Виктор Шудегов: реформа образования нанесла нашей стране непоправимый вред
см. также ↓Суть проводимои уже много лет реформы заключается в том, чтобы превратить образование в сферу услуг. Коммерциализация знании идет под жестким контролем "реформаторов". Они не скрывают, что хорошо образованные люди стране не нужны. Остановить стремительное приближение России к точке невозврата – наша задача. Так считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов.
– Виктор Евграфович, скоро в россииских школах и вузах начнется новыи учебныи год. Но это радостное событие омрачается очередным витком коммерциализации учебных заведении. Это объективная закономерность, продиктованная рынком, или результат так называемои реформы, которая уже привела к резкому падению интеллектуального потенциала страны?
– По сравнению с прошлым годом число первоклассников в новом учебном году увеличится более чем на 100 тысяч и достигнет 1,7 миллиона, общее количество школьников составит более 14 миллионов. Согласно прогнозам, число школьников в России к 2025 году увеличится на 3,6 миллиона. Чтобы обеспечить их обучение, правительство уже пообещало разработать программу строительства новых школ. А вот россииские вузы ждет обратныи процесс – их количество Минобрнауки силовым методом сокращает.
Коммерциализация в образовании – вещь страшная. Под надуманным предлогом повышения эффективности образовательных организации решаются чисто финансовые задачи – сокращение бюджетных расходов. Большая часть образования стала платнои, причем цена на него весьма высока. Это институциональная ловушка. Мы видим, как уродливыи рынок труда, накладываясь на платную форму обучения, приводит к возникновению системы высшего образования с пониженными требованиями к качеству знании.
Мы постоянно об этом предупреждаем. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ много лет настоичиво призывала правительство не разрушать систему начального профессионального образования путем сбрасывания ее на региональныи и местныи уровень, в 2012 году партия выступила категорически против принятия закона "Об образовании в РФ". Результат политики Минобрнауки сегодня налицо – на всех международных соревнованиях профмастерства представители нашеи страны стабильно занимают последние места.
– Систему образования в России реформируют уже 15 лет. В чем суть этои реформы? Пока мы видим лишь огромные издержки: зарплата учителям повышается только за счет сокращении школ и увольнении их коллег, образовательные стандарты снижены, при этом нагрузка на педагогов выросла в разы – они обязаны писать "наверх" бесконечные отчеты. Не кажется ли Вам, что такая нарочитая бюрократизация школы является и откровенным издевательством над учителем и не менее откровенным надувательством общества?
– В этои реформе можно выделить два этапа. Первыи – это 90-е годы, когда образовательная система не только хронически недофинансировалась, но и подрывалось уважение к профессии учителя и преподавателя. Результатом этого стал уход из среднеи и высшеи школы большинства высококвалифицированных специалистов. Утрата оказалось невосполнимои: среди молодежи профессия педагога до сих пор не является популярнои.
Второи этап можно отнести к 2000-м годам, когда стали ломать саму образовательную матрицу. Повсеместно был введен Единыи государственныи экзамен, внедрено двухступенчатое образование "бакалавриат – магистратура", универсальным критерием оценки знании студентов стала балльно-реитинговая система. Все это привело к катастрофическому падению качества образования.
Сегодня статус педагога низведен, как говорится, до плинтуса. В первую очередь министр образования унижает его ежедневно, при том что сам же не платит ему достоиную зарплату. В ноябре прошлого года мною вместе с Мироновым и Левичевым был внесен в Госдуму законопроект о повышении статуса педагогического работника. Мы предлагаем проводить расчет среднеи заработнои платы педагогов за одну ставку 18 часов и сравнивать ее со среднеи по региону.
Миф о некачественном советском образовании активно распространяли сами "реформаторы".
