15 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 804702-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в части создания механизмов противодействия заключению договоров потребительского кредита (займа) и осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его добровольного согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием). Доклад и содоклад представил депутат фракции "СРЗП", председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Вопросы задали Александр Аксененко, Олег Нилов, Валерий Гартунг, Федот Тумусов, Яна Лантратова, Анатолий Грешневиков. От фракции выступил Олег Нилов. По вопросу высказал позицию Валерий Гартунг.
Анатолий Аксаков:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
По данным Центрального банка, за 2023 год у наших граждан разными недобросовестными способами было украдено более 15 млрд рублей. К сожалению, в прошлом году статистика показывала ещё больший темп воровства денег у населения: с банковских счетов: только за три квартала прошлого года число украденных денег превысило 18 млрд рублей. Мы с вами в прошлом году приняли закон, в соответствии с которым банки не имеют право проводить финансовую операцию, если они сверились с базой данных Центрального банка, она называется "ФинЦЕРТ", и увидели, что деньги переводятся злоумышленнику, операция не должна быть проведена, она приостанавливается, и соответствующая информация предоставляется Министерству внутренних дел. Очевидно, это повлияло на статистику, пока рано подводить итоги, но число таких операций по некоторым данным, операций злоумышленников, значительно снизилось.
Одно из направлений, которое злоумышленники используют для воровства денег, это кредитные деньги. Они разными способами стимулируют, подталкивают на получение кредитов нашими гражданами, ну, и далее эти граждане переводят деньги в пользу злоумышленников. И вот для того, чтобы усилить противодействие заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента или с согласия, но под давлением, вносится этот законопроект. Он устанавливает период охлаждения между заключением договора и получением денег, период охлаждения даст время человеку остановиться, обдумать свои поступки, посоветоваться с близкими, выйти из-под действия злоумышленников. Ну, и устанавливаются определённые периоды, сроки так называемого периода охлаждения: для кредитов от 50 до 200 тыс. рублей устанавливается период охлаждения в четыре часа, для кредитов свыше 200 тыс. рублей – в 48 часов. При этом если кредитор, то есть банк или другая организация, эффективно и успешно противодействует мошенничеству, это демонстрирует статистика, то Банк России может снизить срок этого периода охлаждения. Ускорение обмена информацией между кредиторами и Бюро кредитных историй также предусматривается этим законопроектом. Сегодня после поступления информации в Бюро кредитных историй проходит примерно два дня до того периода, когда банки и другие кредиторы могут воспользоваться этой информацией при предоставлении кредита.
И мы знаем, что многие кредитные договора заключаются злоумышленниками в очень короткий промежуток времени во многих финансовых институтах, ещё в тот период, когда информация из Бюро кредитных историй этими институтами получена быть не может. Устанавливается этим законопроектом, что информация должна поступать практически в онлайн-режиме для того, чтобы не было возможности злоумышленникам в короткий промежуток времени оформлять большое количество договоров.
Для микрофинансовых организаций вводится обязанность зачислять займы только на счёт самого клиента, а не третьего лица. К сожалению, сейчас эта возможность существует, и многие злоумышленники этой возможностью пользуются.
Банк России предоставит микрофинансовым организациям доступ к своей базе данных о мошеннических операциях, я говорил, с базы данных РтСЕКТ. Соответственно, микрофинансовые организации так же как банки смогут к этой базой данных обращаться и принимать решение, опираясь на эту информацию, давать займ или не давать. Одним из каналов перечисления денежных средств злоумышленникам является внесение денег на банковский счёт с помощью токенизированной карты через банкоматы и терминалы.
И этим законопроектом предлагается обязанность банков отказывать от внесения более 50 тыс. рублей на банковский счёт в течение 48 часов с момента выпуска токенизированной карты, также другие нормы, которые направлены на защиту средств клиентов, обслуживаемых в кредитных организациях, микрофинансовых организациях, предусмотрены этим законопроектом.
Прошу поддержать.
Валерий Гартунг:
- Уважаемый Анатолий Геннадьевич, действительно нужные новации вы предлагаете, но я не увидел там ответственности для дропперов. Дело в том, что практика такова, что даже если человек спохватился, что он разговаривал с мошенником и перевёл деньги, да, и обратился в банк, банк не предпринял мер, деньги уже ушли через несколько транзакций на разные счета в другие банки, то даже дроппер, если тот, кто участвовал в этой цепочке, установлен, он не несёт никакой ответственности, и правоохранительные органы пока не найдут конечного получателя, никого не привлекают к ответственности. Вот в чём проблема. Вот вы готовы предложить введение ответственности для дропперов и для банков, сотрудников банков, которые не принимают своевременно мер по пресечению этих операций?
Спасибо.
