Рекомендации "круглого стола" на тему "Объединение образовательных учреждений: создание крупных учебных центров или разрушение традиций отечественного образования"
см. также ↓Участники "круглого стола" на тему "Объединение образовательных учреждений: создание крупных учебных центров или разрушение традиций отечественного образования" обсудив ситуацию с массовой реорганизацией образовательных учреждений российской системы образования путем объединения подчеркивают, что эти мероприятия осуществляются в директивном порядке, без всестороннего изучения целесообразности объединения образовательных учреждений и оценки последствий для профессионально-педагогического состава и обучающихся.
Так, только в г. Москве по данным руководителя Московского департамента образования от окружных управлений образования поступили рекомендации по объединению 710 школ и детских садов в 268 образовательных учреждений, 50 % которых уже реализовано. За последние годы закрыто около 60 центров дополнительного образования: творческих студий, клубов и т.д.
Однако в абсолютном большинстве обучающиеся и их родители, педагогические коллективы негативно воспринимают такие объединения. Протестные настроения в образовательном сообществе накаляются. Основной причиной такого недовольства является то, что решая экономические проблемы, учредители не обеспечивают защиту интересов педагогов и обучающихся, в том числе не компенсируются педагогические, психологические, профессиональные, территориальные, транспортные и другие проблемы, возникающие для работников и обучающихся.
Участники "круглого стола" считают, что главной целью мероприятий органов исполнительной власти всех уровней по сокращению численности образовательных учреждений является стремление сократить объемы финансирования образования. К решению вопросов объединения органы исполнительной власти, как правило, не привлекают органы законодательной ветви власти, гражданские институты, не учитываются мнения коллективов обучающихся и их родителей. Все это создает в обществе недовольство органами власти, вносит дополнительный вклад в формирование противостояния общества и органов исполнительной власти.
Органы государственной власти не обеспечили гарантий использования недвижимости закрываемых образовательных учреждений исключительно другим образовательным учреждением. При этом по всей стране почти два миллиона детей стоят в очередях на получение места в детских садах.
Участники "круглого стола" р е м е н д у ю т:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять федеральный закон, устанавливающий порядок реорганизации образовательных учреждений с учетом мнения обучающихся, родителей, педагогических коллективов, в том числе с участием в этом процессе законодательной ветви власти.
2. Правительству Российской Федерации:
внести в Государственную Думу ФС РФ законопроект, определяющий четкий порядок реорганизации образовательных учреждений, в том числе участия в этом процессе государственных и муниципальных представительных органов власти, гражданских институтов, а также обязательность передачи ресурсов ликвидируемого при реорганизации образовательного учреждения для использования другими образовательными учреждениями;
установить государственные гарантии социальной защиты для педагогических работников закрываемых образовательных учреждений;
3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации провести проверку использования основных фондов, в том числе помещений закрытых при реорганизации образовательных учреждений.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации, региональным органам исполнительной власти не осуществлять мероприятия по объединению образовательных учреждений до принятия соответствующего федерального закона.