8 ноября на пленарном заседании Госдумы в рамках правительственного часа доклад на тему «Об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» представил Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков. От фракции «СРЗП» вопросы задали Олег Нилов, Яна Лантратова, выступил Александр Терентьев.
Олег Нилов:
- Уважаемый Александр Вячеславович, перефразирую известную поговорку: у семи нянек дитя со спичками и в пожаре, да? Не считаете ли вы возможным всё-таки объединение всех усилий профессиональных пожарных, всех ресурсов в одних руках ваших? А то у нас за тушение в полях отвечают органы государственной власти, Министерство лесного хозяйства – Рослесхоз – за тушение лесов, ну и так далее.
Есть «Авиалесоохрана» и много других ответственных – вот таких нянек. Вы готовы взять на себя всю ответственность и все ресурсы? Это первая часть.
И второе. У нас много программ на телевидении с участием докторов (и Малышева, и Мясников, и Агапкин). А где программа «01», которая будет профилактировать, в том числе разъяснять гражданам, как, что нужно делать для профилактики пожаров?
Александр Куренков:
- Спасибо. Вопрос понятен.
Мы готовы к выполнению задач, которые вы сейчас перечислили, абсолютно готовы. Но для этого потребуется немалое количество подготовленных кадров, которые должны быть в нашем подчинении, которым мы будем рассказывать, как жить и работать.
Просто кооперации – это очень большая машина с точки зрения и финансовой, и технической, и технологической. В рамках этого управления я очень надеюсь, что мы с этой задачей справимся, если задача будет поставлена Правительством и Президентом Российской Федерации.
А то, что касается телепрограмм, Министерство чрезвычайных ситуаций переходит к наступательной политике по поводу безопасности населения в Российской Федерации. И в рамках этой наступательной политики мы будем проводить немалое количество мероприятий. В том числе с вашей помощью, от депутатского корпуса, от Совета Федерации, от средств массовой информации мы будем просить, а отчасти местами и требовать, чтобы мы образовывали как взрослое население, так и детское население. И вы абсолютно правы, в рамках приграничных территорий и опыта, в частности, Белгородской области, этот опыт показывает, что дети обучают взрослых. И в этом направлении, с точки зрения работы с молодёжью и подрастающим поколением, необходимая работа будет проводиться, но помощи просим.
Спасибо.
Яна Лантратова:
- Александр Вячеславович, в Челябинской области площадь лесов составляет почти 34%. У нас расположены четыре особо охраняемые природные территории федерального значения, национальные парки. Пожароопасный сезон продолжается восемь месяцев в год. При этом губернатором, за что ему большое спасибо, уделяется большое внимание развитию противопожарной службы, что помогает справиться со стихией, но важная особенность – это наличие болот и густой растительности, что очень затрудняет проезд сотрудников к месту пожара.
При этом «Авиалесоохрана» имеет на вооружении необходимую технику, снаряжение, грамотный личный состав, которого нам не хватает, что позволяет быстро локализовать сложные пожары. Было поручение Президента о дополнительном размещении на территории УрФО подразделения «Авиалесоохраны». У меня просьба рассмотреть с Минприроды вопрос размещения на территории Челябинской области подразделения для усиления охраны лесов как области, так и всего УрФО.
Александр Куренков:
- Спасибо большое за вопрос.
Из всего, что я могу вам пообещать, я обязательно переговорю с Министром природы по этому направлению. Отчасти тушение лесов – это задача Минприроды. Мы с огромным удовольствием с ними взаимодействуем, но я этот вопрос ему перенаправлю, мы поговорим на эту тему и по возможности будем, конечно же, усиляться. Это всё, что касается Приуралья и Урала. И в рамках тех пожаров, которые мы видели в этом году, выводы нами сделаны, Минприроды тоже сделаны, мы поработаем совместно.
Спасибо.
Александр Терентьев:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Александр Вячеславович, уважаемые коллеги!
Силы МЧС России постоянно и с высоким уровнем успеха подтверждают своё предназначение – защиту жизни и здоровья людей от чрезвычайных ситуаций. При этом считаю необходимым обозначить следующие моменты в деятельности МЧС России, нуждающиеся в нашей с вами поддержке и внимании.
