На пленарном заседании Государственной Думы 12 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Николаев:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, добрый день!
Всем нам известно, что ключом успешного решения задач развития страны, в том числе и обозначенных предыдущими докладчиками, является сильная и конкурентная экономика. В свою очередь, для такой экономики очень важное значение имеет деловой климат, об этих вещах в своём Послании говорил и Президент. А вот деловой климат формируется на ожиданиях.
Одним из сильных раздражителей в части ожиданий для бизнеса в настоящий момент является грядущая массовая маркировка товаров. Несомненно, система прослеживаемости товаров в отдельных отраслях и сегментах экономики полезна и нужна, и наша фракция эту линию в общем и целом поддерживает, но, как гласит одна из поговорок, всё полезно в меру.
К 2024 году предполагается распространить маркировку на все продаваемые в нашей стране товары как отечественного, так и импортного производства. Такой темп реализации маркировки товаров грозит новым административным давлением на бизнес, и это мнение достаточно большого количества экспертов. Такая постановка вопроса связана, прежде всего, с тем, что обязательная маркировка товаров средствами идентификации налагает на бизнес серьёзные обременения. Это, прежде всего, затраты по следующим основным статьям: приобретение парка оборудования для нанесения маркировки, обновление программного обеспечения, наём дополнительного персонала, обучение персонала, услуги технических специалистов и, соответственно, прочие сопутствующие затраты. Например, эксперты курганского "Синтеза" считают, что прямые затраты на оснащение одной линии оборудованием для маркировки могут составить от 7 до 12 миллионов, а совокупные затраты по данному предприятию до 200 миллионов рублей.
По мнению экспертов, предполагаемый общий объем инвестиций бизнеса, причём вынужденных инвестиций в систему маркировки товаров, по мнению экспертов, оценивается в сумму порядка 100 миллиардов рублей. По сути, таким образом вводятся новые административные требования, без соблюдения которых предприятия не смогут вести свою деятельность. В связи с этим выглядят сомнительными перспективы развития малой мобильной торговли. Ожидания оживления этого сегмента розничной торговли возлагались в связи с принятием изменений в закон о торговле, в части организации нестационарной торговли. Есть риски существенного снижения вовлечённости в экономическую деятельность сегмента самозанятых.
Все сказанное выше несомненно говорит о существенном давлении на предпринимательскую активность и деловой климат, что в итоге будет влиять на конечный экономический рост и, соответственно, подмывать даже основы этого экономического роста.
Сам процесс внедрения обязательной маркировки вызывает серьёзные вопросы. Целесообразность её распространения на широкий круг товарных позиций так и не была подтверждена, несмотря на то, что это должно быть сделано согласно распоряжению Правительства номер 791 от 28 апреля 2018 года. Скорее, даже это невозможно, так как в настоящий момент эти эксперименты ещё идут.
Уважаемые коллеги, напомню, что в настоящий момент действуют системы, такие как ЕГАИС, "Меркурий", "Платон", проводится ряд экспериментов по маркировке отдельных групп товаров, это меховые изделия с 2016 года, лекарственные препараты с 2017 года, табачные изделия, обувь, драгоценные металлы с 2018 года. И эти эксперименты продолжаются. И если мы говорим об экспериментах, то очевидно, что по итогам их реализации должны быть сделаны выводы и приняты соответствующие решения, выверенные решения. Но в реальности, к сожалению, ещё только экспериментируем, но уже говорим о тотальном охвате этим процессом, процессом маркировки товаров всех групп, невзирая на выявленные в ходе названных экспериментов проблемы и вопросы.
А в ходе экспериментов выявлены серьёзные проблемы. Их можно было бы разделить на три основных блока. О первом я говорил это существенные затраты бизнеса, второй очень важный блок, который влияет на весь процесс, это технические и технологические проблемы осуществления маркировки как на стадии производства, так и в процессе продвижения товара по товаропроводящей цепочке.
Следствие этих двух факторов делает абсолютно непрогнозируемым влияние маркировки на конечную цену продукции. И, как показывает опыт зарубежных стран, по отдельным сегментам повышение цен, в том числе в Белоруссии, доходило до 20%.
