5 июня в Госдуме прошел круглый стол на тему "Объединение образовательных учреждений: создание крупных учебных центров или разрушение традиций отечественного образования". В мероприятии приняли участие лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов, заместитель председателя Комитета ГД по образованию, член Центрального совета партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Виктор Шудегов, председатель Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям, депутат от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Валерий Черешнев, первый зампред Комитета по образованию в ГД, депутат от фракции "КПРФ" Олег Смолин, а также эксперты, представители министерств и образовательных учреждений.
Открывая дискуссию, Виктор Шудегов сообщил, что фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ проводит данный круглый стол в связи с многочисленными обращениями учителей и учащихся тех учреждений, которые объединяются или сливаются. Депутат сообщил о том, что по данному вопросу он обращался к мэру Москвы и московскому правительству: "Я получил такой обтекаемый ответ, где говорится, что вся эта реорганизация проводится для того, чтобы создать крупные учреждения с несколькими параллелями и так далее. И обосновывается это тем, что это обоюдное желание педагогических коллективов, родителей и школьных профсоюзов. Конечно, многие присутствующие здесь скажут, что это совершенно не так или далеко не так".
"Попытка создать крупные образовательные учреждения по западному образцу вряд ли увенчается успехом, – продолжил Виктор Шудегов. – Очень возмущены трудовые коллективы, прежде всего речь идет о школах, о вузах, студентах, школьниках. Их мнение необходимо учитывать". Он вспомнил, как в законе "Об образовании" 1992 года было очень мудро написано, что закрытие школы возможно только с согласия местных населенных пунктов, но потом реформаторы придумали хитрый ход и стали проводить реорганизацию под видом оптимизации, объединения, присоединения, перевозки учащихся в райцентры. "Закрыли 20 тысяч школ и исчезло 19,5 тысяч деревень. Здесь прямая зависимость. Думаю, что пройдет немного времени, и мы с вами увидим последствия данных реорганизаций. Напомню, что только в Москве были отданы под приватизацию почти тысяча дошкольных образовательных учреждений. К чему это привело – вы прекрасно знаете. Все попытки вернуть все обратно лишь на 10 процентов увенчались успехом", – констатировал депутат от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ.
Сергей Миронов в своем выступлении назвал тему обсуждения болезненной. "К сожалению, мы должны констатировать, что Министерство науки и образования РФ так и не научилось прислушиваться или даже просто учитывать мнение граждан и гражданского общества, прежде всего, заинтересованных лиц (преподавательского состава, студентов, учащихся), при реорганизации или слиянии, либо какой-либо другой форме реорганизации тех или иных образовательных учреждений. Тогда как активное привлечение представителей гражданского общества, на мой взгляд, могло бы уже на самой ранней стадии подготовки различных нововведений избежать никому ненужных конфликтов и непоправимых ошибок", – заявил парламентарий. "В настоящее время в России насчитывается более трех с половиной тысяч вузов и их филиалов, но, по оценкам экспертов, только 150 или максимум 200 из них соответствуют современным требованиям. Остальные – в лучшем случае находятся на уровне техникума или колледжа. Это позиция, в том числе и представителей Министерства. Я думаю, как в жизни всегда бывает, наверняка это не совсем так. Но здесь сразу выскажу свою позицию: когда в результате такой оценки или даже такого имеющегося факта я слышу призывы, что нужно ликвидировать большое количество ВУЗов и оставить 50 или 200 – я считаю, что это неправильно. Нужно идти другим путем, делать так, чтобы наши вузы, которые уже есть, достигали такого уровня, чтобы не было никаких вопросов ни по качеству обучения, ни по полученным знаниям, ни уж тем более по реальному весу того диплома, который свидетельствует о высшем образовании. Потому, что мы с вами прекрасно знаем, что есть многие города в России, где есть единственные высшие заведения, причем очень часто это не некое учебное заведение, созданное в последние два десятилетия, а имеющее свою историю. И сокращение, ликвидация такого вуза приведет к тому, что выпускники школ из этого города уже не смогут поехать в другие города для получения высшего образования. Потому что это все сказки, что ЕГЭ дает такую возможность", – сообщил Сергей Миронов.
