Сергей Миронов: общество может и должно влиять на выработку справедливых подходов к государственной политике
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов 6 апреля выступил с докладом на Форуме "100 лет революции в России: история, опыт, новые модели социального развития":
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Тема важнейшая, тема, которая, как ни удивительно, до сих пор разделяет наше общество. И мы никак не можем договориться, что же произошло 100 лет назад была ли это великая революция или это был большевистский переворот.
На протяжении всего этого года мы будем отмечать столетие революционных событий в России.
На днях наша партия приняла решение о том, что 6 ноября в Санкт-Петербурге, в колыбели революций, мы проведем большой форум, посвященный этим событиям.
Я до сих пор убежден в том, что Октябрьская революция была Великой, но у меня есть большие сомнения в том, была ли она социалистической. А то, что революция была Великой и фактически повернула всю историю человечества в абсолютно новом направлении, для меня очевидно.
Меня всегда смущала попытка придумать праздник День независимости 4 ноября, явно в пику 7 ноября. Нам к нашей истории нужно относиться более справедливо.
Сегодня в нашей достаточно размеренной и мирной жизни трудно представить революционные бури столетней давности. Не всегда мы можем понять мотивы и поступки людей, действовавших в чрезвычайных обстоятельствах. Поэтому в российском обществе нет единой оценки событий 1917 года. Особенно это касается Октябрьской революции. Я не вижу в этом ничего плохого. Российское общество стало сложным, и различие в оценках и мнениях – это нормально, если, конечно, исторические дискуссии не переходят в рукопашный бой.
Подчас мы слишком эмоционально воспринимаем собственное прошлое. Нам нужно, прежде всего, ориентироваться на научные знания, изучать первоисточники и документы, обращаться к воспоминаниям современников и академическим монографиям. Уверен, наш форум станет площадкой для открытой, но уважительной полемики.
К сожалению, как показывают социологические замеры, многие молодые люди, в том числе студенты-гуманитарии, очень мало знают о революционных событиях 1917 года. Такое отсутствие исторических знаний нередко ведёт не просто к повторению ошибок прошлого, а к полной социальной и политической дезориентации молодежи. Абсолютно недопустимо, когда совершенно понятное желание молодых людей бороться за свои права, отстаивать справедливость, цинично используют в своих интересах нечистоплотные политики. К чему приводит создание кумиров и монополия на идеологию, мы как раз знаем из опыта революции 1917 года.
Несомненно, революция в России была обусловлена целым комплексом причин. В их числе тяжелый кризис, вызванный Первой мировой войной и политикой милитаризма, острые экономические и социальные проблемы страны, рост социального и регионального неравенства, обнищание населения.
Вместо проведения реформ и социальной модернизации императорская власть в России погрязла в коррупции и политических интригах. Политические институты уже давно не соответствовали реалиям и вызовам того времени. Существенно отставала Россия от стран Запада и в технологическом отношении, в том числе в области вооружения. В результате Россия вступила в войну совершенно неподготовленной. Страна столкнулась с полной дезорганизацией всей производственной системы.
Параллельно с развалом экономики ширились и радикализировались национальные движения. Либеральная политическая элита, пришедшая к власти в результате Февральской революции, оказалась несостоятельной. В условиях тяжёлых поражений на фронте, крушения традиционных институтов и усиления недовольства населения революция приобрела самые радикальные формы.
В связи с этим я бы хотел процитировать двух наших уважаемых соотечественников. Сначала цитата Владимира Ивановича Вернадского, нашего выдающегося ученого, мыслителя и философа. Вот что он писал о Госсовете, который заседал в Мариинском дворце: "Внешность была блестящей. Чудный Мариинский дворец, чувство старых традиций во всем строе обихода... Несомненно, среди них (членов Госсовета – Прим. ред.) были люди с именами и с большим внутренним содержанием такие, как Витте, Кони, Ковалевский, Таганцев и др. Но не они задавали тон". Далее Вернадский описывает сановников, у которых не было "ни блеска знания и образования, ни преданности России, ни идеи государственности", а все сводилось к тому, как бы "устроить своих детей, получить лишние деньги...".
И похожие оценки давал известный философ Николай Бердяев: "Старый режим уже долгое время жил ложью... Среди деятелей старой власти последнего периода её существования трудно было встретить людей с ясным человеческим образом, такие люди составляли исключение и они недолго держались. В час кончины русского царизма его окружали Григорий Распутин, Сухомлиновы, Штюрмеры, Протопоповы, Воейковы, Манусевичи-Мануйловы и т.п. двоящиеся и двусмысленные образы. Старая русская монархия утонула в мути, во лжи, в предательстве и в провокации. Она не столько была свергнута, сколько сама разложилась и пала".
