11 февраля в Государственной Думой на правительственном часе на тему "О разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации" состоялись выступления: Министра просвещения Сергея Кравцова, Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, руководителя Федерального агентства по делам молодежи Григория Гурова, председателя Комитета по просвещению Ирины Белых, председателя Комитета по науке и высшему образованию Сергея Кабышева, Заместителя Председателя Правительства Дмитрия Чернышенко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Федот Тумусов, Николай Новичков и Александр Аксёненко, выступила Яна Лантратова.
Сергей Кабышев:
- Уважаемые коллеги!
Разработка Стратегии развития образования – один из ключевых элементов реализации национальных целей.
Коллеги здесь правильно говорили, что Стратегия развития образования – это особый инструмент стратегического государственного планирования. Из этого, казалось бы, очевидного замечания следует, что смысл Стратегии не может сводиться к обслуживанию экономики. Стратегия – одна из форм государственного управления, и должна определять роль и способы воздействия системы образования на формирование необходимых государству социально-экономических институтов, на преобразование экономики.
Три кита национальной модели образования – это знания, воспитание и дисциплина. Поэтому высшее образование должно быть ориентировано на подготовку квалифицированных и преданных Родине специалистов, создающих будущее нашей государственности. И в связи с этим, безусловно, я поддерживаю мнение коллег, что стержневая идея Стратегии развития образования должна состоять в приоритетной роли учителя и наставника, это так называемый принцип педагогоцентризма. Именно педагог – источник, носитель образования, от его таланта, профессионального уровня, мировоззренческих установок и системы мотивации зависит реальное качество образования. Это важнейшая принципиальная ценностная установка должна быть наполнена реальным содержанием и в Стратегии.
Коллеги здесь уже говорили об оплате труда педагога. Но кого мы обманываем накруткой ставок в статистке? Педагог должен учить, ещё сам учиться, а не сводить концы с концами. Также, коллеги, я хотел обратить внимание на жильё. Мы с вами в законе "Об образовании" дали право педагогическим работникам, нуждающимся в жилье, получить его во внеочередном порядке по договору социального найма. Несмотря на обращение Совета Государственной Думы к Председателю Правительства, конкретный механизм реализации этого права до сих пор не установлен. Мы подготовили законопроект, обязывающий Правительство определить способы приоритетного обеспечения педагогов жильём, давайте заложим эту нормативную базу и определим в Стратегии её реализацию.
Главная стратегическая цель в сфере высшего образования – это качество, важнейшим показателем которого, на мой взгляд, является способность выпускника университета самостоятельно вырабатывать и принимать ответственные и профессиональные решения, эффективно действовать в профессиональной и бытовой сфере в меняющихся обстоятельствах, следуя при этом принятым в российском обществе духовно-нравственным ценностям. Достижение такого качества невозможно без реализации концепции непрерывного образования в течение всей жизни, которая, кстати, прямо закреплена в статье 71 Конституции. Это предполагает системную связь всех уровней образования и налаженную воспитательную работу.
Что касается среднего профессионального образования. Здесь уже сегодня звучало, но я замечу, что в части второй статьи 43 Конституции прямо гарантируется общедоступность и бесплатность не только дошкольного и основного общего, но и среднего профессионального образования. При этом общедоступность – это не конкурс, который в Конституции предусмотрен для высшего образования, однако действующая модель СПО строится на иных условиях.
Нам важно обеспечить преемственность общего и профессионального образования. В системе среднего образования, как известно, допускается профильное обучение, что особенно перспективно для становления, и здесь сегодня отмечалось, инженерных кадров. Но как используется этот институт, насколько эффективно, созданы ли условия для его широкого применения с участием работодателя? В прошлом году мы с Советом Государственной Думы посещали Челябинский кузнечно-прессовый завод и ознакомились с моделью, когда частная компания за свои деньги сформировала систему инженерных классов и политехническое отделение колледжа Южно-Уральского госуниверситета. К сожалению, это редкая практика, нет необходимых налоговых и других стимулов. Социальное партнёрство в образовании, где работодатель как квалифицированный заказчик участвует в формировании образовательных программ, организует практическую подготовку и финансирует обучение, должно приветствоваться и поощряться государством через понятную систему мер поддержки.
Нам важно обеспечить принципиальное единство образовательного пространства, в том числе для сферы высшего образования, но равная территориальная доступность высшего образования не может оплачиваться ценой его качества. Когда речь идёт об образовательных программах, не профильных для вуза, это всегда риск, и здесь нужно навести порядок.