Лидер СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ также напомнил о большой проблеме связанной с филиалами региональных ВУЗов, которые не имеют квалифицированного преподавательского состава: "Это как раз тот самый случай, когда нужно внимательно смотреть и принимать соответствующие государственные решения. Не только "размахивая шашкой" и ликвидируя такие филиалы, а думая о том, как сделать так, чтобы эти филиалы были достойными своего базового головного института или университета. Конечно, мы понимаем, что без определенных "санаций" не обойтись. Еще раз хочу подчеркнуть, я уверен, что здесь нужен очень острожный, взвешенный государственный подход исходя из интереса государства, а не узкого бизнеса, и уж, тем более, не исходя из интересов экономии бюджетных средств. Потому, что на образовании, на науке, на культуре экономить вообще нельзя. Более того, с моей точки зрения, это те сферы, где государство должно вкладывать, вкладывать и вкладывать".
Сергей Миронов констатировал, что существует необходимость сформировать четкие критерии, по которым одни ВУЗы действительно могут укрупняться, другие – ликвидироваться, одни должны поддерживаться государством, а другие – зарабатывать сами. Эти критерии должны быть прозрачны, понятны общественности и исключать возможности для принятия кулуарных решений. Особое внимание парламентарий уделил проблеме подготовки инженеров, заявив, что "те страны, которые думают о своих перспективах и своем будущем, готовят таких специалистов".
Лидер думской фракции прокомментировал ситуацию с объединением Горного университета и Московского института стали и сплавов: "Основания, на самом деле, несмотря на то, что это много бумаг, труднообъяснимы. Первое, что приходит на ум – это здание, которое находится в центре Москвы со всеми вытекающими последствиями. Мы видим, когда сегодня принимаются те или иные решения, когда объединяют школы, объединяют ВУЗы, иногда как только смотришь адрес, где это находится, понимаешь, что всего скорее мы имеем дело с попыткой получить эти помещения, потом под каким-то предлогом перепрофилировать, перепродать, сделать все что угодно, одним словом – нажиться. К сожалению, совершенно очевидно, часто присутствует коррупционная составляющая".
Сергей Миронов сообщил, что в соавторстве с Виктором Шудеговым им был подготовлен законопроект, который вносит изменение в статью 34 закона Российской Федерации "Об образовании", где предлагается урегулировать порядок реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений. "Нами предлагается следующее. Я перечислю наличие тех решений и тех документов, которые позволяют проводить вот такую реорганизацию в данном случае, это может быть и ликвидация, и укрупнение, и присоединение, – одним словом реорганизацию. В соответствии с нашим законопроектом, реорганизация государственного или муниципального образовательного учреждения может быть осуществлена только при наличии: решения учредителя образовательного учреждения, согласованного с трудовым коллективом; одобрения этого решения государственным законодательным органом власти для соответствующего субъекта РФ. Для учебного заведения – региональное подчинение, если речь идет о федеральном подчинении – то это должно быть решение Государственной Думы. Мы с Виктором Евграфовичем считаем необходимым внести дополнение о зданиях, запрещающее перепрофилирование зданий под иные цели кроме образовательных. Потому что так мы четко кладем барьер на пути тем, кто хочет ликвидировать то или иное учебное заведение просто в погоне за недвижимостью", – рассказал политик.
Депутат от фракции "КПРФ" Олег Смолин начал свое выступление со слов о том, что образование – это дело общегосударственной политики. Депутат от фракции "КПРФ" отметил, что с интересом посещает мероприятия дружественных фракций, посвященных данной проблематике. По его словам, хотелось бы, чтобы проект народного закона "Об образовании" стал межфракционным проектом всех заинтересованных депутатов. Депутат также рассказал о закрытии огромного количества школ за послесоветский период. "В образовании как в жизни: то что по любви и согласию – хорошо, то что по насилию – скверно", – добавил Смолин. Он согласился с Сергеем Мироновым в том, что процесс реорганизации учебного заведения должен проводиться только с согласия трудового коллектива и с согласия органа соответствующего уровня. Смолин предложил поддержать предложения, озвученные Сергеем Мироновым, распространив их и на школьное и на дошкольное образование. В завершение он добавил, что государственный путь – не единственный и те учебные учреждения, которые борются и проявляют характер, используя все законные средства за право на образование, имеют реальные шансы отстоять свою позицию. "Считаю, что несмотря на ужесточение российского законодательства возможность сохранить бесплатное образование сохраняется", – заявил депутат.
