О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

В Госдуме обсудили законопроект об ответственности новостных агрегаторов

19 апреля 2016

 см. также ↓

19 апреля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс РФ об административных правонарушениях" (в части упорядочения распространения информации в сети "Интернет"). С докладом по данному вопросу выступил Алексей Казаков, с содокладом – Леонид Левин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Андрей Туманов:

Алексей Казаков:

– Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович (Мельников первый Заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.)!

В чём суть данного законопроекта, о котором так много и активно говорят? В первую очередь, совершенно очевидно, что мир меняется, меняется наш информационный ландшафт, и на этом ландшафте появились серьезные информационные игроки, новостные агрегаторы. Однако в существующем законопроекте подобного понятия нет. Поэтому, в первую очередь, данный законопроект решает проблему юридического вакуума и вводит понятие "новостных агрегаторов". Что относится к новостным агрегаторам? Это информационные порталы, которые агрегируют новости и имеют количество посещений до миллиона человек, то есть, как вы понимаете, это крайне серьёзные игроки. Что особенно вызвало беспокойство и о чём сегодня мы говорим и с отраслью, и что вызывает беспокойство у наших средств массовой информации?

Почему-то в связи с принятием этого закона появилось часто повторяемое слово "цензура". Коллеги, ни о какой цензуре в данном законопроекте речи не идёт. Речь идёт о том, что новостные агрегаторы должны нести ответственность за правдивость опубликованной информации.

Сегодня активно обсуждается вопрос, и почему-то правдивость и ответственность за то, чтобы информация была правдива, достоверна и не противоречила законам Российской Федерации, сегодня вдруг стали называть цензурой, что совершенно неправильно.

Очень часто звучат вопросы о том, что премодерация, ответственность за качество и правдивость, достоверность информации, которая попадается на новостных агрегаторах, это сложный процесс, и отрасль, естественно, воспринимает его с настороженностью и с беспокойством, говоря о том, что решать эти задачи сложно.

Но, уважаемые коллеги, может ли кто-то из вас привести пример, чтобы закон, который регулировал в соответствии с современными требованиями ту или иную отрасль, возлагал на неё какую-то ответственность и требовал какой-то работы, был воспринят позитивно этой отраслью? Конечно, нет. Мы, вообще, не любим, когда от нас требуется дополнительная работа, дополнительная ответственность.

Однако в современном мире, я думаю, никто не будет спорить, что современные переделы на карте геополитические, экономические уже давно в большей степени происходят не через вооружённые конфликты, а через информационно-идеологическое манипулирование, и в этой среде сохранение правдивости и честности информации, которая попадает к нашим гражданам, является одним из важнейших краеугольных камней информационной идеологической безопасности государств.

Поэтому я считаю, данный вопрос созрел и уже даже перезрел и с юридической точки зрения, и с точки зрения информационно-идеологической безопасности. И все необходимые доработки, о которых говорят и которые возможны и не противоречат духу закона, мы обязательно учтём. И если закон будет принят в первом чтении, мы доработаем и ко второму чтению, я думаю, что все технические моменты, позволяющие максимально минимизировать сложности работы тех, кто попадает под понятие "новостной агрегатор", мы обязательно учтём.

Спасибо. Я прошу вас поддержать данный законопроект.

Леонид Левин:

– Добрый день, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Внесли его коллеги Казаков, Ющенко и Михеев. Алексей Валерьевич кратко рассказал о нём.

Говоря об этом законе, хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время новостные агрегаторы, работающие с российской аудиторией, ежедневно оказывают влияние на мнение миллионов читателей. И соответственно их деятельность должна быть законодательно урегулирована. Новостные агрегаторы должны следовать духу и букве российского законодательства так же, как это делают зарегистрированные СМИ и российские блогеры. Представленным законопроектом предусматривается дополнение федерального закона новой статьёй, положениями которой вводится понятие "владелец новостного агрегатора", и определяются особенности распространения им информации.

В норме проектируемой статьи на владельцев новостного агрегатора налагается ряд ограничений при распространении ими новостной информации. Также предлагается введение административной ответственности за неисполнение норм законопроекта. В связи с этим комитет обращает внимание на то, что к его положениям имеются некоторые замечания правового характера. В частности, согласно нормам законопроекта на владельца новостного агрегатора возлагается ответственность за распространяемую информацию, в том числе и в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространяемых средствами массовой информации.

Вместе с тем, в соответствии с положениями закона "О СМИ" на журналиста уже возложена обязанность по проверке достоверности сообщаемой им информации.

А редакция средства массовой информации освобождается от ответственности за распространяемую информацию, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов (или их фрагментом), распространяемых другими средствами массовой информации. В связи с чем проведение дополнительной проверки такой информации новостным агрегатором необоснованно налагает на него дополнительную и очень обременительную обязанность по проверке распространяемой информации, которая уже в свою очередь проверена лицом, ответственным за её законность. Таким образом, возложение на новостного агрегатора ответственности за перепечатку информации из СМИ предполагается комитетом избыточным.

На основании изложенного наш комитет рекомендует законопроект к принятию, поддерживает его в первом чтении и предлагает коллегам проголосовать за него и поддержать.

Андрей Туманов:

– Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, проблема существует, если бы её не существовало, мы бы, наверное, сейчас вот так не обсуждали, и не обсуждало бы эту проблему профессиональное сообщество.

Данный законопроект вызвал просто бурю в профессиональном сообществе. То есть большинство профессионалов, не депутатов, не нас, высказалось отрицательно, высказалось так, что то, что предлагает законопроект, выполнить очень трудно, если не невозможно. Безусловно, есть СМИ и есть те самые агрегаторы, о которых мы сегодня говорим. Но они живут и развиваются всё-таки по другим законам.

Сейчас коллега Казаков сказал хорошую фразу, что это очень сложная проблема. Да, это очень сложная проблема, но попытка её решить вот таким упрощённым способом вряд ли приведёт к достижению какого-то результата. Вот, давайте, допустим, поговорим очень коротко о правде. А что такое вообще правда? Я вспоминаю, есть такой прекрасный советский и российский журналист Геннадий Бочаров. Его фраза о правде, он говорил: "Если журналист хочет писать исключительно правду, ему придётся писать только цифрами".

Понимаете, вот в этом законопроекте есть такие фразы: "пропаганда преступлений". Что это такое? Я, например, не совсем понимаю. Это написать о преступлении или пропагандировать его, говорить, вот, совершайте это преступление? Вот под эту формулировку можно практически всё, что угодно подвести. "Пропаганда административных правонарушений". Честно говоря, не понятно. То есть данные формулировки могут привести к тому, что они будут использоваться для того, чтобы, извините, "придушить" каких-то журналистов, которые говорят что-то не совсем лояльное для сообщества.

Кроме того, имеется также отрицательное выступление Министерства связи и массовых коммуникаций. Господин Волин, заместитель министра, тоже высказался, что невозможно в данном случае регулировать эту сложную сферу. Я уж не говорю про само профессиональное сообщество, где была просто буря.

Поэтому, дорогие друзья, вот как бы не получилось, что, принимая этот закон, мы вытеснили бы наших людей, которые в свое время перестали слушать советское радио и стали слушать "Голос Америки". Давайте всё-таки не бить своих, тогда нам не придётся слушать чужих.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International