Валерий Николаевич говорил об этом векторе Стратегии образования, и мы здесь должны принять решение, мы как представители государства должны гарантировать наших граждан от всяких случайностей, чтобы дипломы государственного образца не выдавались недоучкам. Следует предметно подойти к вопросу кадровой асимметрии и дефициту, что характерно не только для того, что на слуху – педагогическая, инженерная, медицинская сферы, но и, например, для сферы культуры, где нередко примадонны региональных театров вынуждены играть Дюймовочек. От проблемы обеспечения территориального выравнивания, занятости нам не уйти, это тоже должно найти своё отражение в Стратегии. Необходимо развивать систему воспитания в высшей школе в единстве с образованием.
Важным шагом стало включение в программы курса "Основы российской государственности", однако он весьма скоротечен, при этом такой ключевой вопрос, как освоение конституционной культуры, системы конституционной обязанности гражданина не получает должного внимания. Мы слишком увлеклись правами человека, нам стоит подумать над расширением этого курса с введением по нему обязательного государственного экзамена.
При выстраивании новой модели высшей школы очень важно преодолеть вредные, чужеродные заимствования и шаблоны, которые препятствуют уверенной реализации наших собственных национальных интересов, поэтому прощаясь с бакалаврами, не раствориться бы в микростепенях и микроквалификациях, не девальвировать высшее образование, а вернуться к дополнительным квалификациям специальностей и направлений, о чём говорил Виктор Антонович (Садовничий, ректор МГУ – Прим. ред.).
В целом важно придерживаться принципа "обновляя систему, не обнуляем права". Любые меры не должны приводить к ухудшению правового положения граждан, получивших высшее образование в рамках прежних условий. Развитие системы высшего образования – общая, совместная ответственность – и Правительства, и парламента, и также всех граждан, в этом залог нашей исторической победы, нашего цивилизационного лидерства.
Федот Тумусов:
- У меня вопрос к руководителю рабочей группы по разработке Стратегии. Уважаемый Дмитрий Николаевич, вот разработка любой стратегии предполагает в первую очередь формулировку цели и миссии, но, к сожалению, ни в одном докладе не прозвучала конкретная формулировка: а какова же цель Стратегии?
Наверное, в области школьного образования она будет состоять из двух частей: первая, конечно, это дать знания, и плюс, наверное, туда надо добавить умение добывать знания, и вторая часть – это, конечно, воспитание патриотически настроенного гражданина. Я считаю, что там надо добавить ещё, чтобы выпускник школы имел образ будущего, его образ будущего должен быть связан обязательно с созданием семьи и традиционной семьи. Как вы смотрите на то, чтобы в последней, как бы окончательной редакции Стратегии в целях вот эти положения могут быть записаны?
Дмитрий Чернышенко:
- Уважаемый Федот Семёнович, вы правы, признаки любой стратегии – это миссия, видение, ценности, вызовы. И, безусловно, в Стратегии, которую мы вместе разрабатываем, это есть. Мы предварительно Вячеславу Викторовичу (Володину, Председателю ГД – Прим. ред.) и руководителям профильных комитетов показывали результаты, наши разработки, проводили анализ системный с тем, как эти миссия и видение сформулированы в, скажем так, недружественных странах или даже у наших ближайших соседей. Увидели недостаточную полноту и охват того, что у нас должно быть, анализировали со времён царской России, нашего Советского Союза все как раз направления, видения.
И, таким образом, сейчас рабочая версия в рамках Стратегии звучит как цель системы образования, сформулирована как создание системы образования высокого качества, обеспечивающей обучение всех и развитие каждого, воспитание ответственных граждан, гуманитарное, технологическое лидерство страны, подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики. В такой формулировке учтена и потребность человека в развитии на протяжении всей жизни и роль образования в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами, и задача воспитания ответственных граждан, патриотов своей страны. Цель стратегии была определена задачами достижения национальных целей развития, реализацией стратегических национальных приоритетов и обеспечением общественной стабильности и процветания.
Николай Новичков:
- Вопрос к Валерию Николаевичу Фалькову в большей степени, но, возможно, коллеги подключатся. Вот мы сейчас говорим про Стратегию, это 2036 год, на перспективу 2040-й, сейчас 2025-й. То есть, а мы понимаем потребности экономики, общества на эту перспективу? Что через 15 лет, какие специалисты, какие профессии будут востребованы? Вот у вас эти прогнозы имеются? Как они, эти прогнозы, осуществляются? И если они осуществляются, что, может быть, имеет смысл уже искусственный интеллект отечественных разработок применять?
