О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: России нужна не профанация и имитация, а полноценный закон о парламентском контроле

05 июля 2012

 см. также ↓

Лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов считает, что развитие демократии в стране тормозит отсутствие закона о парламентском контроле:

– В странах развитой демократии парламенты реализуют две ключевые функции: во-первых, разрабатывают и принимают законы. Во-вторых, осуществляют гласный контроль над всеми аспектами жизнедеятельности государства, в том числе органами исполнительной власти, работой госаппарата и т.д. Парламентский контроль – одна из важнейших основ парламентаризма.

Досадно, что почти за 20 лет существования у депутатов Госдумы руки не доходили до принятия закона о нем. Пытаясь восполнить данный пробел, группа депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вместе с коллегами из других оппозиционных фракций почти три года назад внесла соответствующий законопроект. Но "единороссы" не были бы "единороссами", если бы они в нормальном режиме взялись обсуждать и принимать эту давно востребованную законотворческую инициативу. Нет, они поступили в своем ключе: саму-то идею, как говорят в народе, "съединороссили", но оппозиционный законопроект просто "затоптали" при обсуждении в думских комитетах, объявив его, ни много ни мало, "антиконституционным". Зато свой вариант, внесенный в Думу лишь недавно, готовятся рассмотреть на пленарном заседании в ближайшие дни.

Между тем само сравнение этих двух конкурирующих законопроектов говорит о многом. Тут сразу наглядно видно: кто хочет, чтобы Дума становилась по-настоящему сильной, влиятельной, авторитетной, а кто делает все, чтобы она по-прежнему оставалась слабой и декоративной, чем-то вроде филиала исполнительной власти, штампующего решения, принимаемые вне стен российского парламента.

Что предлагается в нашем законопроекте? Создать систему реального, парламентского контроля, при которой депутаты могли бы контролировать работу любого чиновника. Предусматривается возможность создания парламентских комиссий по контролю с весьма широкими полномочиями. Причем, на наш взгляд, такие комиссии должны создаваться на паритетных началах: то есть ни одна политическая сила там не должна превалировать в принципе.

Ну а что предлагают "единороссы"? Только отдельные малосущественные изменения в законодательство, по сути лишь закрепляющие то положение, при котором представительная власть находится "на подхвате" у исполнительной. По их мнению, свои комиссии, свои расследования парламентариям ни к чему. Достаточно, если депутатам будет разрешено входить в состав различных правительственных и межведомственных комиссий. Ох, какое "счастье", какая "честь"! Или, скажем, "единороссы" предлагают, чтобы Правительство представляло антикоррупционную экспертизу всех законопроектов. Хотя возникает вопрос: а что мешает проводить такую антикоррупционную экспертизу силами самого Парламента? Это было бы куда логичнее. Ведь речь идет о контроле, в том числе за тем же самыми правительственными чиновниками!

Нет смысла перечислять все нюансы. Ясно одно: вместо реального решения нам в очередной раз подсовывают пустышку. Весьма уместно посмотреть на все эти законотворческие изыски через призму зарубежного опыта. Парламентские комиссии и комитеты, которые создаются в любом парламенте, в тех же США, к примеру, имеют гигантские полномочия по парламентскому контролю. И Президент, и глава Правительства, и любой министр – любое должностное лицо обязано, если парламентарии того требуют, давать пояснения по вопросам, которые становятся предметом парламентского контроля. Увы, у "единороссов" по отношению к зарубежному опыту действуют двойные стандарты. Когда принимался одиозный закон о митингах, шло прямо-таки жонглирование примерами из иностранной практики. То же самое происходит, когда сегодня хотят НКО объявить "иностранными агентами". Но вот по поводу зарубежного опыта парламентского контроля они хмурят брови: "А причем тут это? Мы в России живем".

Есть такой занятный афоризм: "Марионетки не боятся виселицы, они пуще всего боятся ножниц". Понятное дело: если кто-то перережет ниточки, связывающую куклу с кукловодом, она перестанет двигаться, действовать, жить. А если когда-нибудь будут "перерезаны ниточки", тянущиеся в Думу из Кремля и Белого Дома, и она станет по-настоящему самостоятельной и ответственной? Боюсь, для многих представителей ЕР это может стать политическим, а то и жизненным крахом. Ведь они привыкли жить по принципу "Чего изволите?", они привыкли, когда их дергают свыше, когда им указывают в каждом случае, что делать, как голосовать, как поступать.

Вот и закон о парламентском контроле они продвигают слабый, беззубый, марионеточный. Где, в каком парламенте можно увидеть такое, чтобы парламентарии сами принижали свой вес, сами выступали против полномочий по парламентскому контролю? Разумеется, СР не будет голосовать за это. В профанациях и имитациях мы не участвуем. Мы верим, что рано или поздно придет время, когда российский парламент станет настоящим, полноценным законодательным и представительным органом, выражающим не интересы правящей бюрократии, а волю народа. И тогда, несомненно, будет востребован наш вариант, наши подходы.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International