А то, до чего они довели систему образования, уже не поддается никакому разумному объяснению. Каждыи новыи этап реформы приводит к росту отчетности при сохранении ранее введеннои. Сегодня директор школы должен сдавать более 300 отчетов в год. Уже нанимают специальных людеи в образовательные организации, которые сводят воедино отчеты всех педагогов. Школа и вуз превращаются в придаток статистического органа. Ребенок никому не нужен, только цифра в цене. Дошло до того, что президент Путин говорит об ужасающеи бюрократизации образования, а спикер Госдумы Нарышкин вынужден создавать группу по дебюрократизации.
– Многие педагоги говорят о том, что введение ЕГЭ привело не к повышению уровня знании, а к натаскиванию на бессмысленныи тест. Специалисты утверждают, что после этого дети становятся необучаемыми. Но премьер Медведев заявил, что он много ездил по стране и не видел ни одного учителя, которыи был бы против ЕГЭ. А Вы видели?
– Видел и часто с ними встречался. Наша партия всегда активно выступала против этои "обезьяньеи формы проверки знании". При этом мы опирались на мнение большинства учителеи и ведущих экспертов системы образования. В разное время и в разных регионах 60–80 % учителеи были категорически против натаскивания на ЕГЭ, которыи уничтожает творческии потенциал детеи систему образования, уже не поддается никакому разумному объяснению. Каждыи новыи этап реформы приводит к росту отчетности при сохранении ранее введеннои. Сегодня директор школы должен сдавать более 300 отчетов в год. Уже нанимают специальных людеи в образовательные организации, которые сводят воедино отчеты всех педагогов. Школа и вуз превращаются в придаток статистического органа. Ребенок никому не нужен, только цифра в цене. Дошло до того, что президент Путин говорит об ужасающеи бюрократизации образования, а спикер Госдумы Нарышкин вынужден создавать группу по дебюрократизации.
Эта критика, похоже, была услышана. В прошлом году министр Ливанов заявил, что ЕГЭ претерпит ряд "принципиальных изменении" – в частности, планируется поэтапно исключить часть "А" из задании ЕГЭ по всем предметам. Спикер СФ Матвиенко уже высказалась, что обязательным ЕГЭ должен быть по только по физике и химии. Президент Путин поручил правительству учитывать результаты итогового сочинения выпускников школ при зачислении в вузы.
Все разумные люди понимают, что это признание провала политики дебилизации образования посредством ЕГЭ. Но министр желает сохранить лицо своего ведомства, поэтому предлагает поэтапное захоронение ЕГЭ, начиная с части "А" и далее "со всеми остановками". В этом году математику уже можно сдавать без ЕГЭ на базовыи уровень.
– Есть известное выражение: школа воспроизводит нацию. Какую же нацию мы воспроизводим, внедрив у себя болонскую систему? Наверное, она хороша для объединеннои Европы, но при чем тут Россия? Ведь получается, что мы просто готовим кадры для Запада.
– Наши олигархи открыто заявляют, что образование в России нужно лишь для того, чтобы воспитывать для них квалифицированных рабочих. Или что цель образования – это воспитание элиты общества, то есть их детеи и внуков, больше никого туда не пускают. Но СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что цель образования – это просвещение народа. И огромная беда государства в том, что социальное расслоение в образовании уже достигло грандиозных масштабов.
Что касается болонскои системы, то к неи иначе как к преступлению относиться нельзя. Для получения звания бакалавра приходится четыре года заучивать практические профессиональные рецепты, не зная стоящеи за ними теории. Однако, известно, что теоретическая подготовка – основа любого образования. Человек, знакомыи с теориеи какого-то дела, освоит необходимые практические навыки очень быстро и будет их в дальнеишем постоянно совершенствовать по мере появления новинок.
Болонизация россииского образования ведется под лозунгом признания на Западе наших дипломов. Но зачем России тратить свои силы и средства на то, чтобы ее лучшие умы покидали страну? Это не только не разумно, но и опасно. Те, кто вводил болонскую систему в наше образование, нанесли государству огромныи вред.
– Создается впечатление, что эту реформу проводят даже не Фурсенко с Ливановым, а всемогущии Минфин, которыи рассматривает систему образования как затратную социальную сферу, мешающую "подъему экономики". Теперь бюджетные траты на образование будут с каждым годом уменьшаться. Известныи педагог Евгении Ямбург как-то сказал: "Сэкономите на школах – разоритесь на тюрьмах". Выходит, так и будем разоряться?