Есть множество вопросов и в части бюджетного эффекта. В связи с тем, что более продолжительное время маркируются меховые изделия, приведена соответствующая информация. Импорт меховых изделий в 2018 году в натуральном выражении остался на уровне 2017 года, коллеги, однако таможенная стоимость всего товара сократилась на 10%. Опять же, если суммарную таможенную стоимость в 2018 году соотнести с 2014 годом, то эта цифра тоже отличается не очень существенно. Таким образом, тот тезис, что маркировка приведёт к радикальному росту таможенных платежей и бюджетному эффекту, к сожалению, не подтверждается.
Кроме того, это подтверждают и чиновники Правительства. Так, в частности, в прошлом году на "круглом столе", посвященному теме обязательной маркировке товаров, который проводила фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" под председательством Михаила Емельянова, представитель Минфина прямо заявил в рамках обязательной маркировки по меховым изделиям фискального эффекта с точки зрения именно налогового администрирования не наблюдалось. При этом, по мнению экспертов, контрафакта, фальсификата, нелегального оборота, к сожалению, меньше не стало. Я сейчас говорю именно о меховых изделиях.
Уважаемые коллеги, опросы фиксируют, что торговые предприятия всерьез рассматривают возможность исключения из своего ассортимента маркируемой продукции в случае, если она составляет маленькую долю в своих продажах, это, как правило, до 5-7%. Это также является фактором риска доступности отдельных товаров на стадии начала реализации обязательной маркировки.
Другой важный момент обязательность уплаты фискального платежа за генерацию кода. Обязательность этого платежа придает ему все признаки неналогового платежа, а на этот счет напомню, уважаемые коллеги, есть поручение Президента, который говорит, что необходимо привести в единый стандарт все налоговые платежи. И, конечно же, на этот момент справедливо нам указывает бизнес и говорит, почему мы его вводим, не обсудив с ними.
Еще один пример из эксперимента по лекарственным препаратам. Есть сейчас постановление и, соответственно, пришло письмо в адрес депутатов от Ассоциации производителей фармацевтической продукции, которая говорит предполагается взимать плату за генерацию кода не более 50 копеек, но даже такая незначительная сумма грозит убыточностью для препаратов стоимостью до 100 рублей. А здесь стоит напомнить, что препараты стоимостью до 20 рублей исключаются из маркировки, то есть делают их бесплатно, но, тем не менее, в коридоре от 20 до 100 рублей достаточно большое количество лекарственных препаратов.
Другой справедливый вопрос. Если платеж неналоговый, то почему платится не в бюджет Российской Федерации?
Опыт реализации отечественных систем показывает, что в этом деле спешка, уважаемые коллеги, ни к чему. Система ЕГАИС, к примеру, была начата в 2005 году, но заработала в более-менее нормальном режиме только через 10 лет. Система "Меркурий" функционирует с 2009 года и только сейчас в эти годы у него появляются те контуры выполнения задач, которые на него возлагались. Практика реализации процесса маркировки зарубежными странами показывает характер точечного подхода и неспешность, с учетом появляющихся проблемных вопросов в процессе маркировки. Здесь, скорее всего, нам тоже надо действовать по принципу "не навреди". В настоящее время Федеральной налоговой службой России разрабатывается так называемая документарная система прослеживаемости товаров. И эта система, если она будет реализована, не требует больших затрат со стороны бизнеса, не будет для него обременительной с точки зрения административных барьеров, не требует избыточной отчетности и, конечно же, не будет сильно влиять на цену.
Поэтому, на наш взгляд, на текущем этапе в вопросе обязательной маркировки товаров необходимо ограничиться рамками тех экспериментов, которые проводятся в нашей стране. В связи с этим, уважаемые коллеги, видится целесообразным первоначально устранить имеющиеся проблемы законодательства на модельном уровне, чтобы не получить масштабирование проблемных вопросов вместе с расширением обязательной маркировки на большой круг товарных позиций.
Депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ещё прошлой весной был разработан и внесен соответствующий законопроект, который предлагает как раз провести сначала эксперимент, а потом уже принять соответствующее решение по итогам. Причем, эти решения должны быть осознанными. И они должны быть полезны как для государства, так и для бизнеса, и для граждан Российской Федерации.
Спасибо.