4 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 668185-7 "О внесении изменений в статью 32.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 46 Федерального закона "О связи" (в части уточнения перечня обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов). С содокладом по данному законопроекту выступил председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Сергей Михайлович (Боярский, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) достаточно подробно рассказал о проблемах, о законопроекте, я лишь несколько фактов добавлю, которые, наверное, стоит нам всем знать.
По оценкам Национальной ассоциации телерадиовещателей, в Российской Федерации на данный момент работает более 500 вещательных организаций, осуществляющих вещание более чем тысячи телеканалов, которые можно назвать региональными с географией распространения от федерального округа или нескольких субъектов до небольшого муниципального образования.
Из них не менее 14 муниципальных, то есть городских каналов полностью самостоятельно программируют свою 24-часовую сетку вещания. Как правило, все эти компании на сегодняшний момент имеют право вещания на эфирных аналоговых частотах.
В этом году Российская Федерация осуществляет переход на цифровое эфирное вещание, что означает отказ от передачи сигнала каналов, входящих в мультиплексы в аналоговом формате. Введены в эксплуатацию два мультиплекса цифрового вещания, которые на текущий момент уже обеспечивают 20 федеральных каналов, но для региональных и муниципальных каналов необходимо предусмотреть меры поддержки для сохранения им условий работы.
Здесь уже говорилось, что для региональных мы с вами приняли закон о 21-й кнопке, а 22-я кнопка, телеканал будет выбираться из числа тех, продукция которых содержит не менее 75% национальной продукции средств массовой информации, и не менее 20% от общего времени вещания телеканала должны составлять программы, освещающие вопросы местного значения, трансляция которых осуществляется на территории соответствующего муниципального образования.
В целом переход вещания в цифровой формат поставил городские каналы на черту выживания, поскольку им необходимо договариваться о распространении своего сигнала, в том числе и с кабельными операторами.
И Сергей Михайлович как раз говорил о том, что это непростая ситуация, зачастую их ставят и на 150-ю позицию, а чтобы поставить на позицию 22-ю, 25-ю, в общем, не так далеко от основного мультиплекса, требуются серьёзные деньги, во многих регионах это миллионы рублей.
Для справки, на сегодняшний момент, по экспертным оценкам, доля проникновения кабельного телевидения в городских поселениях составляет в среднем 65%, а в городах-миллионниках она может и до 100% доходить.
Наш закон позволит, минуя высокозатратные технические решения по запуску муниципальных телеканалов в цифровой эфир, уже сегодня донести их продукт до большинства зрителей на бесплатной основе.
Предполагается, что в каждом муниципальном образовании может быть выбран один муниципальный обязательный общедоступный телеканал. И порядок этого выбора будет определён Правительством Российской Федерации, как и в случае с 21-й кнопкой.
Комитет, отмечая актуальность рассматриваемого законопроекта, полагает, что его принятие будет способствовать обеспечению населения Российской Федерации наиболее полной и актуальной информацией о событиях местного значения, а также удовлетворению информационных и культурных потребностей соответствующей аудитории.
При этом обращаю внимание на то, что отдельные положения законопроекта нуждаются в юридико-технической и лингвостилистической корректировке, которую мы устраним ко второму чтению.
Комитет-соисполнитель по федеративному устройству поддерживает принятие данного законопроекта. С учётом изложенного комитет предлагает данный законопроект поддержать. Спасибо.