На пленарном заседании Государственной Думы 26 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Алексей Чепа:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
С удовольствием присоединяюсь к поздравлениям всех предпринимателей с их праздником.
В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и продолжающего снижения доходов консолидированного бюджета главной целью для региональных властей любого субъекта Российской Федерации становится увеличение налогооблагаемой базы. Единственный правильный путь для достижения этой цели привлечение инвестиций в региональную экономику и в первую очередь иностранных.
Федеральной службой государственной статистики опубликованы данные об объеме валового регионального продукта на душу населения. Ряд регионов характеризуется довольно низкими показателями, и в их числе недавно воссоединившиеся с Россией Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Такое социально-экономическое положение новых субъектов объясняется тяжелым наследием, оставшимся от прежней украинской власти. Её бесхозяйность и коррумпированность прекрасно иллюстрируются выдачей частным лицам свидетельств о праве собственности на некогда общедоступные пляжи, парки, повсеместно проводившейся с нарушением украинского законодательства.
Мы поддерживаем стремление навести порядок в данной сфере и надеемся, что ходатайство крымских властей о наделении их полномочиями по решению данных вопросов будет поддержано Правительством России. Вместе с тем экономика Крыма и Севастополя растёт. Во многом это обусловлено мультипликативным эффектом от наращивания государственных расходов, в том числе за счёт средств федеральной целевой программы. В то же время проводится работа по привлечению в региональную экономику частных инвестиций. Примером такой активности может служить подготовка и проведение III Ялтинского международного экономического форума.
Месяц назад делегация депутатов Государственной Думы приняла в нём активное участие. За три года своего проведения форум закрепил за собой статус эффективной международной площадки для обсуждения вопросов глобального экономического развития и актуальных вызовов, стоящих перед мировой экономикой.
В то же время Ялтинский форум главная российская площадка для демонстрации инвестиционных возможностей Крыма и Севастополя и их экономического потенциала. Год от года увеличивается объём вложений в крымскую экономику, предусматриваемый заключёнными на форуме инвестиционными соглашениями.
Ill форум посетило две тысяч человек, это вдвое больше, чем в прошлом году. И было почти 200 представителей 46 иностранных государств. Такая динамика свидетельствует о возрастающем интересе зарубежных инвесторов к Крымскому полуострову. Однако, чтобы оценить вклад иностранных инвесторов, необходимо привести некоторые статистические данные.
С 1 января 2015 года на территориях Крыма и Севастополя действует режим особой экономической зоны. К настоящему времени среди её резидентов зарегистрировано всего около тысячи юридических лиц, среди которых с международным статусом всего 30. Таким образом, можно констатировать, что приток иностранных инвестиций в крымскую экономику ничтожен. Главной причиной, которая останавливает как иностранных, так и местных отечественных инвесторов от реализации проектов в Крыму является угроза применения иностранными государствами комплекса специальных экономических мер в отношении лиц и компаний, которые решатся вести дело в Крыму.
Кроме того, в связи с санкциями Евросоюза под запрет попали торговые операции и инвестиции, приобретение недвижимости, оказание туристических услуг и услуг по строительству инфраструктуры. Был введен запрет на экспорт товаров и технологий для энергетического сектора, транспорта, телекоммуникаций, разведки и добычи углеводорода.
Схожие ограничения были применены и со стороны Соединённых Штатов Америки. Эти меры стран Запада ограничивают развитие крымской экономики и инфраструктуры и не позволяют в полной мере реализовать имеющийся у полуострова потенциал развития.
В этой ситуации необходимо создать условия для привлечения российских и иностранных капиталов в экономику Крыма и Севастополя. В первую очередь, следует решить вопрос о сохранении конфиденциальности об инвесторах и собственных активах.
В настоящее время Россия заключила договоры во избежание двойного налогообложения с 80 странами и вошла в целый ряд конвенций о взаимной и правовой помощи, благодаря которым под лозунгом борьбы с терроризмом и отмыванием нелегальных доходов иностранные правительства могут получать информацию из российских финансовых институтов. Считаю необходимым приостановить действие данных соглашений применительно к компаниям и лицам, действующим либо зарегистрированным на территории Крыма и Севастополя.
Еще одна проблема это практическое отсутствие в Крыму банковской системы. Крупные отечественные и зарубежные банки вряд ли появятся на полуострове из-за грозящих им санкций. Выходом из данной ситуации могли бы стать разрешения на открытие филиалов иностранных банков на территории международной транзитной зоны, в свободных зонах, в свободных портах Крыма, которые бы работали с материнским банком напрямую без открытия корреспондентских счетов в Европе и Америке.
Кроме того, необходимо принять законодательные меры по обеспечению безопасности ввезённого капитала. Предлагаю обсудить возможность введения в законодательство понятия "сейфового счёта", средства на котором не будут относиться к собственным средствам банка, и банк не будет вправе ими распоряжаться, а держаться они будут в качестве обязательного резерва в Центральном банке России.
Следует отметить, что данные меры являются довольно инновационными, и, например, в банковском сообществе Швейцарии они только сейчас ещё обсуждаются.
Необходимо также обеспечить для крымской экономики условия для свободного движения капитала. Для этого можно было бы отменить лицензирование финансовой деятельности для иностранных финансовых институтов, осуществляемой в пределах международной транзитной зоны в Крыму, а также вести осуществляемые внутри них валютные операции, вывести их из-под валютного контроля. Такие меры создадут в Крыму благоприятные условия для формирования крупных финансовых центров. Предлагаю также продлить амнистию капитала для лиц, открывающих инвестиционные счета в российских банках участниках международной транзитной зоны.
Считаю, что потенциал данного инструмента возвращение финансовых активов в российскую юрисдикцию далеко не исчерпан, и в условиях анонимности и освобождения от ответственности многие бизнесмены, не рискнувшие вернуть свои капиталы на Родину в рамках предыдущих компаний, могли бы ею воспользоваться.
Комплексное применение указанных мер позволит привлечь в крымскую экономику иностранные капиталы из высоконалоговых юрисдикций, обеспечить возвращение на Родину российского капитала, некогда вывезенного за рубеж, и, в конечном итоге, обеспечат провал предпринятой Западом попытки международной изоляции Крыма.
Сегодня Россия одна из немногих стран, способных реально противостоять политической воле Соединённых Штатов, и именно этот факт послужит твёрдой гарантией защиты любых инвесторов, капитал которых может быть заблокирован из-за несогласия их стран с политикой США.
Считаю, что пришло время для принятия институциональных решений. В течение последних двух лет над выработкой и воплощением предлагаемых мер напряжённо работала группа экспертов и депутатов Государственной Думы. Нами была проделана действительно большая и важная работа, но ещё больше работы предстоит нам в скором времени, так как эта законодательная процедура ещё не начата официально. На Ялтинском форуме предложенные инициативы активно обсуждались и нашли поддержку правительства и главы Республики Крым Сергея Аксёнова, который неоднократно говорил об этом.
Коллеги, на финальном этапе я призываю представителей всех фракций в Государственной Думе присоединиться к нашей работе и принять участие в обсуждении подготовленных законопроектов.
Спасибо.