Выступление Николая Левичева на парламенских слушаниях "Благополучие российской семьи: законодательные проблемы и пути их решения"
см. также ↓Уважаемые участники парламентских слушаний, коллеги!
Думаю, никто уже не сомневается в том, что семья в ответственном государстве должна быть объектом целенаправленной государственной политики. Эта политика имеет несколько составляющих: повышение рождаемости, поддержка семей с детьми, повышение статуса материнства и отцовства, защита интересов детей.
В системе отношений "семья-государство", на наш взгляд, имеет место недооценка социального статуса и социально-ролевых функций семьи. Государственная политика в отношении семьи не должна сводится только к внутрисемейным отношениям, регулируемым Семейным кодексом Российской Федерации. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не семье как институту, а отдельным ее членам. И фактически за пределами правового регулирования остаются непосредственные отношения семьи и государства.
В стране, конечно, много проблем, но , пожалуй, ни одна из них не грозит так сильно изменить лицо нации, как проблема семьи. Несмотря на предпринимаемые государством меры институт семьи продолжает оставаться в кризисе. Этот кризис проявляется в снижении показателей брачности и рождаемости, в росте числа разводов, неполных семей, брошенных детей. Возникли устойчивые социальные процессы, которые поощряют – идеологически, материально и духовно – внесемейный образ жизни.
Что вызывает особенное беспокойство?
Во-первых, коэффициент рождаемости в стране 1,3 и не надо пояснять, чем это грозит в будущем. Между тем, потенциал повышения рождаемости есть, однако меры по стимулированию рождаемости в стране (я имею в виду материнский капитал, прежде всего) дают кратковременный эффект, и кардинально не меняют ситуацию.
Во-вторых, свидетельством кризиса семьи является и отказ родителей от надлежащего выполнения своих родительских обязанностей или пренебрежение ими, о чем свидетельствует рост числа лишений родительских прав и ограничений в родительских правах, высокий уровень выявления социального сиротства. В проекте рекомендации, которые вам розданы, есть эти цифры. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году было лишено родительских прав более 63 тысяч человек, у которых было отобрано 75 тысяч детей. Кроме того, 6 865 детей остались без попечения родителей в связи с тем, что их родители были ограничены в родительских правах.
Родители часто отказываются от исполнения родительских обязанностей по содержанию ребенка, в том числе в случае расторжения брака. В 38 % случаев взыскание алиментов в пользу детей осуществляется на основании судебного решения. При этом число исков о взыскании алиментов на детей растет. На фоне остальных европейских стран наши мужчины в большинстве своем проявляют отсутствие родительских чувств и персональной ответственности за ребенка. Около 20% отцов после развода никогда не видятся с детьми. Так, в прошлом году на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов находилось более 2 млн. исполнительных документов о взыскании алиментных платежей на детей.
В-третьих, незащищенность женщины-матери, ее неравное с мужчиной положение в профессии, обществе, семье оборачивается отложенным материнством. Заметьте, до сих пор в трудовой стаж идут только 1,5 года ухода за ребенком, но не более трех лет в общей сложности. (т.е. третий ребенок блажь и ответственность женщины, которое государство поддерживать не желает).
Законодательство РФ устанавливает также предел максимального пособия по беременности и родам независимо от зарплаты и от отчислений, которые работающие женщины делают в Фонд социального страхования. Это нарушает права женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в нем предельную сумму.
Таким образом, рождение ребенка резко понижает материальный статус семьи. Наблюдается обратно пропорциональная зависимость материального благополучия семьи с детьми от числа детей. А многодетная семья давно стала синонимом бедности. Думаю, что и для родителей, и для усыновителей, необходимо компенсировать затраты родительского труда. Мы выступаем за то, чтобы за основу всех социальных и экономических расчетов была взята семья с обоими родителями и несколькими детьми, а не отдельный работник.
В-четвертых, большинство родителей по-прежнему нуждаются в услугах детских учреждений, а государство сегодня не в состоянии обеспечить их функционирование и доступность. Детские сады, подготовительные группы для дошкольников, развивающие и художественные школы, летние лагеря отдыха и многое другое – эта система также нуждается в государственной поддержке. Сегодня стране не хватает более 1 млн. мест в детских садах.
Наконец, беспокоит то, что продолжается рост насилия над детьми. Растет число детей, убегающих из семей, в том числе вследствие жестокого обращения с ними. Малолетние бомжи, бродяги и попрошайки стали приметой современной российской жизни, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.
Как известно, не так давно Президент РФ Дмитрий Медведев учредил должность Уполномоченного по правам ребенка при президенте Российской Федерации. Мы не первый год отстаиваем необходимость создания института уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации. Там, где этот институт существует, он очень эффективен. Уполномоченные по правам ребенка фиксируют нарушения практически всех основных прав детей: от права на образование и отдых до права на жилье.
Крайне медленно продвигается развитие другого важнейшего института – ювенальных судов. Их концепции разработаны только в нескольких регионах РФ.
В целом можно сказать, одной из причин, тормозящих развитие института семьи, является отсталость и противоречивость семейного законодательства. В существующем виде оно способно затормозить реализацию как демографической концепции России, так и стратегию развития России-2020. Семейный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 году, страдает противоречивостью и непоследовательностью, не учитывает современные реалии, в которых живут российские семьи.
Предстоит большая работа по реформированию семейного законодательства. Эта тема активно дискутируется, не только в Государственной Думе, но и в кругу ученых и специалистов в области семейного права, средствах массовой информации. В частности, в программе нашей партии особо отмечается, что укрепление института семьи должно быть не просто очередной задачей государства, а последовательной и консолидирующей стратегией российской нации.
Полагаю, что сегодня прозвучат обоснованные предложения, направленные на совершенствование семейного законодательства. Прошу всех, кто будет выступать по различным аспектам этой широкой проблемы, откликаться на проект рекомендации слушаний, разработанных организаторами.