О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Зубов: властью четко взят курс на полное игнорирование обещаний, данных предпринимателям

27 ноября 2013

 см. также ↓

Депутат Госдумы РФ Валерий Зубов резко раскритиковал экономическую политику Правительства в статье "Почему Россия тормозит в тот момент, когда могла бы совершить рывок в экономике", опубликованной на страницах "Московского комсомольца" 27 ноября:

– Все последние месяцы Правительство только и делает, что "заговаривает" экономику, рассуждая о необходимости возобновления роста. Однако это не помогает: обрабатывающая промышленность падает в абсолютном выражении уже почти год; остановился прирост добывающих отраслей; бюджеты регионов катастрофически дефицитны; с сентября началось снижение реальных доходов населения; наметился рост безработицы, продолжается отток капитала. В лучшем случае мы закончим год с ростом в 1,5 % – что ниже не только, чем в странах BRICS, но и в ряде стран ЕС.

Почему экономика России останавливается и как ее можно оживить?

Не хочу повторять банальных рассуждений об инвестиционном климате, налогах и "кошмарении" бизнеса: власть не готова к ним прислушиваться. Сегодня стоит обратить внимание на несколько иные моменты.

Во-первых, для развития любой экономики нужны инвестиции – а Правительство делает все, чтобы их демотивировать. Наступление идет с двух сторон. На предпринимателей оказывается все большее давление со стороны "правоохранительных" органов – причем не во имя сбора бóльших налогов, а грубое давление ради частных интересов силовиков. В условиях, когда риски ведения бизнеса становятся запредельными, предприниматели все чаще готовы их переуступать – причем обычно госкорпорациям или компаниям, приобретающим новые активы за счет кредитов госбанков. Это подрывает возможности той "национальной инвестиционной системы", о которой в Кремле говорят уже много лет. Деньги тратятся не на новые проекты, а на перетасовывание старых.

С другой стороны, власть ни в какую не позволяет гражданам поверить в возможность инвестиций "в длинную". Банковская система по-прежнему уязвима (чего стоит только история Мастер-банка, которая наверняка окажется не последней), а пенсионные накопления Правительство, как оно только что показало, может просто взять и национализировать.

Откуда в такой стране появятся инвестиции?

Но и это не вся проблема. Кроме того, что инвестиций мало, они становятся во все большей степени "государственными" – а значит, растрачиваемыми неэффективно. Никогда частный инвестор не стал бы строить объекты в Сочи за суммы, в десяток раз превышающие бюджеты прошлых Олимпиад, или вкладываться в реконструкцию Транссиба. Про создание нового космодрома на фоне "крепнущей евразийской дружбы" я вообще не говорю. В итоге оказывается, что вся инвестиционная политика государства – это перекладывание денег из потенциально прибыльных проектов в убыточные. Собственно, остановка роста экономики показывает именно это: "новое качество" инвестиций таково, что растрачиваемые впустую деньги просто не могут его породить. Без перемен в этой сфере, без нового "договора" власти и бизнеса ничего хорошего нас не ждет.

Во-вторых, власть любит много говорить о стабильности и ответственности. Особенно часто – о "социальной ответственности". Но понимается она как ответственность лишь перед гражданами – получателями денег из госбюджета.

Военные и "силовики", пенсионеры и учителя, чиновники и госслужащие – им, как говорится, что обещал, то вынь и "положь". Но ведь они – это только часть общества. Стараясь выполнить свои обещания перед ней, власть напрочь забывает, что есть и другие обязательства. Например, не пересматривать каждый месяц Налоговый кодекс; не отнимать пенсии у будущих пенсионеров; не вводить постоянно новые правила и нормы.

Властью четко взят курс на исполнение гарантий, выданных "потребителям" общественного продукта, – и на полное игнорирование любых обещаний, данных его "производителям". В этом – вторая причина остановки экономического роста: экономика – это не только перераспределение потоков, как кажется наверху слишком многим; это еще их создание, о котором совершенно забыли. Но без решительного расширения границ "социума", с которым считает возможным "коммуницировать" Кремль, – расширения их с "потребительствующих" классов до всего общества – ситуацию в экономике не исправить.

В-третьих, есть еще один важный момент. Сегодня финансовая система в России подчинена интересам только одного центра – Минфина. Задача состоит не в развитии производства, а в выполнении вышеуказанных обязательств.

Если цена на нефть идет вниз, рубль тотчас же "припадает", чтобы против уменьшившегося количества долларов напечатать больше рублей и заткнуть ими социальные "дыры". И хотя рыночные силы работают сейчас скорее на рубль (по разным оценкам, доллар должен стоить от 18 до 24 рублей), его упорно держат на более низком уровне. Уровне, выгодном нефтяникам и работникам Минфина.

Для "запуска" экономического роста нужен противоположный подход. Чем дороже рубль – тем дешевле инвестиционные товары. Тем больше бизнес может купить нового оборудования для своего развития – и в то же время тем меньше бюджет может "освоить" денег на крупнооткатных мегапроектах.

Мы экспортируем практически только природные ресурсы, вкладываем в обновление производственной базы добывающих отраслей крайне скупо, а прямые иностранные инвестиции сокращаются. В такой ситуации гораздо правильнее было бы "потрафить" не ненасытному бюджету, а потребителям импортной продукции и тем компаниям, которые готовы начать инвестировать в развитие страны.

Заодно, замечу, и проблема инфляции, которая снова "замаячила на горизонте", снялась бы с повестки дня. Как были бы забыты и разговоры о неподъемной процентной ставке по кредитам, которая неминуемо снизилась бы на фоне укрепляющегося рубля.

Но это могло бы стать целью власти, которая работает на перспективу. А если задача власти состоит в том, чтобы "ночь простоять да день продержаться", то понятно, почему все у нас идет так, как идет. И почему экономика категорически отказывается расти.

В последние годы Россия серьезно "продвинулась" в одном – в повышении уровня жизни граждан и росте потребления. Но совершенно ясно, что это был "рост без развития".

Мы почти не строим новых дорог и аэропортов. Добываем нефти и газа не больше, чем в позднесоветский период. Крайне медленно перестраиваем производственную базу. Не в состоянии решить проблему обеспечения населения жильем и социальными услугами.

Нам пора бы уже начать как-то обустраивать свое будущее, а не довольствоваться тем, что мы ушли от катастрофы 1990-х годов. Чтобы выйти из нынешнего кризиса – кризиса, порожденного не внешними, а внутренними факторами, – необходимы меры по поддержке не только бюджетников, но и бизнеса, предпринимателей, без которых "социальные задачи" неразрешимы в принципе.

Только тогда у нас появится новый исторический шанс.

Источник: "Московский комсомолец"

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International