20 июня Государственная Дума рассмотрела и приняла проект постановления № 489567-7 "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2017 году". С докладом по данному вопросу выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Олег Николаев, Олег Шеин, Валерий Гартунг, выступил Олег Нилов.
Вопросы
Олег Николаев:
Уважаемый Алексей Леонидович!
В вашем отчёте вы говорите о том, что средства на обслуживание государственного долга в 2017 году по отношению к 2013 году выросли в два раза.
Переходя к вопросу, я хочу вас спросить о том, насколько эффективно в подобном плане используются ресурсы бюджета, которые вы также в своём отчёте указываете, так как свободные ресурсы размещаются на депозитах банков. Вчера рассматривая отчёт Центрального банка, много говорилось о том, как используются дополнительные доходы сверх бюджетного правила, которые размещаются Минфином и Центробанком в валюте и в золотовалютных резервах. Как обстоят дела с эффективностью, с использованием и получением дополнительных доходов бюджета по этим средствам?
Спасибо.
Алексей Кудрин:
Если идет речь о размещении и сохранении резервных средств Правительства, то, конечно, здесь есть несколько принципов, которые нужно применять. Величина дохода и процент по ним не являются единственным и самым лучшим показателем, потому что задача резервных средств – это быть сохраненными в полном виде или в более полном виде в течение многих лет, на длительный период, а это требует так называемого консервативного портфеля ценных бумаг, в котором мы размещаем эти ресурсы. Это является нашей подушкой безопасности, нашей страховкой на кризисные периоды, на сложные периоды. Вот почему нужно всегда сопоставлять доходность с надежностью использования этих ресурсов.
Я считаю, что в целом такой подход и Правительство, и Центральный банк осуществляют. Но в первой части вашего выступления также говорилось о высоких издержках по обслуживанию государственного долга. В данном случае я хотел сказать, что я не вижу большого противоречия, несмотря, на более низкую доходность размещения резервных фондов, потому что, как я сказал, они связаны в том числе и с надежностью, и сохранением подушки безопасности. Поэтому Правительство при размещении своего внешнего долга должно руководствоваться рыночными принципами в рамках исполнения бюджетного правила.
В данном случае я тоже считаю, что сегодня в целом Правительство справляется с этой задачей.
Олег Шеин:
Уважаемый Алексей Леонидович!
Месяц назад, когда вы были у нас в гостях во фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я задавал вопрос касательно налоговых льгот, представляемых из федерального бюджета. Это оценка Счётной палаты 9,5 трлн руб. Вы тогда сказали, что действительно надо изучать, насколько эти налоговые преференции являются обоснованными.
В этой связи хотел спросить, какая работа уже проводится Счётной палатой и когда можно будет ожидать примерного первого публичного анализа обоснованности этих налоговых льгот?
Алексей Кудрин:
Спасибо за вопрос.
Я ещё раз подтвержу, что мы будем это делать. Включение в наш план работы осуществляется в установленном порядке, и, я надеюсь, что мы в начале следующего года осуществим ряд мероприятий, результаты которых доложим потом, представим в Государственную Думу.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Алексей Леонидович, когда мы вас утверждали, я вам напоминал про принцип Парето, сейчас, кстати, мой коллега об этом же сказал, что нужно уделять внимание именно тем вопросам, которые дают больше результата. И вы положительно уже на него ответили.
В связи с этим тогда я хотел бы задать вопрос: когда нам ждать от вас результатов по тем материалам, которые мы вам представляли? Дело в том, что Правительство сейчас внесло в Думу проект пенсионной реформы плюс проект повешения НДС, а, как известно, у нас есть другие, альтернативные предложения, где найти деньги на исполнение указов Президента по экономическому росту и по борьбе с бедностью. И когда нам ждать от вас обратной связи? Вы тогда сказали, что вам примерно месяц-полтора нужно, но учитывая, что у нас через месяц уже будет обсуждение правительственных законопроектов, хотелось бы, чтобы вы как-то сконцентрировали работу Счётной палаты на решении этих вопросов и дали нам другие альтернативные варианты для того, чтобы Правительство не сделало очередной ошибки. Спасибо.
Алексей Кудрин:
Я говорил о том, что полтора месяца нужно для того, чтобы войти в курс дела и уже уточнить приоритеты нашей работы, которую я сегодня, в том числе, в своём выступлении, в своих ответах сегодня представляю. И мы подходим к тому моменту, когда такие уточнения нашей работы произойдут. Но результат всё-таки немножко позднее. Нам потребуется время доработки методик, проведения соответствующих проверок, аналитически-контрольных мероприятий по тем основным показателям.
Поэтому это постоянный процесс. И всё-таки самые яркие результаты мы будем вам показывать уже по результатам работы 2018 и 2019 годов. Но, повторяю, это будет происходить непрерывно в контакте с вами. Спасибо.
