Олег Нилов: ошибку "пенсионной реформы" надо исправлять регионам и Сахалину, и Приморью
см. также ↓Олег Нилов, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе РФ как партийный депутат курирует три российских региона город-субъект Санкт-Петербург, Сахалинскую область и Приморский край. На прошлой неделе политик посетил дальневосточные регионы, и во Владивостоке корр. ИА PrimaMedia побеседовал с видным представителем партии о региональной и федеральной повестке "справедливороссов".
О социально-политической обстановке в регионах Дальнего Востока
К счастью, каких-то радикальных неприятных перемен со времени моих прошлогодних приездов не произошло. Хотя после "полыхающего" прошлой осенью Приморья и Дальнего Востока в целом можно было ожидать всякого. Я имею в виду, прежде всего, напряженность в обществе политическую, так сказать, предреволюционную. Но вот этого я не увидел.
Может, это мне и кажется, но к счастью, не все так печально. Особенно с учетом той осенней так называемой "пенсионной реформы". Я все же думаю, что невозможно сегодня надеяться на то, что все это так быстро будет забыто перевернут страницу граждане или политики, и жизнь закипит светлыми, буйными красками. Ничего подобного. Эту историю так просто не сотрешь.
Эту, мягко говоря, ошибку нужно исправлять. Я считаю, что это было сделано на грани провокации, грубо говоря, "подставы", и прежде всего Президента. Вот и вопрос: кто организовал эту подставу, с какими целями? Разбора полетов нет.
Я считаю, что без работы над этой ошибкой, без исправления ситуации, к какому прорыву можно идти? Посмотрите, что происходит. Народ говорит: "Не забудем, не простим. Думайте, делайте, принимайте решение".
Я абсолютно с этим согласен, наша партия абсолютно так же считает. Ну, не хватает вам мужества сделать шаг назад. Бывает такое, есть такой стиль, в том числе и в нашей стране. Давайте тогда "вбок" пойдем, давайте какую-то подушку безопасности сделаем, то, что поможет нивелировать вот этот ужас потрясений, которым буквально ошарашили людей год назад наши правители. Вот это никто не забудет.
О том, как нивелировать последствия пенсионной реформы
Что мы предлагаем? Здесь как раз мы обсуждали с сахалинцами, с приморцами давайте сделаем хотя бы так, как сделал Сергей Собянин в Москве. А что именно он сделал? Он заблаговременно своим решением а это право имеет каждый субъект федерации установил, что минимальная пенсия в Москве будет 17,5 тыс. руб. То есть, если Пенсионный фонд имени господина Топилина (Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты РФ – Прим. ред.) насчитал семь-восемь тысяч, значит, еще 10 тыс. из регионального бюджета вы получите.
Так что в Москве эта проблема решается. Эта мера социальной защиты как раз и есть одновременно и нивелирование потрясений от пенсионной реформы, и борьба с бедностью.
О народосбережении и "двойке" чиновникам
С Валерием Лимаренко (врио губернатора Сахалинской области – Прим. ред.) мы встречались на днях. И я предложил: да, региональную политику, конечно же, давайте обязательно обсуждать, программы представлять, но вот эту "федеральную занозу" под названием "пенсионная реформа" и проблемы у предпенсионеров в первую голову.
Нельзя ведь региональной власти взять и сказать: "Мы-то не при чем, это же Госдума, это Правительство, они придумали, а мы будем этот крест нести, но в меру решений Правительства". Не нужно здесь, я считаю, смотреть на Правительство, которое, по сути, подставляет и Президента, и губернаторов, и партию власти.
И Правительство не просто подставило партию власти, а, по сути, ее похоронило. С этой реформой у партии власти, к сожалению, никаких перспектив нет. Или все-таки нужно признать ошибку, исправить ее и это будет замечательно. Сейчас профицитный бюджет, три трлн руб. по этому году в бюджете, а цена вопроса, о которой говорили авторы "пенсионной реформы", всего 600 млрд. Где была логика?
Это было нами сказано, и это обязательно будет сказано еще много раз. Потому что интересы народа у нас поставлены на первое место, народосбережение это, кстати, идея СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ является приоритетом номер один и главной задачей власти любого уровня. Критерием оценки эффективности власти любого уровня является народосбережение. Если ты губернатор, мэр, глава, Президент делаешь много чего вроде бы хорошего, то есть пишешь программы, проводишь реформы, саммиты, форумы, но на вверенной тебе территории смертность растет, заболеваемость растет, наркомания, алкоголизм, люди уезжают это все. По нашему предложению садись, "два", и не оставайся на второй год.
Отставка это как минимум. И когда, представьте, этот главный критерий будет работать, я вас уверяю, любой руководитель сразу поймет, чем ему заниматься. Растет смертность? Немедленно людей надо спасать, лечить. Где люди гибнут? На дорогах? Возле этих ларьков с "боярышником"? Дороги ремонтировать срочно, ларьки немедленно закрыть. Ведь чиновники всегда очень четко понимают, за что именно их могут снять, за что их могут лишить портфеля. А сегодня критерий выборы, если они пройдут не так, как надо. Вот здесь и заложена какая-то ошибка, мягко говоря. Снимать с должности нужно именно за то, что не выполняется этот главный указ из числа всех правильных, дельных указов Президента о народосбережении.
