ПОЗИЦИЯ ФРАКЦИИ
по проекту федерального закона № 195774-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования""
1. Предложение о повышении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в зависимости от стажа.
В законопроекте предлагается новая формула для расчета размера трудовой пенсии по старости (по инвалидности, по случаю потери кормильца). Вместо разделения пенсии на базовую часть и страховую часть вводится понятие страховой части трудовой пенсии, в состав которой входит фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Фиксированный базовый размер полностью совпадает с существующей в настоящее время базовой частью.
Кроме того, нетрудоспособные граждане, не имеющие страхового стажа (дети-инвалиды, граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, и др. граждане), получают право на социальную пенсию, размер которой устанавливается, исходя из величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии. От изменения названий размер пенсии не меняется. Однако фактическая утрата сущности понятия "базовая пенсия" делает бессмысленным выделение из страховой части пенсии "фиксированной базовой" части. При этом механизм индексации этих частей страховой пенсии остается прежним.
В п. 17 статьи 14 законопроекта при назначении трудовой пенсии по старости впервые предлагается изменять сумму фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от страхового стажа. Если страховой стаж превышает 30 лет, то сумма фиксированного базового размера страховой части пенсии увеличивается на 6 процентов за каждый полный год сверх 30 лет. Если страховой стаж ниже 30 лет, то гражданин наказывается, так как его фиксированная базовая часть уменьшается на 3 процента за каждый полный год страхового стажа, недостающего до 30 лет. Данное положение не укладывается в общую концепцию пенсионной системы и пенсионной реформы. Или никакой концепции нет вообще, так как еще более непонятным становится роль и социально-экономическая сущность показателя "фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии"?
При этом эта норма будет касаться только тех, кто будет обращаться за назначением пенсии впервые, то есть с 2010 года. То есть для женщин 1955 года рождения и моложе, а для мужчин 1950 года рождения и моложе.
Сделаем сравнение (табл.1). Женщина 1954 года рождения, стаж 38 лет. Женщина 1954 года рождения, оформившая пенсию в 2009 году, будет получать базовый размер страховой части пенсии 2 562 рубля. Женщина 1955 года рождения, имеющая точно такой же стаж, будет получать фиксированную базовую пенсию 3 638 рублей. То есть на 42% больше, или на 1 076 рублей.
Далее, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии у мужчин будет в 1,34 раза больше, чем у женщин. Поскольку выход на пенсию у них на 5 лет позже, то соответственно и стаж больше. Мужчина-рабочий будет получать фиксированную базовую часть пенсии 4 560 рублей, в то время как женщина 3 638 рублей.
Расчет страхового стажа осуществляется в соответствие со статьей 10 , и с пунктами 3, 6-8 пункта 1 статьи 11. Следовательно, при подсчете трудового стажа в целях увеличения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии не учитываются особенности исчисления: специального стажа (список №1 и список №2), стажа в случае права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (стажа учителей и врачей в сельской местности). Следовательно, имея право на досрочное назначение пенсий все эти категории будут штрафоваться при определении фиксированного размера базовой части страховой части пенсии.
Самая низкая пенсия по фиксированному базовому размеру пенсии будет у врачей с учеными степенями (у медицинских работников только очное обучение и длительный период обучения 6 лет) и у докторов наук, учившихся в очной аспирантуре и докторантуре. То есть вместо надбавок за ученую степень к пенсии в предложенном варианте вводятся штрафные скидки за образование и ученую степень (табл. 1 и 2).
Таким образом, конструкция увеличения фиксированного базового размера страховой части пенсии в зависимости от стажа, превышающего 30 лет:
1) дискриминирует лиц, назначавших пенсию до введения данной нормы;
2) дискриминирует женщин;
3) дискриминирует людей обучавшихся по очной форме обучения в техникумах, вузах, аспирантуре, докторантуре; в особенности дискриминирует людей с медицинским образованием, где нет вечернего и заочного образования, а сам период обучения более длительный.
4) дискриминирует женщин, имеющих более двух детей и находившихся в отпуске по уходу за ребенком более 3 лет.