Дмитрий Чернышенко:
- Николай Владимирович, у нас на всякий случай наша команда здесь усилена по поручению Вячеслава Викторовича, замминистра профильным Минтруда Платыгиным Дмитрием Николаевичем. Но могу сказать, что по поручению Президента Минтруд сформировал прогноз кадровой потребности экономики до 2030 года с учётом тех задач, которые ставились по технологическому лидерству. Данный вопрос Татьяна Алексеевна (Голикова, Заместитель Председателя Правительства – Прим. ред.) тщательно курирует.
В основу прогноза заложены три принципа. Первый – это сопоставимость с параметрами социально-экономического прогноза федерального и региональных уровней. Второе – это возможность использовать оценки и структуры кадровой потребности по группам занятий для системы образования. И, третье – это выделение в прогнозе замещающей потребности в кадрах позволяет оценить, сколько специалистов нужно привлекать ежегодно, чтобы с учётом выбытия по достижению пенсионного возраста было необходимо получить результат. И соответствующий прогноз актуализируется каждый год с учётом изменения состояния рынка. И Президент на совете как раз отметил необходимость синхронизации кадрового прогноза с системой подготовки специалистов.
И с учётом пятилетнего прогноза, который Минтруд предоставил, через нацпроект "Кадры" (отдельный нацпроект для этого делается) внедряется новая система распределения КЦП, которая будет регулировать в том числе и платные приёмы в вузы и колледжи. Также по поручению Вячеслава Викторовича у нас отдельная при ГП НТР создана подкомиссия, которую возглавляет Виктория Валериевна Абрамченко (Заместитель Председателя Госдумы – Прим. ред.), по которой мы... КЦП по СПО, о чём мы приняли решение в прошлый раз. Поэтому надеемся, что вместе с вами мы как раз внесём порядок и гармонию в эти механизмы.
Александр Аксёненко:
- Уважаемый Сергей Сергеевич, на протяжении 20 лет в нашей стране действует система Единого государственного экзамена, которая изначально внедрялась для обеспечения объективности оценки знаний, равенства возможностей для поступления в вузы и снижения экзаменационной нагрузки. Однако накопленный за эти годы опыт показывает, что многие цели были не достигнуты или вовсе не достигнуты. Ключевыми остаются вопросы влияния ЕГЭ на качество подготовки выпускников, адаптация первокурсников в вузах и, конечно, стрессовая нагрузка для школьников и педагогов.
Кроме того, недостаток актуальных исследований мешает объективно оценить эффективность этой системы. У многих остаётся вопрос, у учителей, у депутатов: на что повлиял ЕГЭ за эти годы? Как вы относитесь к идее создать государственную комиссию для изучения анализа эффективности внедрения системы ЕГЭ, а также её последствий для системы образования в целом?
Сергей Кравцов:
- Я думаю, Анзор Ахмедович тоже дополнит.
Что касается экзамена, то, вы знаете, мы постоянно в контакте, и определённые изменения были внесены, убрана тестовая часть из ЕГЭ, больше творческих вопросов, введён устный экзамен по русскому языку в 9-х классах, введено сочинение. Значит, информатика в компьютерной форме сдаётся.
Что касается... но самое главное – это возможность детям объективно, не выезжая из посёлка, сельской местности, сдавать экзамены и направлять документы в пять вузов. Поэтому очень важно сохранить объективность экзамена, чтобы мы не скатились в ситуацию, когда готовили... и тоже было репетиторство, кстати, за большие деньги для поступления в тот или иной вуз. А что касается комиссии, я думаю, Анзор Ахмедович добавит.
Анзор Музаев:
- Ну вот у нас буквально вчера был комитет по образованию с Ириной Викторовной, с коллегами, мы обсуждали контрольно-надзорные мероприятия во время проведения Единого государственного экзамена и тоже слышали те предложения и обязательно их учтём. 26 августа у нас были всероссийские слушания открытые, куда были приглашены все, много депутатов Госдумы тоже посетили это мероприятие. Все предложения по совершенствованию мы тоже принимаем и по мере возможности внедряем. Но надо понимать, что не все субъекты у нас имеют равные условия, а экзамен всё-таки у нас единый, и он должен быть по условиям в том числе одинаковый для всех.
