О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

В Госдуме заблокирована инициатива СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ по поддержке инновационных предприятий

20 января 2010

 см. также ↓

20 января Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства".

Документ был внесен руководителем фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Николаем Левичевым, Председателем Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерием Черешневым (СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ), его заместителем по Комитету Вячеславым Осиповым и Председателем комитета Совета Федерации по науке и образованию Хусейном Чеченовым.

Законопроект поддержали фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, КПРФ и ЛДПР. "Единая Россия" публично раскритиковала проект федерального закона, но не стала голосовать ни "за", ни "против". В итоге за документ проголосовало 129 депутатов, "против" – 0, один человек воздержался. Поддержки трех оппозиционных фракций, таким образом, для принятия законопроекта не хватило, и он был отклонен.

Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления Николая Левичева, представившего на пленарном заседании данный законопроект:

– Уважаемые коллеги!

Важным условием обеспечения устойчивого роста инновационной экономики является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. В развитых странах малые и средние предприятия находятся на острие научно-технического прогресса. На их базе крупные компании осуществляют апробацию инновационной продукции, после успешного усвоения которой она поступает в серийное производство. И таким образом малый и средний инновационный бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.

В России же малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в инновационную систему, и, как следствие, неразвита кооперационная сеть "наука и образование-инновационный малый и средний бизнес-крупный бизнес". Инновационная активность малых и средних предприятий находится на крайне низком уровне. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной продукций малых и средних предприятий в объеме отгруженной продукции составляет всего 0,7%.

Зарубежный опыт показывает, что непременным условием успешного развития малого и среднего инновационного предпринимательства является его государственная поддержка, включающая, прежде всего, предоставление налоговых льгот. Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий, предусмотренных федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 2007 года.

В предлагаемом законопроекте предусмотрены следующие льготы. Освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, работ или услуг, основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем, секретов производства или ноу-хау, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет.

Также предусматривается освобождение от уплаты налога на прибыль субъектов малого и среднего предпринимательства в виде суммы доходов от реализации товаров, работ или услуг, полученных ими от использования указанных изобретений, моделей, промышленных образцов и так далее в собственном производстве с даты начала их использования в пределах срока исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет.

А также предлагается в состав доходов, не учитываемых в целях налогообложения налога на прибыль, не учитывать суммы, направленные субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими научную или научно-техническую деятельность, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытных конструкторских работ.

В предлагаемом законопроекте налоговые льготы стимулируют процесс внедрения результатов НИОКРов в хозяйственную практику, производство и реализацию конечной инновационной продукции.

Законопроект дополняет льготы, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации, создает условия для стимулирования инновационного процесса в целом.

Президент Российской Федерации, Председатель Правительства России неоднократно подчеркивали необходимость построения целостной инновационной системы, а не набора не связанных друг с другом элементов.

Предлагаемый законопроект не противоречит Налоговому кодексу РФ в части признания всеобщности и равенства налогообложения. Согласно 56 статье Налогового кодекса, отдельным категориям налогоплательщиков предусмотрено предоставление льгот по налогам и сборам, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Применение предложенного в законопроекте порядка налогообложения не усложнит учет доходов и расходов при реализации товаров с применением результатов интеллектуальной деятельности, поскольку он касается только субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, осуществляющих производство товаров, работ и услуг на основе использования четко определенных в части 4 Гражданского кодекса РФ результатов интеллектуальной деятельности. Это позволит вести раздельный налоговый и бухгалтерский учет по доходам и расходам от осуществления инновационной деятельности.

Законопроект экономически эффективен. Годовой размер недополученных налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составит 71,2 млн. рублей в ценах 2009 года, в том числе в федеральный бюджет 65,4 млн. рублей, а выпадающие доходы субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций в размере 5,8 млн. рублей могут быть компенсированы за счет субвенций из федерального бюджета. Прирост доходный части федерального бюджета в виде дополнительных налоговых платежей в результате увеличения ими объема выпуска инновационной продукции уже через год, по нашем оценкам, может составить около 500 млн. рублей.

Кроме того, налоговые льготы наступают не сразу после принятия закона, а только после того, как малые и средние предприятия освоят результаты интеллектуальной деятельности и наладят промышленное производство инновационной продукции.

Принятие законопроекта позволит создать эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что будет способствовать росту их инновационной активности, увеличению экспорта от реализации высокотехнологичной продукции, повышению доли России на мировом рынке наукоемкой продукции, определенной Концепцией долгосрочного развития России на период до 2020 года, до 5-10% (сейчас, напомню, она равна всего 0,3%), а также к созданию новых рабочих мест, снижению социальной напряженности в обществе.