О том, где взять деньги
Предложения нашей партии и на Сахалине, и в Приморье принимаются. А где взять деньги на эти пенсии, на зарплаты, народосбережение, спросите вы? Уважаемые коллеги, посмотрите богатейшие края. Леса, моря, один краб чего стоит, по которому два месяца назад мы дебатировали до сотрясения стекол в Думе.
Только это богатство растекается, как говорится, по усам течет, а в рот не попадает. Даже сахалинцам и приморцам уже становятся порой недоступны какие-то морепродукты, деликатесы. Я уже не говорю про всю Россию.
С пожарами лесными, посмотрите, что происходит. Богатство России превращено в ее же беду. Из 29 самолетов лесной пожарной охраны сегодня всего девять в строю. Все остальное у кого-то арендуется, привлекается. Триллионы рублей лежат в бюджете, а мы не можем эскадрилью Бе-200 (российский многоцелевой самолет-амфибия – Прим. ред.) для тушения лесных пожаров создать. Почему этого не делается? А потому что чьи-то интересы здесь накладываются, кому-то эта беда выгодна.
И наше предложение: давайте разворачивать эти потоки крабовые, рыбные, лесные, денежные прежде всего, на территорию регионов. А продукцию на территорию России.
О коррупции, выборах и снова о персональной ответственности
Но сейчас для этого "разворота" не хватает мужества, сил, в том числе и у действующих руководителей. И мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", на это указываем. Ведь еще одна главная беда не только в Приморье и на Сахалине, а в России в целом это коррупция. И это безучастное наблюдение за этим, извините, бардаком. И здесь, к сожалению, пока перемен я не наблюдаю, не вижу здесь прорыва и "поворота коррупционных рек вспять". А без этого как можно говорить о зарплатах, о достойной жизни?
Да, сейчас сложное время для всех, но это безвременье, безвластие я имею в виду как раз борьбу с коррупцией должно закончиться. Потому что даже через два года к выборам в Госдуму власть просто не сможет подойти, не предъявив хотя бы промежуточных результатов этого прорыва.
И вообще для тех, кто сегодня приходит во власть, для тех же губернаторов основная задача показать результаты, а не программы, не планы. Нужно обязательно каждые полгода демонстрировать на "дорожной карте" конкретный запланированный рост показателя по каждому из направлений. С персональной ответственностью для тех, кто это выполняет: "Не сделал до свидания".
Пожелаем, конечно, успехов всем, кто сегодня находится у руля, но и будем обязательно контролировать. В этом, в том числе, и цель моего посещения регионов, я, напомню, занимаю должность первого заместителя председателя Комитета Госдумы по контролю и регламенту.
Главную же оценку власти ставит народ, и если раньше это происходило раз в пять лет, то теперь это необходимо делать каждые полгода. И если оценка "двойка", то, может, не нужно мучить кого-то продолжением, а нужно просто найти других ответственных за главное, за результат.
О бедности, лукавстве и мотивации к прорыву
Борьба с бедностью вот реальная задача, которая поставлена Президентом. "Борьба нанайских мальчиков" здесь никому не нужна. Здесь нужно доказывать, что результат есть. Как вы боретесь с бедностью? Где результат?
Если брать Сахалин, то там, конечно, есть свои возможности. Слава богу, есть профицитный бюджет, есть эта возможность защитить своих пенсионеров и особенно защитить предпенсионеров. Ведь создали целый слой людей, которым тяжелее всего. У пенсионеров есть хоть какая-то стабильность, а вот у предпенсионеров только ожидания непредсказуемого будущего.
Вот сейчас они пойдут миллионами каждый год, не имея ни пенсии, ни работы по профессии. Вот это мы особо подчеркиваем: какое вы, чиновники Правительства, имеете право гражданина страны, который всю жизнь отработал по своей профессии, учился, набирал навыки, "переучивать" на какую-то другую работу ниже квалификацией, ниже оплатой? Какое вы имеете право тем более заставлять его заниматься неквалифицированным, малооплачиваемым трудом? Наоборот, вы обязаны ему предоставить в обязательном порядке выбор. Если он не может работать по профессии выплачивайте ему в полном объеме пособие по безработице, но не в размере пяти тыс. руб., как это сейчас, а в размере хотя бы того самого прожиточного минимума, который опять-таки не может быть сегодня 11 тыс. руб.