Выступление от фракции Олега Нилова:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемый Алексей Леонидович! Уважаемые коллеги Счётной палаты Российской Федерации!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также поддержит представленный проект постановления. Мы считаем, что прошедший год действительно был успешен. Вы уже отмечали буквально несколько цифр, я их попробую представить для понимания, может быть, не столько депутатов, сколько для тех граждан, которые смотрят и читают информацию о сегодняшнем отчёте.
Да, увеличение в разы с 2016 по 2018 год объёма возвращенных средств. Я считаю, что это такой же показатель, как счёт на табло. Мы сегодня все болельщики, да, и может быть интересной игра, хорошие комбинации, но счёта на табло если нет, результат не очень удовлетворяет абсолютно всех.
Так вот этот счёт 19 млрд что показывает? Это годовой бюджет Государственной Думы и Администрации Президента. Это очень существенно, когда мы говорим о том, на чьих он плечах. На плечах налогоплательщиков свою деятельность осуществляют депутаты и Администрация президента. Не хватает, Алексей Леонидович, чего? Правительства Российской Федерации.
Я сейчас и предлагаю вам взять такие повышенные обязательства на предстоящий период, и в следующий раз выйти сюда и сказать: Олег Анатольевич, посмотрите, вот он, результат, теперь и Правительство Российской Федерации будет финансироваться за счёт возвращённых в казну денег усилиями Счётной палаты и Государственной Думы, не будем отделять наш орган от представительного органа власти Российской Федерации.
Конечно, надо подчеркнуть открытость, оперативность той работы, которую проводила контрольно-счётная палата в прошедший год. Мы абсолютно удовлетворены этим.
Есть одно замечание. Наше предложение о том, чтобы большинство материалов, отчётов не носили гриф "ДСП". Там, где это возможно и необходимо, мы считаем, да, надо это делать, за исключением действительно секретных контрольных мероприятий.
Теперь о том, что в нашем общении сегодня во второй части.
Во второй части – это пожелания, предложения. Некоторые коллеги практически настоятельно рекомендуют услышать, в очередной раз я повторяю сегодня эту мысль, контролировать, считать и возвращать там, где триллионы, а не там, где, извините, тысячи и даже, может быть, десятки тысяч рублей.
Да, в отчёте есть информация о проверке закупки и автобусов школьных, автомобилей скорой помощи, давайте это оставим нашим коллегам, а обратим внимание, здесь прошу подчеркнуть, Алексей Леонидович, 223-й закон, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не устанет предлагать и даже требовать особого внимания к расходованию этих средств.
25-30 трлн руб., уважаемые коллеги, 94-97% без всяких конкурсных процедур, тендеров и так далее, и так далее.
Что, там не найдется 10%, Алексей Леонидович? Давайте найдем 10%, и тогда не будет необходимости такие пенсионные реформы проводить, тем более поддерживать.
Теперь о том, что не нравится, Алексей Леонидович.
Прошел ровно час после того, как Правительство представило этот резонансный, действительно, мы еще не оцениваем всех последствий, законопроект о повышении пенсионного возраста. И вы как, извините, Трамп, уже в Twitter аплодируете и говорите, что всё замечательно, это позволит повысить пенсии.
Назовите этих людей, кому позволит этот закон повысить пенсии.
Грубо? Но по-другому никак нельзя, Алексей Леонидович. Вы сегодня не политический деятель, а свободный, Вы руководитель Счётной палаты. А вы спросили у коллег? Вы провели с ними хотя бы совещание? Вы посчитали? Вы сначала должны были посчитать и потом заявлять такие очень ответственные вещи.
Мы считаем, что это ошибка, Алексей Леонидович.
Давайте тогда, комментируйте другие резонансные и важные законопроекты, наши законопроекты о прогрессивной шкале налога, об отмене НДС экспортерам сырья. Вы их не комментируете. Комментируйте тогда всё.
Ну и конечно, вот об этом резонансном решении.
Я считаю, чтобы вклад контрольно-счётной палаты был весомый, такой просчитанный, давайте посчитаем, сколько должна быть эта самая достойная пенсия, о которой тут и коллега Исаев (депутат, фракция "ЕР" Прим. ред.) сегодня говорил, и будут говорить ещё много, много раз. Давайте посчитаем, давайте обратим внимание на закон о потребительской корзине. Я напоминаю, что этот закон сегодня не действует, он раз в пять лет должен был быть пересмотрен. В декабре закончился этот пятилетний срок. Обратите внимание. Давайте посчитаем потребительскую корзину, давайте посчитаем реальный МРОТ и другие выплаты, пенсии, стипендии. И тогда докажите нам, что это действительно должно быть 11 или 12 тысяч МРОТ или пенсия. Но это же лукавство. Вот такие просьбы, такие предложения мы хотим адресовать сегодня в ваш адрес. И, конечно, главное – борьба с бедностью и сбережение народа пока не прозвучали в ваших планах. Нет прорывных контрольных планов, а очень хотелось бы. Надеемся, что они появятся в ближайшее время. Спасибо.