Алтайский край: Александр Молотов озвучил требования по корректировке регионального бюджета
см. также ↓Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Алтайском краевом Законодательном Собрании Александр Молотов 31 октября на 36-й сессии АКЗС озвучил требования "СР" по корректировке ко второму чтению проекта регионального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов:
– Фракция "СР", как всегда, внимательно изучила проект закона о краевом бюджете, представленный к первому чтению. Как известно, в первом чтении мы рассматриваем три основных параметра: доходы, расходы и дефицит бюджета. В этом смысле здесь нас всегда в первую очередь интересуют общие тенденции – вырос бюджет или упал, и если да, то насколько. Ожидается, что краевой бюджет на 2020 год вырастет по отношению к первоначальному плану 2019 года на 1% как в доходной, так и расходной частях.
Особой радости от столь незначительного роста у нас, конечно, нет, но надо объективно признать, что это, в целом, соотносится с прогнозом социально-экономического развития Алтайского края на 2020 год. Мы понимаем, что для резкого роста параметров бюджета необходимы принципиальные изменения в экономике края, но они могут стать следствием только длительной и системной работы. Действующий губернатор был избран на свою должность лишь чуть более года назад, поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что нужно дать ему время для того, чтобы делать какие-то серьезные выводы о работе в этом направлении.
"СР" всегда конструктивно подходит к бюджетному процессу и формированию бюджета и руководствуется при определении своей позиции не соображениями политической целесообразности, а цифрами и фактами. Как известно, наша фракция в Госдуме не поддержала в первом чтении проект федерального бюджета на 2020 год, поскольку концептуально против той философии, которую федеральное Правительство использует при его формировании. "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" категорически не устраивает, что нынешний федеральный бюджет по-прежнему является бюджетом стагнации, а не развития, хотя все необходимые предпосылки для него имеются. Мы против подходов, используемых при его формировании – это касается возврата НДС экспортерам сырьевых ресурсов, использования плоской шкалы подоходного налога и дифференцированных ставок отчислений во внебюджетные фонды, параметров бюджетного правила и др.
В случае же с краевым бюджетом ситуация принципиальна иная. Мы – не популисты и прекрасно понимаем, что в доходной части бюджета (она планируется в размере 101,7 млрд руб.) не можем резко увеличить прогнозируемый объем налоговых поступлений в него (здесь и так спрогнозирован рост почти на 8%), поскольку выступаем категорически против увеличения налогового бремени как на граждан, так и на юридических лиц.
При этом мы все же обращаем внимание разработчиков бюджета на возможность незначительно, но все же еще повысить прогноз поступлений налоговых доходов в краевой бюджет, – практика всех последних лет показывает, что по году налоговые доходы поступают в бюджет в большем объеме, чем запланировано, что приводит нас к необходимости внесения изменений в бюджет в течение самого финансового года, что не очень хорошо с точки зрения системности планирования расходов бюджета и от этой практики нам нужно стараться отказываться. Отрадно, что в этом году нашу позицию разделили и разработчики бюджета, которые согласились с предложением комитета по бюджету уже к первому чтению увеличить прогноз налоговых поступлений в бюджет на 120 млн руб.
Что касается объема прогнозируемых собственных неналоговых доходов, то практика прошлых лет показывает, что мы и так тяжело исполняем эту статью бюджета, поэтому прогноз их фактически чуть ниже уровня нынешнего года (99%) кажется нам вполне реалистичным. При этом, хочу напомнить, что фракция "СР", в принципе, против бездумной распродажи государственной собственности Алтайского края – в частности, мы по-прежнему категорически не согласны с включением в Прогнозный план приватизации предприятия "Модест" – чуть ли единственного в крае предприятия, производящего качественное детское питание и молочные продукты. Мы категорически против продажи того, что ликвидно и приносит прибыль, к тому же, если продажа, как в случае с "Модестом", грозит социальным недовольством – этого мы не можем допустить.
Что касается прогнозируемого объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета¸ то здесь пространство для маневра тоже незначительно – итоговые цифры либо зависят от четких правил и формул, по которым распределяется помощь регионам из Федерации, либо от лоббистских возможностей краевых властей. И там, и здесь есть поводы для сдержанного оптимизма – и хоть в представленном проекте закона о краевом бюджете размер безвозмездных поступлений несколько снижен (на 6%) по сравнению с первоначальным планом прошлого года, но уже есть понимание того, что ко второму чтению эта цифра традиционно будет скорректирована в сторону ее увеличения. Принципиально важным является также решение федерального центра о снижении до 1% необходимого со стороны Алтайского края софинансирования различных проектов и программ, что в перспективе позволит нам в большем объеме привлекать в регион федеральные деньги.
