2 апреля на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-политическим, политическим и иным вопросам выступила первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", первый заместитель председателя Комитета ГД по просвещению Яна Лантратова:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Мы живём в условиях тотальной гибридной агрессии со стороны недружественных нам стран. Нас пытаются уничтожить не только на поле боя террористическими актами, но и целенаправленной информационной атакой против нашей молодёжи. Хочешь победить врага – воспитай его детей. А это значит, что ключевой задачей системы образования становится воспитание нашей молодёжи в духе традиционных духовно-нравственных ценностей. Вспомним слова Дмитрия Ивановича Менделеева: "Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего".
Мы, наконец, стали понимать, что школа должна не только давать знания, школа – это место, где воспитываются будущие граждане нашей страны, которым предстоит строить новый справедливый многополярный мир.
Находясь в плотном сотрудничестве с профильными министерствами, мы уже много сделали: вернули уроки труда, с сентября начнётся преподавание предмета "Основы безопасности и защиты Родины".
Нам удалось закрепить воспитательную роль школы и принцип единства образовательного пространства. А в вузах появился новый предмет – "Основы российской государственности". Нам удалось проделать большой путь по совершенствованию системы образования. Но, вместе с тем, там остаются ещё пробелы, которые нам нужно исправить.
Некоторые из них. Первое, литература. Это предмет, который воспитывает душу человека, дает ему представление о добре и зле.
В январе в мой адрес стали поступать массово обращения родителей по поводу того, что в школьной программе преподаются произведения, пропагандирующие экстремистскую ЛГБТ-тематику. Речь идёт о произведении Владимира Семеновича Маканина "Кавказский пленный". В этом произведении рассказывается о гомосексуальном влечении российского солдата к пленному кавказскому боевику. Из этических соображений эротические выдержки из этого произведения я не буду озвучивать. Это произведение, которое преподавалось в наших школах.
Важно отметить, что это произведение хоть и писалось до Первой чеченской кампании, но было опубликовано после, и у массового обывателя ассоциируется именно с ней. Откуда подобный текст, оскорбляющий честь и достоинство российских солдат, вне зависимости от национальности, появился в нашей образовательной программе? Этот рассказ содержался в программе общего и среднего образования и мог быть выбран учителем в 11 классе в рамках углубленного изучения литературы. Не ради таких рассказов мы добивались создания единых образовательных программ. И я благодарна Министерству просвещения за то, что они оперативно отреагировали, и в марте произведение Маканина было убрано из образовательной программы.
Теперь бы мне хотелось обратить внимание на содержание школьного курса по обществознанию – предмету, который формирует национальную идентичность наших детей. В вузах эту задачу выполняет курс "Основы российской государственности", для которого, внимание, были разработаны учебники после начала специальной военной операции, основанные на трудах наших выдающихся российских мыслителей и ученых. В них подробно рассказывается о социальном и политическом устройстве нашей страны. Нашу страну рассматривают как самобытную цивилизацию, и в учебнике господствует патриотическая повестка.
Но в программе учебников школьного курса средней школы по обществознанию до сих пор доминируют западные теории об информационном и постиндустриальном обществе, их разрабатывали специально, чтобы обосновать превосходство Соединённых Штатов Америки, той социально-экономической модели, которая сложилась к началу 70-х годов. И нашим детям рассказывают о том, что общество с традиционными ценностями, многодетными семьями, уважением к религии должно быть обязательно научно и технологически отсталым.
Или вспомним о другой концепции тоталитаризма Ханны Арендт и Карла Поппера, она возникла на Западе в конце 40-х – 50-х годах в самый разгар холодной войны. Основной посыл, что Советский Союз и нацистская Германия – это тоталитарные режимы, тождественные между собой, и свободному миру во главе с Америкой нужно победить СССР как последний оплот тоталитаризма.
А ведь еще в 2021 году мы приняли закон о запрете публичного отождествления роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне, но до сих пор в наших школах фактически учат тому, что СССР и нацистская Германия – это два тоталитарных государства, два главных злодея в мировой истории.