Кроме того, этот механизм противоречит:
1) технологии утверждения фиксированного базового размера страховой части пенсии в фиксированном размере;
2) не определено взаимное применение норм о повышенных размерах фиксированного базового размера страховой части пенсии для отдельных категорий пенсионеров и о повышении фиксированного базового размера страховой части пенсии в зависимости от стажа, превышающего 30 лет.
2. Индексация страховой части пенсии
Механизм индексации страховой части трудовой пенсии определен пунктом 6 статьи 17. При этом в подпункте 4) сказано, что коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии "определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период" (при этом не сказано каких цен: потребительских, цен производителей или каких либо других). Далее, в пункте 5) сказано, что если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы превысит суммарный коэффициент индексации, то размер страховой части пенсии должен быть проиндексирован на эту разницу. Однако это "дополнительное увеличение не может превышать индекс роста доходов бюджета пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и потери кормильца".
Во-первых, следует отметить, что на выплату пенсий направляются средства не доходов, а расходов Пенсионного фонда на соответствующую цель. В доходах Пенсионного фонда поступления от страховых взносов на страховую часть пенсии делятся на 10% солидарная часть и 16%, учитываемая на индивидуальном лицевом счете. Во-вторых, поступления в пенсионный фонд от страховых взносов служат источником финансирования расходов на содержание самого пенсионного фонда, расходов на доставку пенсий и т.п. В-третьих, источником финансирования выплат страховой части пенсии могут служить не только страховые взносы, но и межбюджетные трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита, в том числе и из Фонда национального благосостояния. Поэтому нет четко определенных доходов пенсионного фонда, жестко привязанных к выплатам страховой части пенсии. Таким образом, имеются в виду не доходы, а расходы бюджета Пенсионного фонда, направляемые на выплату страховой части пенсии, которые определяются в бюджете Пенсионного фонда в зависимости от поступивших доходов (разного происхождения) и потребностях в других расходах.
Кроме того, в силу регрессивной шкалы налогообложения не всегда рост средней заработной платы будет приводить к росту поступлений страховых взносов. Если заработная плата будет расти за счет увеличения заработной платы лиц, получающих больше 415 000 рублей в год, то это не приведет к росту страховых взносов. Кроме того, в условиях резкой регрессивной шкалы списание фонда заработной платы на нескольких человек является наиболее эффективной формой ухода от налогообложения.
Таким образом, заложенный механизм индексации в сочетании с механизмом налогообложения не создает никакой зависимости между темпом роста средней заработной платы и индексацией страховой части пенсии. Она будет произвольной в зависимости от влияния разных факторов политических, субъективных, расходов на доставку пенсий и администрирование и т.п. Это означает, что субъективной будет и индексация пенсионного капитала на страховую часть пенсии. Поэтому взносы разных лет будут обесцениваться по-разному. Например, в предвыборный год в меньшей степени, а в период массового строительства офисов пенсионного фонда – в большей степени.
3. Конвертация пенсионных прав до 2002 года.
Внесены изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В п.1 статьи представлена формула конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. При этом, несмотря на изменение формулы расчета трудовых пенсий и замены показателя базовой части трудовой пенсии на показатель фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, величина расчетного пенсионного капитала определяется по формуле, действующей в настоящее время, то есть с использованием показателя базовой части трудовой пенсии.
Также предлагается расчетный размер трудовой пенсии определять на выбор пенсионера по одной из двух формул – по действующей формуле (формуле ФЗ № 113-ФЗ) и по новой формуле (подпункт 2.2. статьи 30 законопроекта).
При конвертации пенсионных прав подпункт 2.2. статьи 30 введен как издевательство для тех, кто требует учета периодов учебы и всего заработка. Формально позволяют учитывать весь заработок. Однако заработок на стажевый коэффициент, равный 0,55, не должен превышать 555 рублей 96 копеек. При этом средняя заработная плата за 2000-2001 год составляла 2767 рублей. Соответственно применение к средней заработной плате стажевого коэффициента дает 1 521 рубль. 555 рублей – это 20% от средней заработной платы на тот период. Поэтому этот механизм не используют не потому что он плохой, а потому что коэффициент учета заработка составляет 0,2. То есть полностью учитываются заработки, составляющие 20% от среднего, поэтому, если в формуле пункта 2.1. статьи 30 коэффициент учета заработка составляет 1.2, то в формуле пункта 2.2. статьи 30 – 0,2.