Следует отметить, что верхний предел госдолга Алтайского края прогнозируется на уровне 3,6 млрд руб., что даже несколько меньше уровня текущего года. При этом объем государственных заимствований предполагается в сумме 2,9 млрд руб., что, по сравнению с большинством других регионов, весьма незначительно. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" полагает, что этот объем может быть увеличен, но при этом разделяет позицию краевой исполнительной власти, что это будет возможно лишь в случае появления серьезных инвестиционных проектов, предполагающих значительное вливание в экономику региона.
Что касается расходной части краевого бюджета, то она составит 107,4 млрд руб. Более 70% расходов бюджета по-прежнему носят социальную направленность, что фракция рассматривает как положительную тенденцию. При этом у нас традиционно есть предложения в части корректировки отдельных разделов расходной части бюджета. В частности, мы будем настаивать на выделении средств для большего, чем запланировано, повышения должностных окладов бюджетникам, индексации всех социальных выплат гражданам, увеличении финансовой поддержки муниципалитетам, выделении дополнительных средств для решения проблемы жилья для детей-сирот – окончательный список пожеланий фракция традиционно сформулирует ко второму чтению закона о краевом бюджете.
Что касается дефицита краевого бюджета, то он спрогнозирован предельно возможным. В то же время наша фракция обращает внимание разработчиков бюджета на возможность его дальнейшей корректировки в сторону увеличения на объем остатков на счетах. Практика исполнения бюджетов последних лет показывает, что такие остатки по году бывают весьма значительными, что, на самом деле, является поводом для отдельного и весьма серьезного разговора.
Подводя итог, следует сделать вывод, что проект краевого бюджета на 2020 год, в целом, сбалансирован, носит социальную направленность и обоснованно внесен на рассмотрение АКЗС. Фракция будет поддерживать закон о краевом бюджете в первом чтении, и надеемся на конструктивное его обсуждение и корректировку ко второму – в том числе с учетом наших предложений.
Кроме того, мы рассчитываем на достаточно напряженную и эффективную работу разработчиков бюджета и депутатов между первым и вторым чтением по нескольким направлениям, в том числе и тем, которые были обозначены в заключении Счетной палаты. Действительно, это очень важный и интересный документ и, как минимум, два момента из него я хотел бы прокомментировать. Первое: мы всегда говорим о том, что наш бюджет носит программный характер. Это звучит правильно и хорошо, но между тем в соответствии с утверждённым в крае Порядком разработки и реализации оценки эффективности госпрограмм государственные программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные госпрограммы подлежат утверждению не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в АКЗС. В законопроекте же о краевом бюджете на 2020 год среди прочего предусматриваются средства на реализацию 16 государственных программ, не принятых в установленный порядком срок. Получается средства есть, программы нет. Это некорректно. Кроме того, из 26 госпрограмм, заложенных в бюджете, только по двум бюджетные ассигнования в законопроекте предусмотрены в размерах, соответствующих паспортным данным. Ниже паспортных данных предусмотрены расходы на реализацию мероприятий 12 госпрограмм. По 12 госпрограммам расходы предусмотрены в объемах выше, чем в их паспортах. За месяц до второго чтения мы должны навести порядок в этой части. И второй момент это, конечно, краевая адресная инвестиционная программа (КАИП). Мы в последнее время много говорим о необходимости эффективного расходования бюджетных средств. В этом наш основной резерв. Но что на практике получается? Мы сейчас принимаем бюджет в первом чтении и видим лишь общую цифру расходов на КАИП – 4,65 млрд руб. Распределения по конкретным объектам КАИП мы не видим. И не увидим его ко второму чтению. В прошлом году увидели аж 29 декабря. Как мы будем КАИП выполнять, если в принципе начинаем этот процесс лишь в первой половине следующего года? Пока проектно-сметная документация будет разработана, конкурс, торги состоятся, до восьми месяцев на практике проходит – когда строить?! Естественно, и расходование средств в этом случае будет неэффективным. Поэтому, считаем, что мы уже ко второму чтению должны видеть расходы КАИП в разрезе их по объектам. Только тогда расходование средств бюджета в этой части будет оперативным и эффективным.