В четырёх новых регионах (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях) проводится работа по созданию территориальных подсистем государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эта работа, по моему мнению, идёт на достаточно высоком уровне: расширен штат сотрудников, организовано обеспечение соответствующей техникой, но мы должны продолжать держать в фокусе своего внимания процесс создания структуры и в случае необходимости включаться в него с целью наиболее оперативного и эффективного обеспечения в указанных регионах силами МЧС России с учётом специфики текущей ситуации.
Актуальным является распространение в полном объёме льгот и гарантий участников СВО на сотрудников подразделений МЧС, принимавших участие в разминировании территорий, разборах повреждённых зданий и эвакуации людей из зон обстрелов в новых регионах. Я знаю, что это обсуждается, и мы поддерживаем нашей фракцией разработанный при участии министерства законопроект, призванный соответствующим образом изменить Федеральный закон «О ветеранах».
Большая работа, как нормотворческая, так и прикладная, проделана министерством в области создания реконструкций и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и системы оповещения населения. Год назад мы изменили федеральное законодательство, закрепив обязанности органов власти и организаций по созданию реконструкций систем оповещения. Утверждён и введён в действие разработанный МЧС России национальный стандарт. Реализация этого стандарта обеспечивает сопряжение технических средств оповещения различных наших производителей. Налажено регулярное проведение проверок готовности системы оповещения населения. Министерством вводятся в оборот современные отечественные комплексы информирования. Хорошо зарекомендовало себя мобильное приложение «МЧС России», которым доводится экстренная информация на мобильные устройства россиян.
Однако финансирование мероприятий по эксплуатационно-техническому обслуживанию и реконструкции системы оповещения органами власти регионов и органами местного самоуправления в настоящее время остаётся ещё недостаточным. Во многих субъектах продолжают эксплуатироваться устаревшие системы оповещения населения. Этот факт требует нашего с нами внимания.
Болевой точкой является ситуация с бомбоубежищами. На сегодняшний день боюсь, что мы находимся в начале работы по созданию и восстановлению защитных сооружений, в том числе в приграничных территориях. И министерству, и иным органам власти предстоит сделать еще очень многое для решения этой проблемы.
Техническое оснащение подразделений МЧС по некоторым позициям отстает от нормативных. Например, обеспеченность МЧС России пожарной техникой немного не дотягивает до 80%. При этом на примере Алтайского края отмечу следующее. В сельской местности в частях, подведомственных МЧС, неплохо обстоят дела с пожарной техникой, но при этом есть потребность в усилении комплектования такой техникой и оборудованием как вездеходы, снегоходы, передвижные дизельные электростанции и плавсредства. Такая техника и средства имеются, но в недостаточной концентрации по территориям нашей страны. Мы понимаем, что это связано и с увеличением нагрузки на силы МЧС России в связи с расширением территории нашей страны, необходимостью импортозамещения запчастей и комплектующих, и удорожанием ремонта.
Есть проблемы с кадровым комплектованием пожарных расчетов в сельской местности и, соответственно, с заработными платами сотрудников. Напряженный характер работы, высокие профессиональные требования, риск жизнью и здоровьем, конечно, требуют более высокой оплаты этого благородного труда. Решение этих задач, безусловно, является общим делом Правительства, министерства и нашего депутатского корпуса.
С целью обеспечения условий для эффективной работы спасателей и пожарных при участии министерства разработаны и приняты изменения в федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», тем самым установлены ограничения для привлечения к ответственности спасателей и пожарных, действующих в условиях оправданного риска и крайней необходимости. Это позволило повысить эффективность действий пожарной охраны в ходе тушения пожаров, особенно на пожароопасных производственных объектах и зданиях со сложной планировкой.
Высокий уровень квалификации сотрудников подразделений МЧС повсеместно накоплен в сфере пожаротушения, при этом есть потребность наращивать профессиональный уровень бойцов МЧС, когда требуется работа с обрушенными зданиями и сооружениями, а также взрывоопасными предметами. Необходимо усиливать и взаимодействие со структурными подразделениями ГО и ЧС в муниципалитетах.
Уважаемые коллеги, отрадно отметить, что, осуществляя свою практическую деятельность, ведомство предпринимает значительные усилия по развитию нормативной базы в своей профессиональной области. В вопросах совершенствования законодательства министерство является одним из передовых федеральных структур. За последние три года в этой сфере подготовлено при непосредственном участии МЧС России, а затем принято Государственной Думой около 50 федеральных законов. Активная работа МЧС по совершенствованию правовых основ в своей деятельности создает благоприятную базу для успешной реализации их полномочий в жизни страны.
Спасибо вам за ваш труд!