О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: Новый закон об НКО носит репрессивный характер

06 июля 2012

 см. также ↓

Сегодня Государственная Дума рассматривает в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". По просьбе журналистов законопроект прокомментировал лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции Сергей Миронов:

– За последние годы был принят целый ряд федеральных законов и программ, поддерживающих развитие некоммерческих организаций: на основе создания целевых капиталов (2006 г.), развития благотворительности и добровольчества (июль 2009 г.), облегчения процедур регистрации и отчётности НКО (2010 г.), поддержки социально ориентированных НКО (апрель 2010 г.).

На начало 2012 года по данным экспертов в 83 субъектах РФ принято более 1000 нормативно-правовых актов, которыми законодательно закреплено от 10 до 20 форм взаимодействия государства и НКО в разных регионах (фонды местных сообществ, поддержка проектов и программ в форме грантов или субсидий, общественные палаты, налоговые льготы НКО и донорам, социальный заказ, общественная экспертиза и т.п.). Однако качество этих нормативных актов далеко не всегда высокое, многие из них носят чисто декларативный характер.

В 2010 г. наша фракция поддержала внесенный Президентом законопроект о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Тогда мы говорили о том, что дискуссиям, есть ли у нас в стране гражданское общество или нет, – положен конец. Мы твердо заявили и готовы повторить это сейчас: "Есть!".

Однако спустя два года снова приходится слышать рассуждения в духе холодной войны о "шпионских гнездах", и "агентах ЦРУ под мирными вывесками". Новый закон о некоммерческий организациях, исполняющих функции иностранных агентов, носит исключительно репрессивный характер. Но запретительные меры всегда однобоки. Ограничивая, необходимо что-либо предлагать.

Разумеется, политическую систему России необходимо ограждать от иностранного вмешательства. Организации, финансируемые из-за рубежа, должны быть под определенным контролем. Но это не означает, что мы должны закрыть дорогу тем НКО, которые являются полезными и конструктивными. Нельзя вешать на них ярлыки иностранных агентов, врагов народа и государства. Существует риск нанести вред деятельности правозащитного движения, которое нередко оказываются последним барьером в защите прав граждан.

Система отчетности для НКО, получающих иностранное финансирование, уже достаточно развита и позволяет отслеживать финансовые потоки, идущие через эти НКО. Отчеты НКО подаются в Минюст и публикуются на его сайте. Любой желающий может изучить поступления и расходование их денежных средств.

Обращает на себя внимание, что при обилии нормативно-правовых актов, общий объем российских грантов и субсидий для НКО и общественных объединений стал снижаться: если в 2009 году такая поддержка осуществлялась в 77 регионах, то в 2011 – только в 69.

Проблема финансирования и материального обеспечения деятельности НКО остается самой болезненной. Иностранное финансирование они ищут не потому, что хотят защищать враждебные нам интересы, а потому что в России эти средства найти крайне сложно. К пожертвованиям и иным отчислениям на общественные нужды в нашей стране еще не привыкли.

В развитых странах действует эффективная система налоговых вычетов, когда налоговая база уменьшается на определенные, предусмотренные законодательством расходы. Перед предприятием стоит выбор: уплатить налог со всей суммы прибыли по ставке или отчислить часть на поддержку НКО, перейти в другую категорию и заплатить налог по меньшей ставке. При этом предприятие получает на руки большую прибыль. У нас подобные вычеты крайне малы.

Важным фактором стимулирования деятельности НКО могли бы стать налоговые льготы для предпринимателей-резидентов РФ, которые спонсируют соответствующие издательские, просветительские и благотворительные проекты, аренду помещений для мероприятий и деятельности НКО.

Многие проекты, которые служат общественному благу, погибнут, если не будут поддерживаться из-за границы. Должна быть расширена государственная поддержка НКО, создана система стимулирования бизнеса для благотворительной деятельности и поддержки социальных программ. Наша задача законодательно обеспечить и стимулировать деятельность социально значимых негосударственных и некоммерческих организаций.

В современном мире более эффективной, по сравнению с государственной, признана работа некоммерческих организаций в целом ряде сфер: работа с людьми с ограниченными возможностями, поддержка детей в трудной жизненной ситуации, внедрение различных подходов к решению проблемы сиротства, реабилитация бывших заключенных, экологический контроль.

В сфере социальных услуг накопился позитивный опыт, и государство должно активнее делегировать часть своих полномочий некоммерческим организациям и быть заинтересовано в их финансировании. Если не полностью, то хотя бы частично, за счет привлечения средств бизнеса.

В законе необходима ясная формулировка того, что является "политической деятельностью". Пока эта формулировка размыта, любые элементы публичной деятельности НКО могут трактоваться как политическая деятельность.

Следует учесть и то, что значительная часть российского бизнеса находится в оффшоре – следовательно, их помощь также должна будет расцениваться как иностранная.

Возможен вариант и дополнительного финансирования тех НКО, которые, в частности, работают в сфере международной деятельности и способствуют продвижению образа России за рубежом. Например, длительное время Россотрудничеству не удается решить вопрос о выделении, по крайней мере, одной ставки для каждого общества дружбы.

Таким некоммерческим организациям могут, например, предоставляться помещения и площадки из государственного или муниципального фонда для проведения мероприятий на безвозмездной основе или с существенной скидкой по аренде для постоянного использования.

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ стремится к открытости и демократии, последовательно выступает за расширение гражданского участия, за повышение политической культуры россиян. В наших силах сократить препятствия, мешающие реализации этих задач. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International