Лозунги и идеи Октябрьской революции об освобождении человека труда от эксплуатации, об отмене частной собственности, равенстве, свободе и справедливости вызвали необыкновенный энтузиазм у простых людей во всём мире. Революция охватила Германию, Венгрию, Чехию, Болгарию. Затем перекинулась в Китай.
Казалось, что ещё немного и произойдёт мировая социалистическая революция и через год-два на Земле будет создано справедливое общество. Однако этим иллюзиям не суждено было сбыться!
Исторический процесс оказался намного более жёстким, а порой и трагическим. Коммунистическая доктрина, которая по Марксу должна была привести к исчезновению государства, наоборот, привела к гипертрофированному контролю над всеми сферами экономики, социальной жизни и идеологии. И в этом заключается главный парадокс строительства социализма после революции в нашей стране.
Сегодня мы категорически не приемлем революционных потрясений и насилия. Гражданская война и репрессии для нас, современных социалистов, абсолютно недопустимы. В этом наше принципиальное отличие от тех политических сил, которые ориентируются на сталинизм и пытаются оправдать его чудовищные методы. Мы никогда не согласимся с тезисом о том, что ради достижения великой цели все средства хороши.
Непримиримость в отстаивании своих взглядов сужает политический горизонт и сковывает государственную систему, делая её неповоротливой и инертной. До сих пор догматизм и упрямство прошлых десятилетий служит помехой для развития современного общества.
Вторым парадоксом русской революции было то, что несмотря на огромные военные потери, репрессии и лагеря, тяжелейшие бытовые условия, нашему народу удалось создать великую культуру и науку, экономическую и технологическую базу, сделать доступными образование и медицину для всех граждан.
Советский Союз смог победить фашизм в Великой Отечественной войне, отправить первого человека в космос и стать могучей сверхдержавой ХХ века. Был создан такой запас прочности, который до сих пор составляет основу реального сектора экономики.
Таких побед невозможно добиться только насилием и принуждением, нужна была вера и воля всего народа!
Убежден, чувство ответственности за судьбу своей Родины предполагает борьбу с идейной нетерпимостью в обществе и недопущение разрастания политического насилия. Если наши граждане будут ощущать принадлежность к одной великой стране, то никаких революций больше не будет.
Только на путях постоянного общественного диалога и укрепления демократических институтов можно добиться социальной справедливости и серьезных экономических результатов. Необходимо, чтобы острые социальные вопросы решались профессионалами в стенах парламента, а не на улицах и площадях, где бушуют страсти и хаос.
Дорогие друзья!
Порой приходится слышать (теперь, правда, все реже), что после распада СССР с социализмом покончено навсегда. Это не так. Провал советского социалистического проекта не смог скомпрометировать саму идею. Умер не социализм. Ушли в прошлое командная экономика, административный рынок, гипертрофия государственной собственности, уравнительное распределение, однопартийная политическая система, страх перед великими вождями.
Социалистический идеал, как говорил великий социалист Вилли Брандт, это всегда нечто вроде линии горизонта, он заставляет двигаться вперед, к справедливому и солидарному обществу.
На основе современной социалистической идеологии созданы новые модели социального развития. Это прежде всего демократия участия. Общество может и должно оказывать влияние на выработку справедливых подходов к реализации государственной, региональной и муниципальной политики, заставлять часто неповоротливую бюрократическую машину работать в интересах людей.
На мой взгляд, нельзя сбрасывать со счетов и идеологическое наследие российского социалистического, социал-демократического движения (эсеров и меньшевиков). Идеология социализма, несомненно, была намного более разнообразна, чем догматический вариант, представленный в советских учебниках, и требует дальнейшего изучения и осмысления. Сегодня у нас в программе запланировано несколько выступлений, посвященных этим проблемам.
Выстраивая общественный диалог, совместно решая текущие социальные и политические проблемы, мы не допустим повторения прошлых ошибок и обеспечим устойчивость государственной системы на самых крутых виражах мировой истории.
Уверен, открытый разговор о прошлом страны будет работать не на саморазрушение, как считают некоторые, а на определение целей нашего движения к будущему. Научиться извлекать уроки из собственной истории – это главное условие эффективной политики.
Оглядываясь назад, важно не сбиться с дороги, не увязнуть в трясине бесконечных и бессмысленных делений на белых и красных, на правых и виноватых.
Мы должны принять свою историю со всеми ее победами и поражениями, и идти вперед, в справедливое будущее, за которое мы, социалисты, ведём свою политическую борьбу!
Желаю успеха работе нашего Форума!