Российская государственная библиотека – партнёр Международного конкурса фотографий "Герои Первой мировой. Фото из личных архивов"
см. также ↓Сайт Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ продолжает публикацию фотографий, присланных в рамках Международного конкурса фотографии "Герои Первой мировой. Фотографии из личных архивов".
Российская государственная библиотека является наследницей Румянцевской библиотеки и музея и хранит в своих недрах множество изданий, выпущенных в период войны 1914 – 1918 гг. и полученных по закону об обязательном экземпляре, обеспечившем полноту и универсальный характер коллекции. Среди книг, брошюр, иллюстрированных журналов, посвященных военным эпизодам, именно листовые издания – лубки и плакаты, представляют наиболее яркое свидетельство мировой войны. В рамках Международного конкурса фотографий "Герои Первой мировой. Фото из личных архивов" Российская государственная библиотека выступает партнёром и предоставила богатый иллюстративный материал для подготовки выставок и изданий.
Мобилизация армии, перестройка экономики, решение специфических проблем военного времени требовали от правительства огромных усилий по формированию общественного мнения, подогревания патриотических настроений. Эта задача возлагалась на печать, на массовые виды изданий – лубок, открытку, журнальную графику, карикатуру. Впервые к этим, уже ранее испытанным жанрам графики, присоединился и плакат.
Русскую благотворительную "художественную афишу" до 1914 г. можно назвать социальной лишь с большой натяжкой. Только война, "мобилизовавшая" искусство и политизировавшая его, ускоряет процесс создания плаката, который позже получил название политического.
Тематика русского плаката, как и тематика плаката английского, французского, немецкого, определялась ходом военных действий и политическими акциями правительства на каждом этапе войны сбор средств в пользу армии, помощь раненым, трудоустройство увечных, военные займы, воодушевление тыла. Но русская национальная плакатная школа имела и существенное отличие: политическая идея, социальное содержание с трудом пробивались через прочную оболочку сложившихся форм благотворительной художественной афиши.
Волна патриотизма захлестывает художественную интеллигенцию. И ранее, до войны, участие в деле благотворительности почиталось ею за честь. В годы же войны возможность внести свою лепту в помощь ближнему, сирому, и к тому же еще и убедить его в исторической неизбежности происходящего, вселить уверенность в победе такая возможность привлекает к плакату внимание крупнейших русских живописцев и графиков. В их числе А. и В. Васнецовы, К. Коровин, А. Архипов, С. Виноградов, Л. Пастернак, И. Нивинский, Г. Пашков.
Прилив художественных сил в плакатное искусство намного поднял его качественный уровень. Но существенно поколебать концепцию благотворительного плаката не удалось даже великим мастерам. Это, в частности, относится к работам К. Коровина, А. и В. Васнецовых. В своих работах они обращаются к гражданским чувствам соотечественников, связывая тему патриотизма не с современными военными действиями, а с историческим прошлым Родины, с ее славными героями.
Два года войны истощили казну, и в 1916 году царское правительство было вынуждено выпустить 5 1/2% Военный заем.
Размещение займа в разоренной стране, уже стонущей под непосильным бременем налогов, было делом нелегким. С целью его популяризации Скобелевский комитет предпринимает выпуск серии плакатов около тридцати названий. Произведения агитационной графики должны были обладать большой силой убеждения, чтобы заставить население отдать свои сбережения на военные нужды. Поэтому художники, привлеченные к работе, обращаются к военным сюжетам, показывают фронт, бои, быт солдат (пехотинцев, кавалеристов, моряков, летчиков), военные обозы, изготовление снаряжения.
Впервые в истории русского плаката событие политической жизни, каким является война, не только определяет содержание и идею произведения, но выходит из-за кадра на первый план в изобразительном решении листа пусть даже под тесной "шапкой" Военного займа. Не менее важно и ещё одно новшество: четко формулируется политическая идея и в виде кратких лозунгов ("Все для фронта, все для победы!", "Вперед, за Родину!" и т.п.), и в виде развернутых текстов.
Политическая действенность и активность плакатов Военного займа означали новую ступень развития русской художественной публицистики. Эта линия была продолжена и мастерами немногих агитационных плакатов, изданных в связи с выпуском Временным правительством Займа Свободы.
Первая мировая война стала временем нового расцвета военной народной картинки, предварявшей развитие массовой культуры и ее важнейшей части – средств массовой информации. Именно в лубке наиболее остро проявились качества, которые, имея сходство с газетными сообщениями (которые нередко являлись главными источниками информации для лубка), разительно отличались от последних и по направленности и по характеру.
Народная картинка, состоявшая из изобразительной и текстовой частей, в значительной степени напоминает современные телевизионные репортажи. Известно, что материалом для создания текстов к картинкам служили официальные донесения, публиковавшиеся в газетах и журналах, в которых указывались даты прошедших боев и данные о потерях со стороны противника.
Основной особенностью лубка – "газеты для народа" заключалось в том, что в народной картинке получала отражение та действительность, которая представлялась радостной и оптимистичной, вне зависимости от того, касалось ли это описания небольшого сражения вблизи польской деревушки или трагической, но красивой гибели славного героя.
В народной картинке война представлялась в особенном, можно сказать "правильном" виде. Лубок отражал яркие наиболее примечательные события и действия, обходя без внимания серые и монотонные будни войны. Формула "на западном фронте без перемен" в принципе не интересовала создателей и зрителей картинок.
Батальная народная картинка была призвана не только и не столько информировать о ходе военных действий, сколько, в значительной мере, решать чисто пропагандистские задачи: успокаивать общество в условиях тревожного военного времени относительно благополучного будущего, формировать образ "своего" героя и, наоборот, развенчивать неприятельские захватнические планы и рисовать негативный портрет врага.
Война в народной картинке выглядит, с одной стороны, как своеобразная игра, в которой убивают и калечат людей, бесконечно льется кровь, рвутся бомбы и взрываются снаряды, но в этом нет подлинной трагедии – "нарисованные страсти"; с другой стороны, в ряде картинок проводится идея мистического значения происходящего на глазах у всех события вселенского масштаба.
Предреволюционные годы являлись первым и очень важным этапом формирования художественного политического плаката и советского лубка. Был сделан решительный шаг: искусство массовой пропаганды обогатилось социальной проблематикой, были выработаны приемы и методы подачи политической идеи специфическими средствами искусства печатной графики.
К числу важнейших завоеваний тех лет относится и обращение к образу человека, личности, которой принадлежит ответственная роль в историческом процессе. Значительны заслуги художников в разработке основ графического языка, лаконичного и выразительного, в использовании возможностей иносказаний, метафор, символов. Эти достижения были взяты на вооружение и блестяще развиты и использованы мастерами советского политического плаката первых послереволюционных лет.
По материалам, предоставленным Российской государственной библиотекой