Анатолий Аксаков:
- Это не законопроект об Уголовном кодексе, не процессуальный кодекс, да, не кодекс об административной ответственности. Мы такие инициативы внесли, они уже приняты, и в том числе вводится уголовная ответственность для так называемых дропперов. Если надо ужесточить, здесь уже предложение звучало, готовы поддержать. Я за самые жёсткие меры наказания для тех, кто участвует в этом процессе. Причём это наказание касается в том числе и малолетних, которые вовлекаются в этот процесс, оно уже прописано в наших законодательных актах.
Александр Аксёненко:
- Анатолий Геннадьевич, согласно проекту, кредитные организации и микрофинансовые организации получат доступ к базе данных Банка России. Какую будут нести ответственность микрофинансовые организации за утечку этих данных? Как это будет прописано в законопроекте? И будет ли? Потому что не всегда микрофинансовые организации гарантируют безопасность, которая позволит защитить эти базы данных. И второй вопрос, микрофинансовые организации зачастую начисляют проценты за каждый день, и вот в этот люфт двухдневный, когда деньги поступят на счёт человека, который попросил эти деньги, будут ли эти проценты начисляться? Спасибо большое.
Анатолий Аксаков:
- Там уже вступает в действие Уголовно-процессуальный кодекс. Конечно, не будут. Конечно, не будут, там начинаются все процедуры, которые по законодательству предусмотрены, и они будут вступать в действие. По первой части вашего вопроса это тоже уже в законодательстве прописано... Тем более, с моей точки зрения, ваши предложения не в этот закон, они касаются ответственности. А ответственность в Уголовном и в Административно-процессуальном кодексе предусматривается.
Федот Тумусов:
- Уважаемый Анатолий Геннадьевич. Проблема, конечно, очень масштабная и очень сложная. Вот, откуда берут мошенники телефоны? Мне, например, каждый день звонят. Они, видимо, берут из всех источников. Когда ты один раз, хоть один раз по интернету что-нибудь заказал, всё, твой телефон у мошенников. И связи с этим у меня вопрос такой. Вот это у нас только российская беда, мошенничество это? Или это мировая проблема? И как в других странах решают эту проблему? Вот изучали это или не изучали? И вообще, есть какой-то хороший передовой опыт, может быть, его нам надо ускоренно внедрять, например, с использованием искусственного интеллекта, чтобы они вообще не звонили, эти мошенники.
Спасибо.
Анатолий Аксаков:
- Международный опыт изучаем и обязательно используем.
Наш опыт лучше, но тоже, видите, небезгрешен, пытаемся усовершенствовать его.
Анатолий Грешневиков:
- Многоуважаемый Анатолий Геннадьевич, закон, конечно, нужный, но настолько запоздалый, что даже стыдно становится. Скажите, а что делать тем людям, у кого фальшивые сотрудники ФСБ, значит, заставили в банках взять многомиллионные кредиты, и у них уже квартиры отнимают, как у моей знакомой доктора искусствоведения из Московского университета, лишают должностей, например, одного знакомого директора заповедника. Жительница Рыбинска такими выплатами доведена до голодных обмороков. Вот, есть такая процедура мировое соглашение, но по практике, я обращался к Набиуллиной, она говорит, по мировому соглашению я вам помогу, значит, будет либо минимальная выплата, либо спишем. Но ни одному случаю не удалось помочь. Нельзя ли прописать, чтобы по мировому соглашению они изучили ситуации? Ну, и действительно, если бы взял 11 миллионов, хотя он не может 11 миллионов заплатить, у него 20 тыс. зарплата, то чтобы он выплатил там 500 тыс., либо вообще списать. Банки же должны какую-то нести ответственность...
Анатолий Аксаков:
- Данным законопроектом ответственность вводится, но закон не имеет обратной силы.
Олег Нилов:
- Анатолий Геннадьевич, Вячеслав Викторович, вот я как раз хотел предложить – действительно, запаздываем мы с принятием этого закона важного. Его бы нужно принять прямо в трёх чтениях. И самое главное – срок введения в действие, Анатолий Геннадьевич, вы какой планируете? Почему? Потому что закон о заморозке, самозапрете кредитования, знаете, когда был внесён? 20 апреля 2023 года. А вступит в действие возможность сделать самозапрет на кредитование с 1 сентября 2025 года. Зачем такая тёплая заморозка? Кому выгодно? Анатолий Геннадьевич, с 1 марта можно будет заявление только написать о самозапрете на кредиты. Это очень хороший способ защиты наших граждан, тем более больных, пожилых. Почему такая раскачка? Анатолий Геннадьевич, может, мы пересмотрим сроки вступления в действие вот этих важных норм?
