О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Российская государственная библиотека – партнёр Международного конкурса фотографий "Герои Первой мировой. Фото из личных архивов"

25 июня 2014

 см. также ↓

Сайт Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ продолжает публикацию фотографий, присланных в рамках Международного конкурса фотографии "Герои Первой мировой. Фотографии из личных архивов".

Российская государственная библиотека является наследницей Румянцевской библиотеки и музея и хранит в своих недрах множество изданий, выпущенных в период войны 1914 – 1918 гг. и полученных по закону об обязательном экземпляре, обеспечившем полноту и универсальный характер коллекции. Среди книг, брошюр, иллюстрированных журналов, посвященных военным эпизодам, именно листовые издания – лубки и плакаты, представляют наиболее яркое свидетельство мировой войны. В рамках Международного конкурса фотографий "Герои Первой мировой. Фото из личных архивов" Российская государственная библиотека выступает партнёром и предоставила богатый иллюстративный материал для подготовки выставок и изданий.

Мобилизация армии, перестройка экономики, решение специфических проблем военного времени требовали от правительства огромных усилий по формированию общественного мнения, подогревания патриотических настроений. Эта задача возлагалась на печать, на массовые виды изданий – лубок, открытку, журнальную графику, карикатуру. Впервые к этим, уже ранее испытанным жанрам графики, присоединился и плакат.

Русскую благотворительную "художественную афишу" до 1914 г. можно назвать социальной лишь с большой натяжкой. Только война, "мобилизовавшая" искусство и политизировавшая его, ускоряет процесс создания плаката, который позже получил название политического.

Тематика русского плаката, как и тематика плаката английского, французского, немецкого, определялась ходом военных действий и политическими акциями правительства на каждом этапе войны – сбор средств в пользу армии, помощь раненым, трудоустройство увечных, военные займы, воодушевление тыла. Но русская национальная плакатная школа имела и существенное отличие: политическая идея, социальное содержание с трудом пробивались через прочную оболочку сложившихся форм благотворительной художественной афиши.

Волна патриотизма захлестывает художественную интеллигенцию. И ранее, до войны, участие в деле благотворительности почиталось ею за честь. В годы же войны возможность внести свою лепту в помощь ближнему, сирому, и к тому же еще и убедить его в исторической неизбежности происходящего, вселить уверенность в победе – такая возможность привлекает к плакату внимание крупнейших русских живописцев и графиков. В их числе А. и В. Васнецовы, К. Коровин, А. Архипов, С. Виноградов, Л. Пастернак, И. Нивинский, Г. Пашков.

Прилив художественных сил в плакатное искусство намного поднял его качественный уровень. Но существенно поколебать концепцию благотворительного плаката не удалось даже великим мастерам. Это, в частности, относится к работам К. Коровина, А. и В. Васнецовых. В своих работах они обращаются к гражданским чувствам соотечественников, связывая тему патриотизма не с современными военными действиями, а с историческим прошлым Родины, с ее славными героями.

Два года войны истощили казну, и в 1916 году царское правительство было вынуждено выпустить 5 1/2% Военный заем.

Размещение займа в разоренной стране, уже стонущей под непосильным бременем налогов, было делом нелегким. С целью его популяризации Скобелевский комитет предпринимает выпуск серии плакатов – около тридцати названий. Произведения агитационной графики должны были обладать большой силой убеждения, чтобы заставить население отдать свои сбережения на военные нужды. Поэтому художники, привлеченные к работе, обращаются к военным сюжетам, показывают фронт, бои, быт солдат (пехотинцев, кавалеристов, моряков, летчиков), военные обозы, изготовление снаряжения.

Впервые в истории русского плаката событие политической жизни, каким является война, не только определяет содержание и идею произведения, но выходит из-за кадра на первый план в изобразительном решении листа – пусть даже под тесной "шапкой" Военного займа. Не менее важно и ещё одно новшество: четко формулируется политическая идея – и в виде кратких лозунгов ("Все для фронта, все для победы!", "Вперед, за Родину!" и т.п.), и в виде развернутых текстов.

Политическая действенность и активность плакатов Военного займа означали новую ступень развития русской художественной публицистики. Эта линия была продолжена и мастерами немногих агитационных плакатов, изданных в связи с выпуском Временным правительством Займа Свободы.

Первая мировая война стала временем нового расцвета военной народной картинки, предварявшей развитие массовой культуры и ее важнейшей части – средств массовой информации. Именно в лубке наиболее остро проявились качества, которые, имея сходство с газетными сообщениями (которые нередко являлись главными источниками информации для лубка), разительно отличались от последних и по направленности и по характеру.

Народная картинка, состоявшая из изобразительной и текстовой частей, в значительной степени напоминает современные телевизионные репортажи. Известно, что материалом для создания текстов к картинкам служили официальные донесения, публиковавшиеся в газетах и журналах, в которых указывались даты прошедших боев и данные о потерях со стороны противника.

Основной особенностью лубка – "газеты для народа" заключалось в том, что в народной картинке получала отражение та действительность, которая представлялась радостной и оптимистичной, вне зависимости от того, касалось ли это описания небольшого сражения вблизи польской деревушки или трагической, но красивой гибели славного героя.

В народной картинке война представлялась в особенном, можно сказать "правильном" виде. Лубок отражал яркие наиболее примечательные события и действия, обходя без внимания серые и монотонные будни войны. Формула "на западном фронте без перемен" в принципе не интересовала создателей и зрителей картинок.

Батальная народная картинка была призвана не только и не столько информировать о ходе военных действий, сколько, в значительной мере, решать чисто пропагандистские задачи: успокаивать общество в условиях тревожного военного времени относительно благополучного будущего, формировать образ "своего" героя и, наоборот, развенчивать неприятельские захватнические планы и рисовать негативный портрет врага.

Война в народной картинке выглядит, с одной стороны, как своеобразная игра, в которой убивают и калечат людей, бесконечно льется кровь, рвутся бомбы и взрываются снаряды, но в этом нет подлинной трагедии – "нарисованные страсти"; с другой стороны, в ряде картинок проводится идея мистического значения происходящего на глазах у всех события вселенского масштаба.

Предреволюционные годы являлись первым и очень важным этапом формирования художественного политического плаката и советского лубка. Был сделан решительный шаг: искусство массовой пропаганды обогатилось социальной проблематикой, были выработаны приемы и методы подачи политической идеи специфическими средствами искусства печатной графики.

К числу важнейших завоеваний тех лет относится и обращение к образу человека, личности, которой принадлежит ответственная роль в историческом процессе. Значительны заслуги художников в разработке основ графического языка, лаконичного и выразительного, в использовании возможностей иносказаний, метафор, символов. Эти достижения были взяты на вооружение и блестяще развиты и использованы мастерами советского политического плаката первых послереволюционных лет.

По материалам, предоставленным Российской государственной библиотекой

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International