Основная формула, по которой осуществляется оценка пенсионных прав на 1 января 2002 года остается прежней и повторяет формулу закона №113-ФЗ: стажевый коэффициент умножается на коэффициент по заработной плате и на среднюю заработную плату на тот момент, которая определяется как 1 671 рубль. При этом при расчете стажевого коэффициента не учитываются периоды учебы, ухода за ребенком, проживание жен военнослужащих в местах, где не было возможности трудоустроиться, а также периоды льготного исчисления стажа ("северные", работа в тылу в период ВОВ, участие в боевых действиях). При расчете коэффициента по заработной плате заработок учитывается с превышением над средним лишь на 20%. То есть коэффициент 1,2 является максимальным.
Таким образом, сохраняются все пороки существующей системы: неучет периодов учебы, ухода за ребенком и недостаточный учет заработка. В итоге дискриминируются пенсионеры, учившиеся по очной форме обучения в техникумах, училищах, вузах, а также имевших высокие заработки. В особенности сохраняется дискриминация пенсионеров, работавших по списку №1 и №2.
При валоризации эта дискриминация еще более усиливается.
4. Валоризация расчетного пенсионного капитала
(ст. 301 проекта федерального закона № 195774-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования"").
Одной из главных позиций пенсионной реформы по замыслу авторов является валоризация расчетного пенсионного капитала. Сумма валоризации определяется как 10 % от расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 года плюс 1 % за каждый год стажа до 1991 года. При этом для расчета валоризации в стаже не учитываются периоды учебы, периоды ухода за ребенком и инвалидом первой группы и ребенком инвалидом, и проживание супругов военнослужащих и загранработников в местах, где не было возможности трудоустроиться.
Поскольку сумма валоризации рассчитывается за счет умножения заниженного размера расчетного пенсионного капитала вследствие исключения периодов учебы, ухода за ребенком и заработка на определенный коэффициент. Далее размер этого коэффициента также занижается на периоды учебы и ухода за ребенком. Например, женщина 1939 года рождения (табл.3). Начала работать по рабочей специальности в 1956 году и имеет стаж до 1991 года в размере 34 лет. Соответственно, коэффициент валоризации у нее будет 0,44 или 44%. Женщина того же года рождения, имеющая специальность учителя, приступит в работе в 1963 году и стаж до 1991 года у нее будет 29 лет, соответственно коэффициент валоризации у нее будет 0,39 или 39%.
Более того, валоризация порождает новые диспропорции. Допустим и та и другая женщина вышли на пенсию с одинаковым стажем. Женщина рабочая в 57 лет, в 1996 году, а женщина-учитель на 5 лет позже в 62 года в 2001 году. У обеих были одинаковые пенсии по формуле 113 закона. И все эти годы они получали одинаковые пенсии. Однако при валоризации пенсия женщины-рабочей будет на 5% больше, чем у женщины-учителя. Такой парадокс будет чрезвычайно обидным: во-первых, женщина-учитель вышла на пенсию позже на 5 лет; во-вторых, получала более высокую заработную плату. В-третьих, эта дискриминация возникает уже после того, как пенсионерка, работая еще 5 лет, полностью нейтрализовала дискриминацию при расчете пенсии по 113 закону.
Особо запутанный порядок предлагается по учету периодов, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с подпунктами 3 и 6-8 пункта 1 статьи 11 проекта закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К этим периодам относятся: периоды ухода за ребенком; периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; периоды проживания супругов военнослужащих, в местах, где не было возможности трудоустроиться, а также периоды проживания за границей супругов дипломатических и иных работников.
Эти периоды не учитываются при конвертации пенсионных прав в соответствие с пунктом 2.1. статьи 30. Далее, в соответствии с ФЗ от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ, пенсионный капитал по этим периодам был рассчитан по стоимости страхового года (в соответствии с минимальным размером оплаты труда) и присоединен к пенсионному капиталу по страховой части пенсии после 2002 года. Следовательно, эти периоды не учитываются при определении расчетного пенсионного капитала в соответствие со статьей 30 п.1 проекта ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Поскольку они не учитываются в расчетном размере пенсионного капитала, то при его увеличении на 10% они также не учитываются.