Хочу также особо обратить ваше внимание, что указанный законопроект приобретает значимость в связи со вступлением в силу федерального закона от 2 августа 2009 года, для принятия которого мы с вами собирались на специальное заседание, "О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности".

Отмечу, что на необходимость установления налоговых льгот для субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства указал в своем послании Федеральному Собранию и в поручениях по его реализации Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 12-го и, соответственно, 15 ноября. Поэтому удивительно то, что Комитет по бюджету 16 ноября, буквально на следующий день после дачи Президентом соответствующих поручений, подтвердил отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, данное намного раньше, где, процитирую, отметил, что "предоставление дополнительных налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, представляется преждевременным".

В заключение хочу отметить, что Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям как соисполнитель законопроекта поддержал законопроект и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении. Предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения законопроекта, могут быть учтены и при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Отмечу, что положительные отзывы на законопроект были получены и от Минобрнауки, и от Минэкономразвития, а отрицательное заключение Правительства базировалось на справке, которую готовил, догадайтесь с трех раз, финансовый блок Правительства. Поэтому я прошу депутатов Государственной Думы поддержать указанный законопроект в первом чтении, как вносящий важный вклад в формирование законодательной базы для обеспечения перехода российской экономики на инновационный путь развития. Спасибо.

После этого слово было предоставлено члену Комитета по бюджету и налогам Надежде Максимовой ("Единая Россия"), которая от имени Комитета призвала Государственную Думу законопроект не поддерживать. В то же время в поддержку инициативы от имени ЛДПР выступил первый заместитель руководителя фракции Максим Рохмистров.

Николай Гончар от имени фракции "Единая Россия" заявил, что фракция парламентского большинства законопроект не поддерживает.

После этого Николай Левичев выступил с заключительным словом:

– Уважаемые коллеги!

Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на то, что докладчиком по этому законопроекту я стал волею судеб, поскольку моя фамилия начинается на букву "Л", а уважаемых Председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы академика Черешнева и Председателя комитета Совета Федерации по науке и образованию господина Чеченова начинаются на букву "Ч".

Я не хотел бы придавать политического какого-то окраса этому законопроекту, но ход обсуждения и особенно высказывания последнего выступающего – уважаемого Николая Николаевича (Гончара), вынуждают меня все-таки поговорить немножко о политической близорукости.

Посмотрите, что получается. Мы говорим о модернизационном прорыве, мы говорим о системных, глобальных изменениях, и хотим ничего не менять. Так не бывает.

Мы, посмотрите, действуем, по сути, вот управленческие структуры, те структуры, которые задействованы в законодательном процессе, вот на примере этого законопроекта можно четко проследить: это, фактически, итальянская забастовка. Посмотрите, можно сличить по датам: законопроект был внесен в июне прошлого года. 12–го – выступление Президента, где он прямо говорит о необходимости налоговых льгот для инновационной экономики. 15-го Президент дает поручение соответствующее, 16-го Комитет по Бюджету как будто ничего этого не слышит.

Вы знаете, если мы хотим, чтобы у нас вопросы инновационной экономики, перехода к обществу знания происходили, мы должны доверять академикам, а не бухгалтерам. Почему-то в Соединенных Штатах Америки поступают именно так. А у нас все диктует бухгалтер. На самом деле, ведь все вы прекрасно понимаете, что конкретные вот эти слова на компьютере набирал рядовой сотрудник соответствующего департамента Министерства финансов. Я приведу только один пример. Как-то у нас на Комитете по науке в присутствии двух вице-президентов Академии наук обсуждались проблемы бюджетного финансирования науки. Приводились примеры, что в цивилизованных странах на науку тратится, там, около 4% ВВП. На что представительница департамента Минфина сказала следующую фразу – мне кажется, что в ней, как в зеркале, ключ решения проблемы. Она сказала: вот когда мы станем цивилизованной страной, тогда мы и будем вам давать деньги на науку.

Поэтому я предлагаю от этой ментальности отступить. И посмотрите, что сейчас получится. Я не знаю, как проголосует фракция КПРФ, они не заявились. Но по крайней мере две фракции заявили, что они поддержат этот законопроект, и если он сейчас будет отклонен, то это произойдет руками фракции "Единая Россия". При том, что в авторах законопроекта половина – члены этой партии.

Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International