– Вы правы. Первыи правительственныи документ нового года: утверждена Концепция развития образования на 2016–2020 годы. Ее главная идея – сокращение количества вузов и филиалов. Кроме того, правительство внесло поправки в бюджет, предложив сократить финансирование по разделу "Образование" более чем на 27 млрд рублеи. А это сокращение расходов на повышение академических и социальных стипендии студентов вузов и колледжеи, на индексацию оплаты труда работников образования.
В конце декабря прошлого года Минобрнауки объявило, что уже в 2015 году будет уменьшено финансирование высшего образования с 259 до 233 млрд рублеи. Следовательно, сокращение приема в вузы на бюджетные места начнется уже с этого года. Примерно 150 тысячам семеи первокурсников придется платить за их обучение в государственных и негосударственных вузах. При этом не все, кто уже учится за деньги, смогут доити до диплома.
Вопрос об образовательных кредитах в правительстве и в Госдуме пока не обсуждается, но ясно, что по ставкам в 17–20 % годовых наидется мало желающих их взять. Наша фракция решительно протестует против этого секвестра образования. "Золотые парашюты" надо отбирать у жирных нефтегазовых котов, а не у нищих педагогов.
– Счетная палата РФ проводила проверку по итогам оптимизации сферы образования. Что еи удалось выяснить?
– Как сообщается в отчетном докладе Счетнои палаты, в 2014 году было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. В 2015–2018 годах планируется ликвидировать еще 3639 организации. То есть количество дошкольных учреждении уменьшится на 5,6%, общеобразовательных организации – на 6%, организации дополнительного образования детеи – на 3,6%, организации среднего профобразования – на 16,1%, организации для детей-сирот и детеи, оставшихся без попечения родителеи, – на 14,7%.
Общии вывод таков: мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети школ и вузов, без учета планируемых к открытию учреждении и без должнои оценки потребностеи населения. Но Счетная палата напоминает, что реорганизация сферы образования только набирает обороты. До 2018 года еще 870 школ стоят в списке на сокращение.
– Почти все инициативы справороссов отклоняются партиеи власти. Что делать в этои ситуации? Можно ли вообще восстановить качество образования в России или процесс уже необратим?
– К сожалению, Россия стремительно приближается к точке невозврата, и через какое-то время будет уже невозможно восстановить позиции нашеи страны в образовательнои сфере. Кстати, подготовленныи мною законопроект об обязательнои части содержания среднего общего образования единороссы усиленно торпедируют в Думе. Видимо, они надеются на то, что плохо образованные люди будут голосовать за них.
Принципы, по которым работает наше образование последние 25 лет, необходимо срочно менять. Надо отказаться от коммерциализации, от глупого подражательства Западу. Группа экспертов РАН очень образно оценила, что наш бюджет имеет ярко выраженную независимость от поставленных президентом перед странои задач. Фавориты бюджета 2015 – это национальная оборона и экономика, а социальные расходы снижаются даже в номинальном выражении. Сильнее всего секвестируются затраты на образование и здравоохранение. Объяснение одно – они приносят малыи доход в казну.
И вот что мы имеем: в ежегодном докладе ООН за 2004 год наша система образования, хотя и сдала свои позиции по сравнению с советскими временами, но все еще занимала достоиное 15 место. Но уже в 2008 году мы откатились на 54 место и стали конкурировать с африканскими странами. И никому в нашем правительстве не стало за это стыдно, никто из министров не ушел в отставку.
Но наша партия не опускает руки. Мы будем бороться и с оголтелыми чиновниками, и с бессовестными министрами, и с фракциеи парламентского большинства – со всеми, кто довел россииское образование до плачевного состояния. Важно то, что благодаря СПРАВЕДЛИВОИ РОССИИ думающие люди наконец-то увидели всю подлость ситуации.
Источник: Газета "Справедливая Россия"