О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

С.Миронов: деловая активность молодых – основа инновационной экономики России

20 мая 2010

 см. также ↓

В настоящее время в российском обществе все чаще обсуждаются вопросы развития предпринимательской активности в молодежной среде.

Тема молодежного предпринимательства – новая и актуальная. Между тем уже сегодня не только в Москве, но и в регионах реализуются программы и инициативы, направленные на развития молодежного бизнеса. Это и всевозможные молодежные бизнес-инкубаторы, и школы молодых предпринимателей, и всероссийский конкурс "Молодой предприниматель 2010".

Чтобы понять, насколько актуальна тема развития молодежного предпринимательства, редакция портала "Современная школа России" попросила ответить на вопросы председателя Совета Федерации РФ, председателя партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергея Миронова.

– Сергей Михайлович, кто же такой современный молодой предприниматель?

Эта тема так или иначе возникает на заседаниях Совета по малому и среднему бизнесу при Председателе СФ и других мероприятиях палаты, на встречах в регионах. С удовольствием предоставляем трибуну молодежи: нам нужен взгляд на проблему изнутри. Чаще всего молодые справедливо указывают на необходимость упрощения бюрократических процедур, говорят о желании пройти специальные курсы и профессиональное обучение, о недостаточном законодательном и информационном обеспечении предпринимателей.

Портрет молодого предпринимателя для меня, сложившийся из встреч и в стенах Совета Федерации, и во время поездок по стране, можно набросать следующими штрихами. Во-первых, это, безусловно, человек смелый и решительный. Серьезное профессиональное образование и сильный характер – вот, по моему мнению, основные качества, которые должны быть присущи молодому бизнесмену.

Далеко не все бросаются в пучину предпринимательства, особенно сегодня, когда мы только находим пути выхода из кризиса. Куда как проще отсидеться офисным клерком – спокойнее, куда как заманчивее поискать счастья в шоу-бизнесе... Заявленные нашим государством амбиции на его модернизацию требуют адекватного кадрового потенциала. Молодежь восприимчива ко всему новому, прежде всего, к технологическим инновациям, и сможет сыграть ведущую роль в усилении конкурентоспособности нашей страны....

И, наконец, это человек активный политически и ответственный социально. В одиночку не решить проблемы, стоящие на пути успешного развития предпринимательства. И нельзя решать только собственные, личные задачи, задачи накопления своего капитала, благосостояния своей семьи, не участвуя в ликвидации социальных проблем. Жить-то приходится не на необитаемом острове, и если общество вокруг неблагополучно, то и жить в нем небезопасно....

К общей гордости могу сказать, что люди с перечисленными качествами у нас есть. К общему сожалению их пока не так много, как хотелось бы. И упомянутый кризис сыграл не последнюю роль. Лишь около 20% молодых людей возглавляют в нашей стране малые и средние предприятия. В некоторых регионах уже действуют программы привлечения молодежи в бизнес, но этого пока явно недостаточно. Необходимо активнее развивать научное, инновационное предпринимательство и создать для этого комфортные условия, в том числе и законодательные.

– Какие перспективы ожидают молодежный бизнес, и нужен ли он нашей стране?

Безусловно, нужен. Я не совсем понимаю, что такое "молодежный" бизнес, думаю, что молодые найдут применение своим способностям в любом деле, к которому чувствуют интерес и призвание. Малый и средний бизнес, к примеру, испытывает дефицит квалифицированных кадров. Главным образом это касается сферы инновационного менеджмента, патентного права, интеллектуальной собственности, информационных технологий. А ведь это как раз поле деятельности молодых, разве не так?

Напомню, что в прошедшем году был принят Федеральный закон №217-ФЗ, который дает право бюджетным научным и образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для внедрения инноваций. Такие предприятия, убежден, сыграют важную роль в практической подготовке студентов и аспирантов в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Это, на мой взгляд, крайне важно, поскольку у малого бизнеса, в отличие от крупных предприятий, нет возможности "натаскивать" молодых специалистов в процессе работы, а предприятия при вузах – хорошая возможность приобрести практические навыки.

У отечественного предпринимательства большой потенциал в таких отраслях, как строительство, образование, сельское хозяйство, сфера услуг, ЖКХ, в которых надо создавать конкуренцию и снижать цены.

Важнейшими составляющими благосостояния граждан являются муниципальная промышленность, производящая местные товары. Эта сфера экономики должна быть особенно привлекательна для малых и средних предприятий, но ситуация сегодня такова, что их число в этой сфере сокращается. А сокращение производства собственных товаров и услуг, которые заменяются некачественными привозными, уже является вопросом национальной безопасности.

Целая группа проблем связана с доступом к финансовым ресурсам. Кредит малому предприятию взять трудно, почти невозможно. Я предлагаю оставлять на местах до 50% налоговых поступлений от малых и средних предприятий. И в целом хочу отметить, что на заседаниях мои коллеги-законодатели вносили очень конкретные предложения, которые могут быть реализованы и могут приносить пользу.

Говоря о кадровом обеспечении бизнеса, нельзя обойти тему профессиональной ориентации молодежи. Я предлагаю вернуться к опыту советского времени – возрождать профессиональную ориентацию в школах. Сейчас никто этим не занимается. В 2009 году по итогам ЕГЭ абитуриенты поступали сразу в несколько вузов, не важно куда – лишь бы на бюджетное место. В результате мы получим специалистов, которые никогда не будут работать по своей специальности, а те, кто действительно мечтает об избранной профессии, не будут иметь возможности получить ее.

Я считаю, что бизнесу – не только малому, но и крупному – надо принимать самое активное участие в подготовке и обсуждении законов об образовании. Ведь он заинтересован, чтобы высшая и средняя специальная школа готовили востребованных специалистов.

