и некоммерческие и индивидуальные предприниматели. При этом в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ приводит к такой ситуации, когда, например, медицинские услуги оказываются платно некоммерческими организациями, но у них разный правовой режим в сравнении с коммерческими организациями.
Выходит, что для коммерческих организаций прописаны обязательства по отношению к клиентам, а для индивидуальных предпринимателей их нет. Тоже самое касается образовательных и иных услуг, которые предоставляются некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями на коммерческой основе.
Как отмечают юристы, в сформировавшейся судебной практике уже неоднократно рассматривался вопрос о возможности применения норм о публичном договоре по отношению к некоммерческих организаций и ИП. Однако, на деле суды исходят из возможности применения норм о публичном договоре только к коммерческим организациям, аргументируя свои решения нормами статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление ФАС Московского округа от 1 апреля 2002 года № КГ-А40/1712-02, Постановление ФАС Московского округа от 8 октября 2003 года № КА-А40/7558, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 августа 2009 года № Ф04-4800/2009).
В сложившейся ситуации потребитель услуг оказывается в положении наименьшей защищенности и гарантированности при оказании одних и тех же услуг организациями с различным организационно-правовым статусом или индивидуальным предпринимателем, что, на наш взгляд, нельзя признать справедливым и юридически обоснованным.
В этой связи настоящим законопроектом предлагается распространить действующие нормы о публичном договоре, предусмотренные статьей 426 Гражданского кодекса РФ, не только на коммерческие организации, но и на любое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.