В этом зале сегодня много говорилось о стандартах, практически все спикеры – и министры, и Ольга Юрьевна, и Виктор Антонович – говорили о стандартах разного уровня. И вот в рамках работы над Стратегией (я с моими коллегами работаю в группе качества и бесшовности) эксперты выделили основную проблему – у нас стандарты по разным уровням рассинхронизованы. Если в Советском Союзе, вот мы много говорим сегодня о едином образовательном пространстве, в Советском Союзе оно было, стандарты на всех уровнях были логичными и последовательными. Сейчас стандарты дошкольного образования приняты в 2014 году, скорректированы в 2022 году, общего образования – в 2020 году, высшего образования, Валерий Николаевич говорит, только приступаем к работе.
И вот эта рассинхронизация приводит к тому, что у нас возникают проблемы с перегрузом в том числе, с перегруженностью программы, в некоторых стандартах избыточные материалы, избыточно сложные материалы. Здесь, конечно, специалисты РАО, других организаций должны эту работу провести, а способен ли в этом возрасте молодой человек освоить этот материал.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Стратегия образования должна быть программным документом, который задает вектор развития всей системы образования страны. Недавно Китай утвердил образовательную стратегию до 2035 года, их цель – создать современную инновационную высококачественную систему образования, которая обеспечит долгосрочное технологическое, экономическое лидерство. Эта система должна не только давать знания, но и формировать личность, приверженную национальным интересам, воспитывать гражданина, который мыслит в масштабах страны, осознает ответственность перед ней, ключевой принцип воспитания в школах – оно должно гарантировать верность Китаю.
Так вот нам необходимо определить цель нашей Стратегии, целевую группу, для кого она, для ФОИВов, для учителей, для детей, для родителей. Для начала нам нужно провести анализ, что не так, что нужно исправить, и насколько эта система заживет заново после принятия Стратегии. Система образования должна отвечать современным требованиям и прежде всего национальным целям развития, быть системной, учитывать опыт предыдущих поколений, брать из него самое лучшее и одновременно быть открытой к использованию современных методик, создавать условия для получения знаний и развития детских талантов, чтобы на выходе они становились не просто обладателями знаний, а зрелой, ответственной личностью, гражданином, готовым трудиться во благо своей страны.
И главная составляющая всей системы образования – это наши люди, наши учителя, для успешной работы нам нужно повышать статус учителя и социальный, и материальный. Я не хочу приводить данные Росстата, я уверена, что каждый депутат, который интересуется этой темой, в своих регионах знает честную зарплату и учителя, и воспитателя, уже не говоря о том, что работа школьных психологов и социальных педагогов, на плечи которых сейчас ложится сложная работа с детками участников СВО, у которых травма, которые переживают за своих родителей, эта работа не входит в стаж педагогической деятельности, они не имеют право на досрочный выход на пенсию. Может такое положение учителя обеспечить нам достижение цели нашей стратегии? Вопрос риторический.
Нам нужно повышать заработную плату. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступает за единую тарифную сетку оплаты педагогов по всей стране, за повышение квалификации, в том числе и переподготовку школьных психологов, которых не учили, как работать с горем, как работать с травмой. Без сильного педагога не будет сильной системы образования и, как следствие, сильной экономики, о чём и говорит Вячеслав Викторович.
Также важно уделить внимание каждому уровню образования. Точно сказал Президент: разные уровни образования при всех отличиях являются частью единого образовательного пространства, они должны быть целостными и современными.
Дошкольное образование. Сегодня не менее трёх тысяч учреждений нуждаются в ремонте. Кроме того, критически важно обеспечить кадрами, дефицит кадров – логопедов, дефектологов – особенно в сельской местности, и эту функцию выполняют воспитатели, не имея соответствующего образования.
Основное – среднее образование – школы и техникумы. Сегодня очень назрел вопрос реформирования ЕГЭ. Действующая система работает так, что, начиная со средних классов, дети начинают готовиться к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по конкретным предметам и часто в ущерб получению знаний по остальным дисциплинам. Конечно, есть те, которые добросовестно изучают всю программу, и их нужно поощрять.
В связи с этим я не могу не обратиться к опыту Китая. Коллеги, в недавно принятой стратегии они снизили роль гаокао (это наш аналог ЕГЭ), теперь при поступлении в вуз они оценивают не только результаты экзамена, но и аттестат, личные успехи и портфолио. Считаю важным изучить их опыт снижения роли ЕГЭ как единственного критерия при приёме в вуз.
Другая, не менее важная проблема – это региональное неравенство поддержки талантливых детей – участников олимпиад. Должна быть единая федеральная система поддержки талантов.