Далее, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 301 в целях валоризации включаются те периоды трудовой деятельности, которые были включены в расчет пенсионного капитала при переоценке пенсионных прав на 1.01.2002 по формуле 113 закона, эти периоды не учитываются при увеличении пенсионного капитала на 1% за каждый год стажа до 1.01.1991 года. Таким образом, при валоризации периоды ухода за ребенком и проживания жен военнослужащих в местах, где не было возможности трудоустроиться, также не учитываются, как и периоды учебы.
Следует отметить, дискриминация людей, имеющих периоды учебы, имеет место в третий раз при расчете повышения фиксированного базового размера страховой части пенсии по стажу, превышающему 30 лет.
В табл.2 приведены расчеты по размеру пенсий мужчин, которые показывают сверхдискриминацию пенсионеров, которые будут оформлять пенсию в 2010 году и имеющих периоды подготовки к профессиональной деятельности, а также женщин. Так, профессор-врач, получавший весь период среднюю заработную плату будет получать пенсию меньше, чем уголовник, который всю жизнь получал заработную плату, равную МРОТ то есть в 6-7 раз меньше, чем профессор. Женщина-врач 1955 года рождения также будет получать пенсию меньше, чем уголовник (табл.1) Далее профессору нужно отработать после пенсии еще 4 года, чтобы достичь пенсии уголовника. Чтобы профессору-врачу выработать пенсию, равную пенсии рабочего без периодов подготовки к профессиональной деятельности, надо отработать еще 22 года после пенсии и выйти на пенсию в 82 года. То же самое женщине врачу, чтобы достичь пенсию женщины без периодов подготовки к профессиональной деятельности надо отработать еще 10 лет и выйти на пенсию в 65 лет.
Общий вывод
В законопроекте, который определяет порядок расчета пенсий, формулы расчета приводятся лишь по некоторым операциям (шагам). Полного алгоритма расчета пенсий нет. В частности не алгоритмизирован расчет суммы валоризации. Далее п.4 ст. 17 не приводится формула расчета повышения фиксированного базового размера страховой части пенсии в зависимости от стажа, превышающего 30 лет. Опять дается словесное описание расчета. В результате непонятно: коэффициент повышения рассчитывается как:
1 + (0,06 * на число лет, превышающих стаж 30 лет),
либо:
число лет, превышающее стаж в 30 лет,
определяет степень, в которую следует возвести 1,06.
Естественно такие неопределенности будут порождать огромное количество ошибок при расчете пенсий, а в дальнейшем судебные споры по поводу того, как математически трактуется словесное описание. Чрезвычайно двусмысленно и с полным отсутствием формализованных алгоритмов (формул) определяется расчет пенсий для лиц, имеющих специальный стаж.
В законопроекте встречаются ошибки в написании формул.
Реформа не решает ни одной из существующих проблем пенсионной системы, а только их усугубляет. Это, прежде всего, "уравниловка", недоучет заработка, и отказ от восстановления нестраховых периодов в трудовом стаже, отсутствие ясной концепции и прозрачности пенсионных схем.
В итоге, по целым группам нынешних и будущих пенсионеров будет иметь место обратно пропорциональная зависимость от стажа и заработка. Тот, кто работал дольше и получал больше, будет получать пенсию меньше того, кто работал меньший период времени и с меньшим заработком.
Кроме того, порядок расчета пораждает провалы в пенсионном обеспечении по возрастным когортам. В частности, пенсии граждан, которые будут выходить на пенсию с 2010 года (мужчины 1950 года рождения и женщины 1955 года рождения), будут иметь при абсолютно одинаковых прочих условиях (стаж и заработок) большую пенсию, чем пенсионеры 1939-1954 годов рождения.
Социальные следствия принятия пенсионного закона будут аналогичны последствиям от принятия 122 закона. При том, что данный законопроект потребует значительных финансовых затрат и пенсии будут повышены у всех, это повышение вызовет справедливое возмущение у большинства пенсионеров и будущих пенсионеров. Поэтому вместо позитивного эффекта, на который очевидно рассчитывает Президент и Правительство, будет отрицательный.
Учитывая вышеизложенное, фракция "Справедливая Россия" будет голосовать "против".