В результате сейчас школьный курс по обществознанию и вузовский курс "Основы российской государственности" по факту во многом противоречат друг другу во взглядах на Россию.
Отмечу, что сейчас Министерством просвещения начался процесс качественного наполнения учебников по обществознанию, чтобы их содержание наконец-то было актуальным и отвечало нашим ценностям и идеалам. Сам школьный курс по обществознанию теперь будет сокращён, добавляется время на изучение истории.
Но я уверена, что изменить сложную ситуацию нужно, скоординировав свои действия Минобрнауки и Минпросвещения, и начать работу по совершенствованию школьной программы по обществознанию, чтобы содержание не противоречило друг другу и по факту готовило школьников к будущему университетскому модулю "Основы российской государственности".
Поэтому за содержательное наполнение и создание учебников должен отвечать единый коллектив авторов и экспертов. Сейчас это сделать, конечно, затруднительно из-за разделения министерств, но, возможно, Государственная Дума могла бы стать такой площадкой.
Далее. Не могу обойти разгоревшееся недавно обсуждение рабочей программы учебного предмета "История таджикского народа" для 5–9 классов в 2023–2024 году для российско-таджикской школы имени Ломоносова. Эта школа работает по нашим российским стандартам на русском языке за счёт средств бюджета Российской Федерации, при этом в учебной программе постоянно говорится о российской оккупации Центральной Азии. А ведь эти школы рассматриваются нашим государством как наша мягкая сила в странах СНГ. Возникает вопрос: так это наша мягкая сила или чья-то другая за наши деньги?
В Министерстве просвещения (им спасибо) оперативно отреагировали на информацию, убрали с сайта школы и, надеюсь, из программы эти документы. Но все эти инциденты нам говорят о чём? Что требуется тщательный, независимый и жёсткий контроль и мониторинг учебных программ и учебников, в том числе в школах за рубежом.
Президент сказал о важности возвращения академической экспертизы учебников, но я бы добавила: и образовательных программ. Поэтому считаю, что министерству нужно проводить аудит школ, работающих на наших российских образовательных стандартах. Следует понимать, что в странах бывшего СССР работали и работают группы из недружественных стран, которые в образовательных программах национальных школ намеренно закладывают антироссийские нарративы, и Таджикистан не является исключением, мы должны эффективно этому противостоять. Спасибо министерству за то, что они осознают эту ситуацию и работают на пути её решения.
Коллеги, государственная программа "Развитие образования", она утверждалась в 2021 году до начала специальной военной операции, до развязанной Западом войны против нас, против наших ценностей, войны за умы наших детей, поэтому нам нужно сейчас наладить системную работу по перестройке всей системы образования.
Я предложила Министру просвещения совместно с профильными структурами, экспертами для реализации госпрограммы подготовить российскую стратегию образования, чтобы мы для себя чётко понимали, куда мы идём, кого мы воспитываем, и в чьи руки мы в будущем будем передавать нашу страну.
Сергей Сергеевич (Крафцов, Министр просвещения РФ – Прим. ред.) поддержал меня в этой инициативе. И я надеюсь, что в ближайшее время мы с вами вместе начнём работу над этим документом. Безусловно, новая стратегия образования должна отвечать на новые вызовы.
Хочу отметить, что у родительского сообщества тоже есть запрос на системную, комплексную работу по перестройке нашего образования, потому что сейчас многие нововведения в глазах родителей носят хаотический и несистемный характер. И на переходный период, я считаю, что нам надо помочь коллегам из Минпросвещения усилить контроль за содержанием образовательных программ с привлечением экспертов, академической среды, научной среды, депутатов и, конечно, родительской общественности, представителей РПЦ и других традиционных религий. И я убеждена, что это поможет нам сделать содержание образования ещё более безопасным, полезным и достойным наших детей. Спасибо.