И здесь еще одно предложение, оно как раз и может быть "подушкой безопасности" по всем направлениям: и в борьбе с последствиями этой пенсионной реформы, и в борьбе с бедностью, нищетой и в защите интересов трудящихся. Закон о потребительской корзине самый, как я считаю, отвратительный, самый опасный и вредоносный закон. Мало того, что он уже седьмой год не пересматривается, хотя в первой статье этого закона написано, что потребительская корзина должна быть пересмотрена не реже чем раз в пять лет. Что делает ведомство Топилина? Выходит с поправкой, где предлагается в это какое-то "такое сложное время" не пересматривать ее еще три года.
То есть, опять-таки, где логика? Президент заявляет: "Надо бороться с бедностью, нужно идти на прорыв". А Топилин говорит: "Но корзину не будем пересматривать". То есть подтянем пояса, на голодный желудок будем прорывы осуществлять и бедность побеждать.
А ведь там заложена потребительская корзина еще уровня 2012 года 30 руб. доллар, 30 руб. бензин. Сейчас некоторые позиции изменились в разы. Поэтому мы разработали свой вариант закона о потребительской корзине. Сейчас это сделано на серьезном уровне. Благодаря спикеру Вячеславу Володину создан инструмент проработки и подготовки законопроектов не только депутатами, но и экспертами, профессионалами, учеными. И целый год работала группа специалистов, ученых-экспертов разных вузов, в том числе и МГИМО, по разработке закона о потребительской корзине. 26 июня законопроект будет представлен в Госдуме на общественных экспертных слушаниях. 25-30 тыс. руб. вот результат, это стоимость минимальной потребительской корзины для гражданина РФ вместо нынешних 11 тыс. Значит, и МРОТ становится 25-30 тыс. А если МРОТ 25-30 тыс., то зарплаты уж точно должно быть 50-70 тыс., причем именно средние зарплаты, а не 30-40 тыс., как это, допустим, сегодня в Приморье и на Сахалине. И пенсия должна быть соответствующей.
Вот какая мотивация нужна. В любом обществе цивилизованном не могут быть зарплаты и пенсии в 11-12 тыс., никакого прорыва тогда не может быть. Никакого эффективного труда, никакого развития, стремления повысить квалификацию не будет. Будет, как следствие, заполонение рынка труда мигрантами, гастарбайтерами.
Как же сделать так, чтобы повысить зарплаты нашим гражданам? У нас есть конкретное предложение привязать зарплату чиновников, губернаторов, депутатов, топ-менеджеров госкомпаний к средней по региону. Федеральный закон об этом, разработанный мною и Сергеем Мироновым, уже лежит больше года в Госдуме. Если личные доходы руководства именно в бюджетной сфере, в государственной сфере будут привязаны к этому показателю, к средней зарплате по региону, пусть даже не один к одному (как во многих европейских странах), а, допустим, один к двум-трем, то я вас уверяю и ресурсы, и резервы найдутся. Вот тогда будет и мотивация.
О повторении на выборах губернатора Сахалина "приморского" или "хабаровского" сценариев
Нет, у меня сложилось такое впечатление, что эти сценарии здесь не повторятся. Потому что Сахалин именно из-за тех возможностей, которыми он обладает, бюджетом, перспективой, потенциалом развития, теми инвестициями, которые уже сделаны все-таки ближе к московскому варианту выборов главы субъекта.
Предпосылок "хабаровских", "сентябрьских приморских" я не вижу. Нужно очень "постараться", чтобы произошло то же самое. Только, что называется, личностный фактор, человеческий фактор может привести к таким потрясениям.
Мы должны поблагодарить предыдущее руководство региона, которое инициировало программы социальной поддержки, поддержки материнства и детства, приняло соответствующие законы. На Сахалине свыше 200 мер поддержки малообеспеченных или нуждающихся граждан. Да, это обусловлено, конечно, бюджетными возможностями региона. И на этой почве, я уверен, не должно быть никаких потрясений, таких, чтобы выборы или не состоялись, или были перенесены.
О политических планах СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ
Планы такие: чтобы наши идеи которые, как мы видим, поддерживаются на самом высоком уровне, на уровне Президента, многие превращены либо в указы, либо в национальные проекты были реализованы.
Ведь цель нашей партии не стать партией власти. Говорить: "Отдайте нам власть!" может только партия, которая или еще, или уже не понимает меры ответственности. Потому что брать власть в регионе, я считаю, это очень серьезно, особенно в сложных регионах. Поэтому нужно приводить не столько своего губернатора, нужно приводить свою команду профессиональных министров, вице-губернаторов, глав районов.
У какой партии сегодня это есть? Да, у "Единой России", как говорится, три скамейки запасных. Но к ней и претензий сегодня столько, что они идут самовыдвиженцами, как правило, уже практически везде. Самовыдвиженцы новая или же хорошо забытая старая история. Может быть, отчасти это и неплохо, потому что нужно ведь собрать подписи, пройти народный фильтр. Я даже не исключаю, что через какое-то время у нас вообще будут одни депутаты-одномандатники. А партии будут некими консультативными органами с теоретическими наработками, разработками проектов законов, проектов указов, направлений развития.
<…>
По материалам источников: PrimaMedia