Представители Центра образования № 118 пожаловались на то, что с дополнительном образованием на сегодняшний день творится что-то непонятное: простые школы уплотняют, пытаются лишить площади в пользу элитных гимназий. По словам представителей образовательного центра лишь после продолжительной борьбы, митингов и пикетов им удалось отстоять свою школу. Приказ об уплотнении их центра был признан ошибочным. Однако в результате попытки найти виновных в таком ошибочном решении был уволен их директор, который был не только горячо любим всем коллективом школы, но и имел уважение среди местных жителей. Такую несправедливость представители образовательного центра связывают с нежеланием местных структур нести ответственность за свои действия. Они также сообщили, что школу третируют постоянные поверки и весь состав педагогов нервничает. "Мы хотим чтобы снимали тех чиновников, которые выпускают ошибочные приказы", – заявила один из представителей центра Вера Камынина.
Многие из присутствующих на круглом столе сетовали на то, что объединение школ похоже на рейдерский захват и даже несмотря на родительские протесты с учетом сбора подписей им очень трудно отстаивать свою позицию. Кроме того, эксперты и представители университетов были обеспокоены возможным слиянием ВУЗов, так как это может привести к частичной потере преподавательского состава.
Представитель Московского государственного горного университета Александр Лагуткин в своем выступлении уделил особое внимание инженерному образованию. Он заметил, что если полгода назад картину в сфере инженерного образования можно было назвать печальной, то сейчас она принимает трагический характер. По его словам, эффективность отечественной инженерной школы проявила себя блестяще, что стало особенно ощутимо в период с 1941 по 1945 год. "Начинали мы с отставания, а закончили с лучшими танками, самолетами, лучшей артиллерией. Мы имели лучшую, чем у немцев авиацию, корабли, подводные лодки. Все это создано умом и знаниями наших инженеров, наших технологов. Зачем понадобилось менять эту систему? Кому это понадобилось?", – возмутился он.
Позицию Министерства образования и науки РФ представила заместитель директора департамента развития профессионального образования Вера Гринько. Она начала со слов о том, что все замечания были ею услышаны и будут переданы новой команде Министерства. По ее мнению, все уровни профессионального образования имеют свою специфику и применительно к каждому уровню образования должны быть выработаны свои подходы и свои нормы законодательного обеспечения. Гринько сообщила, что главная цель – повышение качества образовательных услуг и любую реорганизацию надо в первую очередь связывать с этой целью. "То, что система требует преобразований – это очевидно", – заявила она, отметив, что не в последнюю очередь это связано с современными демографическими тенденциями. "Ранее государство строило прекрасные комплексы. 760, 720 человек получали образование в колледжах и профессиональных училищах. Сейчас они пустые. С этим надо что-то делать". Представитель министерства также отметила, что большую беду представляет собой филиальная сеть вузов, в связи с тем, что головной вуз не в состоянии гарантировать высокое качество образование в своем филиале. "Должны быть выработаны подходы, укрупнение учреждений по территориальному принципу. И одновременно идет развитие другого кластера – профильность ВУЗов. Все это требует глубокого анализа, закрепления", – добавила Гринько.
В заключение круглого стола Виктор Шудегов предложил включить в итоговые рекомендации пункт о создании экспертного совета и горячей линии при Государственной Думе по вопросам ликвидации и реорганизации образовательных учреждений. Он также отметил важность предлагаемой в разработанном в соавторстве с Сергеем Мироновым законопроекте нормы о получении согласия на реорганизацию образовательного учреждения со стороны трудового коллектива и государственных законодательных органов власти соответствующего субъекта РФ. Парламентарий поблагодарил всех присутствующих за участие в круглом столе и пообещал, что все высказанные идеи не останутся без внимания при работе над законопроектом.