Первое. Сегодня в богатых регионах могут выдавать большие денежные вознаграждения, а в ряде регионов не могут.
Второе. Приведу пример моего Челябинска. У нас есть уникальный 31-й лицей, вдумайтесь, доля олимпиадников 55%, они побеждают все международные олимпиады. Но на регион есть квота, на каждый этап – городской, региональный, всероссийский. И квота на субъект делится на муниципалитеты. Так вот, лицей готов предоставить ребят с рейтингом, но технически это невозможно.
И третье. А сколько олимпиадников вообще потом остаются (не в Москве) в России? Я посмотрела эту тенденцию, она грустная.
Мы должны создавать условия, чтобы наши умы оставались в России. Также немаловажный вопрос регулирования дистанционного образования, о чём справедливо говорят Вячеслав Викторович и Сергей Владимирович Кабышев. Полный запрет дистанционного образования в медицине, 100%, но есть другие ещё сферы, нам тоже как-то здесь нужно этот момент урегулировать, чтобы не было перекоса в сторону дистанта. Об этом говорят родители, об этом говорят дети...
Председательствующий:
- Давайте Яну Валерьевну поддержим, коллеги. Думаю, что и вы так считаете.
Яна Лантратова:
- Кроме того, в Стратегии очень важно проработать регулирование искусственного интеллекта, который сейчас проникает в каждую сферу, включая и образование. Этот вопрос категорически нельзя оставлять без контроля, должна быть этика и границы применения искусственного интеллекта.
Важнейшее направление – это обеспечить подготовку специалистов как для существующих, так и для новых стратегически важных профессий. Я говорю о формировании кадрового потенциала для технологического лидерства России, чтобы наши школьники и студенты получали знания, чтобы через 20 лет они могли стать лучшими в мире.
Эти вопросы обсуждались на Совете по образованию при Президенте, и по итогам будет сформирован пакет поручений, к реализации которого мы должны подключиться. Но не менее важно, чтобы Стратегия включала конкретные шаги по повышению уровня образования, преподавания математики и естественных наук, основ инженерного и конструкторского образования.
Много говорят тут, что есть кадровый дефицит, не хватает учителей-предметников, математиков, физиков, биологов, об этом сказал наш Президент, однако Росстат-то даёт другие цифры, что дефицита нет. Так нам, может быть, надо проверить эти данные?
Я призываю коллег из Правительства внимательно подойти к оценке имеющихся методик Росстата. На эти данные опирается вся исполнительная и законодательная власть при принятии стратегически важных для страны решений.
В Стратегии особое место должно быть отведено воспитанию. Великий русский педагог Антон Макаренко говорил, что образование состоит из двух равных частей – учёба даёт знания и формирует интеллект, а воспитание определяет, какими ценностями будет жить человек, как он будет относиться к стране, к людям. При этом в вопросе воспитания отдельно важно уделить внимание патриотическому воспитанию. Традиции, культура, ценности служения Отечеству – это, безусловно, важно, и любить Россию – это должно стать воспитанием не только в школе, в вузе, в техникуме, но и в садике. Любить Россию можно только когда ты её видел. Очень важно, чтобы патриотические программы были направлены именно на это, обмен школьниками между регионами, чтобы они общались и видели страну. Уже есть такие практики Нижегородской области с Волгоградской областью, Челябинской областью, эти региональные практики важно выводить на федеральный уровень, важно это отразить в нашей Стратегии.
И, конечно же, борьба с деструктивным контентом, который проникает через каждый уголок жизни наших детей: через интернет, через книжки, через игрушки, через видеоигры. Нам важно ввести определение деструктивного контента, чётко прописать его виды. И я благодарна спикеру нашему за чёткую политическую волю в этом вопросе. Профилактикой мы должны заниматься с детского сада, и у нас в Челябинской области, кстати говоря, есть такой опыт, бороться с травлей как детей, так и учителей. Мы и наша цель – воспитать человека, осознающего долг перед Отечеством, человека, который стремится трудиться не только на своё благо, но и ради общего блага, и для пользы России, понимает значимость суверенитета нашей страны, наших национальных интересов, готов отстаивать и защищать их.
Конечно, всё это формируется не только в школе – в центре формирования личности гражданина и патриота, но и в семье, и в общественном пространстве, и в СМИ. Финансирование образования, конечно, должно быть увеличено, и у нашей фракции есть такой законопроект, и наша прямая задача и исполнительной, и законодательной власти, нас с вами, коллеги, именно в этом.