2 июня Заместитель Председателя комитета по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии Московской областной Думы, академик РАЕН Александр Романович выступил на конференции в Государственной Думе. "Опыт в реализации проектов по уничтожению отходов производства и потребления. Современные методы водоподготовки и водоочистки. Выработка наиболее эффективных методов, систем, структур, которые могли бы быть применимы в Регионах РФ"
Обобщив весьма напряженную ситуацию с утилизацией отходов в Московском регионе, Александр Романович высказал мнение о том, что в современном цивилизованном идеальном варианте схема управления отходами должна быть общенациональной, централизованной и по вертикали доходить до каждого муниципалитета и населенного пункта.
Регион должен иметь единый координационный и управляющий центр по работе с отходами. Этому центру должны подчиняться все местные и представительства общефедеральных ведомств, задействованные в решении проблемы. Эта работа должна вестись коллективно, на основе скоординированного межведомственного взаимодействия.
Особенно важно, считает Александр Романович, взаимодействие по единой схеме между регионом и находящимся в его центре крупным мегаполисом, который сам является полноправным субъектом федерации (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область). Поскольку здесь речь идет о массовом вывозе и утилизации отходов одного субъекта на территории другого.
Конкретное предложение на этот счет по Московскому региону было разработано и представлено Александром Романовичем президенту РФ Дмитрию Медведеву по просьбе главы государства во время его встречи с активом Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Направлено оно и в Правительство Московской области.
Текст выступления Александра Романовича на Конференции:
На сегодняшний день на территории Московской области действуют 47 полигонов ТБО суммарной площадью 800 га. ТБО завозятся на выработанные карьеры для рекультивации. Примерно 80% организаций, эксплуатирующих полигоны организаций, имеют установленную нормативно-разрешительную документацию. Значительная часть полигонов имеет коэффициент заполнения от 0,7 до 0,9. Это означает, что к 2010 году на них будет исчерпана возможность захоронения отходов.
30% всех полигонов площадью 400 га и вместимостью 50 млн.тонн сосредоточены в 50 километровой зоне от Москвы. Высокая плотность населения затрудняет подбор участников для строительства новых полигонов. Тем не менее, область вынуждена выделять все новые площади для размещения объектов переработки отходов. Всего выделятся 433,1 га земли: под новые полигоны-157 га, на расширение существующих-256 га. Под мусороперегрузочные и сортировочные станции-2,6 и 17,5 га соответственно.
Несмотря на подписанный в 2008 году Протокол между Правительством Москвы и Правительством Московской области о принципах и условиях взаимного сотрудничества, где отходам посвящена отдельная статья, и обсуждений вопроса в Объединенной комиссии Московской городской и Московской областной Думы по координации законотворческой деятельности, работа по теме ведется недостаточно.
Москва и Московская область, каждая по себе, ведут профильную работу по отходам, разрабатывают различные программы, но, в силу разрозненности и нескоординированности этих действий, проблема отходов в Московской области продолжает усугубляться.
С правовой, организационной и практической точек зрения, чтобы изменить ситуацию, по моему мнению, необходим Административный договор между двумя суверенными субъектами по единой системе управления отходами производства потребления в Московском регионе. Его подписанию должна предшествовать стыковка профильных программ и законодательное закрепление их обоими региональными парламентами.
Предварительную координацию программы должна осуществить рабочая группа, в которую могли бы войти ведущие эксперты в этой области, представители законодательной и исполнительной власти Москвы и Московской области, а также профильных надзорных органов. Придумывать и изобретать велосипеда не надо, а можно воспользоваться зарубежным опытом.
На мой взгляд, огромный практический интерес для Московского региона представляет уже действующий в Китае по профильной Программе ЮНИДО проект управления медицинскими отходами. На сегодня это самый современный и научно обоснованный и четко работающий проект в мире в сфере обращения с медицинскими отходами.
Не касаясь пока технологических методик проекта, обращаю особое внимание на целостный общенациональный организационно-управленческий подход к решению проблемы медицинских отходов, причем, для такой большой страны, как Китай.
Вся схема действует под единым центральным руководством Национальном комитетом по управлению медицинскими отходами и пронизывает и подчиняет себе в рамках компетенции проекта все профильные ведомства и их органы на местах, вплоть до провинций.
Главный вывод и know how отсюда для нашей ситуации в Московском регионе – это единый системный подход к управлению отходами, в том числе и медицинскими. На первом этапе – это скрепленная Административным договором между Московской областью и Москвой схема взаимодействия в управлении отходами в Московском регионе в целом.