Анатолий Аксаков:
- Мы планируем внести законопроект на второе чтение на следующей неделе.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Анатолий Геннадьевич, у нас в Челябинской области, по данным МВД, за год пострадали от мошенников люди на сумму один млрд 268 млн, а вернуть удалось только 2%. И в продолжение вопроса коллег, у меня есть письма от пенсионеров и ветеранов Челябинской области с просьбой дать право по их заявлению устанавливать для себя повышенный период охлаждения, превышающий эти часы, особенно, если граждане являются пожилыми людьми или тяжело больными людьми, просят дать такую возможность. Поэтому, конечно, законопроект полностью поддерживаем, но и принимать его надо быстрее, такое право, если возможно, давайте рассмотрим. Спасибо.
Анатолий Аксаков:
- Звучит, по крайней мере, на слух звучит очень разумно, и мы его обязательно рассмотрим при подготовке законопроекта ко второму чтению.
И то, что Вячеслав Викторович озвучил, я просто ещё раз хотел бы сказать, что мы обязательно изучим вопросы, которые сегодня звучали, и направим их в соответствующие ведомства.
Олег Нилов (выступление от фракции):
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, мы поддержим представленный законопроект. Но нужно идти дальше, не останавливаться, потому что реакция в зале, количество вопросов и предложений – это как раз и подтверждают. Вот одно из предложений. Должна быть мотивирована ответственность банков рублём. Ответственность работы служб безопасности банков никакая. Отсутствует хоть какая-либо проверка, потому что, видимо, они живут по схеме "деньги не пахнут". И в результате эти миллиарды утекают к ним в виде прибыли, мошенникам, а ещё хуже на ВСУ. Вот это уже преступление. А они в какой-то мере, я считаю, соучаствуют в совершении преступления.
Поэтому предложение. Если заводится уголовное дело по статье "Мошенничество", да ещё с перечислением денег под прикрытием спецслужб различных вражеских, деньги по этим кредитам банкирам не выплачивать до окончания следствия, до решения суда о конфискации имущества, компенсации другим способом этих ущербов, и тогда, может быть, банкиры получат эти средства, на которые взята эта огромная сумма. Вот и всё. Уважаемые коллеги, они не будут получать денег. Вы увидите, какие проверки сразу пойдут.
Второе. То же самое по продаже квартир. Слишком распоясались эти чёрные, серые риелторы, структуры, которые осуществляют, понимая, абсолютно понимая, что это мошенническая схема, человек останется без квартиры, да ещё и потом с долгами.
Поэтому здесь тоже должно быть право блокировки на продажу квартир. Это можно и нужно принять. Как мы замораживаем, приняли этот закон, который, я услышал, что будут ускорены сроки заморозки на получение кредитов по личному решению граждан, вот такое же решение, надо предоставить право, да, невозможно будет продать квартиру без какого-то режима охлаждения принятия решения и без обязательного участия всех родственников, прописанных, наследников. Вот это право, во всяком случае, в чрезвычайных обстоятельствах, я думаю, нужно дать гражданам. И тогда придёт двойник с паспортом какой угодно, он не сможет оформить продажу квартиры. И, конечно, ответственность для мошенников, жуликов. Это не мошенники, это диверсанты.
Тут вплоть до смертной казни должно быть наказание для тех, кто это организует, а для тех, кто участвует, и конфискация имущества, и предельные сроки, и кому присесть, а кому и послужить на СВО. Вот такие меры воздействия для всех – для дропперов, для курьеров, которые там участвуют.
Валерий Гартунг:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, законопроект важный, нужный, но он не снимет остроты проблемы.
Первое, о чём было уже сказано, что МВД даже не возбуждает дело, пока конечного бенефициара не найдёт, а это нескоро и иногда вообще не получается, и, соответственно, в рамках уголовного дела не предпринимаются те меры, которые... то есть, те полномочия, которые у МВД могут быть в рамках уголовного дела, оно их не получает. Вот эта проблема, которую нужно решить. Это первое. Второе. Ответственность дропперов обязательно. Даже установленные лица, которые первыми получили платёж, они не привлекаются к ответственности, потому что нет умысла, они не получили деньги, они ушли дальше, они соучастники, а у них есть имущество, с них можно что-то спросить. И вот эти вопросы нужно решить.
И то, что прозвучало сейчас предложение создать постоянно действующую совместную группу межфракционную, и, мне кажется, это хорошее дело, потому что мы этим проектом закона, который сейчас принимаем, проблему не решим.
Спасибо.
Анатолий Аксаков (заключительное слово):
- Уважаемый Вячеслав Викторович, прежде всего вас хотел поблагодарить за такую заинтересованность в рассмотрении этого законопроекта, всех депутатов. Я уже назначил на понедельник совещание с приглашением представителей МВД и Минцифры, Центрального банка, Минфина. У нас будет большое совещание. Обсудим все предложения, которые сегодня прозвучали. Если что-то ещё будет – пожалуйста, присылайте. Ну и, рассчитываю, что на следующей неделе сможем подготовить, хотя это непросто, поскольку и предложений было много, законопроект, для того чтобы рассмотреть во втором чтении. Спасибо за внимание, спасибо за поддержку.