Мы встали на путь модернизации, заявленной президентом, путь, который выбрали даже не мы сами, а, что называется, время продиктовало. Наступило время конкретных действий.

Убежден, что бизнес прямо заинтересован в совершенстве политической системы. В политике и бизнесе отсутствие открытой конкуренции приводит к социальной апатии и оборачивается масштабной коррупцией, слабостью местного самоуправления, что отчуждает значительные слои общества от власти.

Вопросы трудовой и общественной занятости молодежи – это сегодня главная проблема. Следствием кризиса стали сокращения рабочих мест на предприятиях, при этом под них попадает молодежь, не имеющая еще серьезной профессиональной подготовки. Надо поддержать молодых, в том числе, молодые семьи и одиноких матерей, и в некоторых регионах это делается. Актуальны проблемы, связанные с поиском работы и собственной реализацией молодых на рынке труда, их надо решать совместно с заинтересованными организациями.

Я во время своих встреч с молодежью с удовольствием отмечаю информированность и эрудированность этой аудитории, ее гражданскую позицию. Например, при Совете Федерации действует Молодежная парламентская ассамблея. Основным ее партнером является Российский союз молодежи (РСМ), объединяющий 68 территориальных, 364 местных и около 1000 первичных организаций. Союз реализует 20 общероссийских и около сотни межрегиональных программ в различных сферах жизни молодежи, в том числе в сфере профессиональной ориентации. Его программы направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, профессиональную ориентацию, социально-экономическую поддержку молодежи, развитие ее интеллектуального и творческого потенциала, информирование о правах, повышение мобильности и конкурентоспособности молодых россиян на национальном и международном уровнях, формирование привлекательного имиджа российских регионов за рубежом.

Отдельные проекты РСМ являются механизмом социально-экономической поддержки молодежи, ее вовлечения в модернизацию страны. Но отдельные проекты, программы, фестивали не решают всех задач государственной молодежной политики.

В Совете Федерации постоянное внимание уделяется вопросам ее нормативно-правового обеспечения. Основной проблемой является отсутствие системного законодательства и разночтения в федеральных и региональных законах. Я уверен, что необходимо большее внимание к региональным законодательным инициативам и планомерная работа по интеграции законодательства. Мы изучаем опыт деятельности субъектов в области молодежной политики, обобщаем практику законопроектной деятельности в субъектах федерации в целях совершенствования федерального и регионального законодательства.

– Что необходимо сделать в сфере развития молодежного предпринимательства?

Вопросы перевода экономики страны на инновационные рельсы неразрывно связаны с развитием малого и среднего предпринимательства. Неслучайно в развитых странах именно этот сектор экономики является главным "локомотивом" инноваций и вносит весомый вклад в экономику.

Приведу только несколько цифр. В Европе малый бизнес формирует около 50% ВВП, в США – до 53%, в Японии – свыше 70%, а в России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 13-14%. Доля инновационного малого предпринимательства, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 3%, в то время как в странах "большой семерки" в этих отраслях занято каждое четвертое малое предприятие. Отмечено, что в сфере инноваций малый бизнес в 15-20 раз эффективнее, чем крупный.

Небольшие малые и средние предприятия могут сыграть решающую роль в стабилизации экономики и общества. Необходимо внести изменения в налоговое законодательство для снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Сейчас она очень высока.

Одна из главных задач – сформировать такую структуру банковского рынка, которая соответствовала бы задачам модернизации экономики, да и всего общества в целом, была способна быстро реагировать на потребности экономики, обеспечивать ресурсами для роста самые приоритетные и перспективные сектора и предприятия. В этой работе банки регионального уровня, в том числе малые и средние, имеют важное место.

Безусловно, ведущую роль в решении этих задач должно сыграть изменение политики государства. От того, как именно власть на местах работает с предпринимателями, учитывает проблемы и стимулирует развитие местного бизнеса, зависит его вклад в местную экономику, успех необходимых преобразований в социальной и экономической сферах.

Деловая активность и интеллектуальный потенциал наших граждан – вот важнейшие составляющие инновационной экономики и неотъемлемые слагаемые успеха России в будущем.

Занятие предпринимательством должно стать возможным для каждого, а не привилегией для немногих. Возможность ведения своего дела, пусть даже маленького, должна быть у каждого, кто к этому способен, и не обременяться непомерной административной рентой.

А что может быть более справедливым, чем честная конкуренция, чем экономическое соревнование людей, которые хотят своим трудом обеспечивать свои семьи, делая полезные людям товары и оказывая нужные и качественные услуги? Такая конкуренция выгодна каждому гражданину, каждому потребителю, потому что делает доступным, прежде всего по ценам, все, в чем он нуждается. Но такая конкуренция возможна только тогда, когда собственным делом занимаются в масштабах страны миллионы и десятки миллионов энергичных и ответственных людей, надежно защищенных стабильными и прозрачными правилами.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения является одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь – объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества.

Модернизация – это большой проект, долгожданное общее дело, и оно по плечу российскому народу. Но модернизация состоится только тогда, когда каждый гражданин увидит, что он нужен своей стране, что от его усилий зависит будущее Отечества.

Чтобы создать комфортные условия для работы российских предпринимателей необходима оптимизация отечественного законодательства. Нужно повысить социальный статус и престиж предпринимателя. Нужно законом гарантировать молодежи решение проблем получения образования, квотирования рабочих мест, возможности построить жилье по необременительной специальной финансовой программе и других, что позволит молодым уверенно смотреть в будущее, а государству – опираться на их талант, энергию, знания, творчество. Но и самим молодым надо быть решительными и смелыми в отстаивании своих интересов.

Источник: ИА "Альянс Медиа"

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International