О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Федот Тумусов и Михаил Делягин о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования

26 октября 2023

 см. также ↓

26 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 448556-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". С докладом выступил председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Федот Тумусов и Михаил Делягин, выступил Федот Тумусов.

Федот Тумусов:

- Уважаемый Илья Валерьевич! На следующий год предлагается бюджет фонда с огромным дефицитом – 147 млрд рублей. Но самое главное, планируется покрывать этот дефицит за счет переходящих остатков средств бюджета. А это, значит, закладывается искусственное недофинансирование медицинских учреждений.

Рассматривали ли вы другие варианты покрытия дефицита и, вообще, как вы думаете, через какое время мы будем принимать бюджет фонда без дефицита, чтобы они не закрывались за счет недофинансирования медицинских учреждений? Спасибо.

Илья Баланин:

- Спасибо, Федот Семенович, за ваш вопрос.

Действительно, бюджет фонда на следующий год планируется с дефицитом. Но я бы сказал, что этот дефицит технический. Я в своем докладе обращал внимание, что мы в следующем году должны вернуть 148 млрд рублей отсрочек, которые были предоставлены Правительству на уплату страховых взносов отдельным субъектам экономической активности в нашей стране. Они уже частично оплачивают в текущем году эти взносы, и мы прогнозируем, что поступят практически 100 млрд рублей в текущем году и 48 млрд рублей в следующем, которые мы должны будем вернуть в Фонд национального благосостояния в следующем году.

Поэтому за счет этого и формируется так называемый технический дефицит. А в целом, если смотреть, то у нас в принципе бюджет, как прогнозируется в текущем году, сбалансирован, так и в 2024-м, и далее по годам бюджет фонда также сбалансирован. Спасибо.

Михаил Делягин:

- Уважаемый Илья Валерьевич! Вот пациенты говорят, что ОМС не покрывает полностью оплату, например, для онкобольных, в частности, иммунотерапию и другие восстановительные и профилактические процедуры. Больницам не погашают расходы на создание стерильных условий в палатах интенсивной терапии для онкопациентов, что необходимо в рамках стандарта лечения.

Кроме того, непонятно обосновываются расчеты в тарифах ОМС в целом. При этом на 20% растут расходы в системе ОМС. Есть ли какие-то виды помощи, по которым в реальном выражении будут сокращаться или объемы медицинской помощи, или стоимость единицы объема медицинской помощи?

И второе. Какие конкретно средства будут направлены на увеличение оплаты труда медработников, которые в силу невыносимых условий труда и мизерной оплаты часто бегут из государственной медицины, ну, просто, как от чумы. Как здесь министр здравоохранения сказал: справедливо, втянув животы и двигаясь по-спортивному. Спасибо.

Илья Баланин:

- Спасибо, Михаил Геннадьевич, за ваш вопрос.

Что касается онкологических заболеваний, у нас ежегодно объем средств на лечение онкологических заболеваний, которые предусмотрены в бюджете фонда, увеличиваются. Точно также этот объем увеличивается и в следующем году, причем не только в деньгах, но и объемы оказания медицинской помощи онкологическим больным, они также увеличиваются как в дневном стационаре, так и в круглосуточном стационаре.

Тарифы ежегодно пересчитываются. У нас каждый год идет пересчет схем лечения, исходя из новых препаратов, которые выходят на наш       рынок, которые производят наши фармпроизводители. И они зачастую дешевле существующих фармпрепаратов. Вот я думаю, что Михаил Альбертович (Мурашко, Министр здравоохранения – Прим. ред.) более подробно эту информацию предоставит. И тарифы, которые мы применяем при расчетах стоимости КЗГ, мы считаем, что они обоснованные и полностью покрывают затраты медицинских организаций.

Но что касается расходов на выплату заработной платы, я, в принципе, уже говорил, что у нас в полном объёме, мы закладываем необходимый объём средств на выплату заработной платы, причём с учётом роста заработной платы, исходя из прогноза социально-экономического развития по каждому субъекту. Спасибо.

Федот Тумусов:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемый Михаил Альбертович! Илья Валерьевич! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, конечно, надо рассматривать в контексте планируемых объемов финансирования всей системы здравоохранения страны. И в этой связи мы имеем возможность констатировать, что в следующем 2024 году, по сравнению с 2023 годом, государственные расходы на здравоохранение возрастут на 12%, и это увеличение покрывает и уровень официальной инфляции предстоящего года (4,5%) и дополнительные объемы медицинской помощи, которые необходимы нашим гражданам в новых регионах.

Однако для решения задачи увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни, которую ставит нам Президент страны, уровень государственного финансирования здравоохранения должен составлять, конечно же, не 3,6% от ВВП, как в этом и в следующем году. Это крайне мало.

Мы – Социалистическая политическая партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИТОЫ – ЗА ПРАВДУ" в своих программных документах ставим задачу достижения 7% ВВП как необходимого уровня финансирования здравоохранения страны.

Партия СРЗП считает, что надо поменять и сам принцип финансирования системы здравоохранения. Необходимо постепенно уходить от принципа бизнеса при финансировании здравоохранения, когда платят за количество больных пациентов, особенно в отдаленных малонаселенных пунктах, надо переходить на сметно-бюджетные принципы финансирования.

Справедливости ради надо отметить, что методикой распределения субвенций предлагается ввести коэффициент доступности медицинской помощи, который позволит обеспечить более равномерное распределение субвенций, в зависимости от расселения на территории Российской Федерации. Этот коэффициент вводится для 25 субъектов Российской Федерации. Это позволит увеличить размер субвенций для указанных регионов к 2026 году в целом на 25,5 млрд рублей.

Однако надо отметить очень тревожный факт – бюджет фонда сформирован с дефицитом: на 2024 год в сумме 147,1 млрд рублей, на 2026 год – 18,2 млрд рублей, которые планируется покрывать за счет переходящих остатков средств бюджета фонда.

 А что такое переходящие остатки средств бюджета фонда? Это неиспользованные в текущем финансовом году средства, которые переходят на следующий год, а это значит, что закладывается недофинансирование расходов медицинских учреждений. Отсюда и тревожный фактический рост кредиторской задолженности медицинских учреждений. Потом будем обвинять руководителей медучреждений в слабом финансовом менеджменте, а на самом деле имеет место быть хроническое недофинансирование, которое изначально запланировано искусственно.

Не способствует долгосрочному финансовому планированию и чехарда с главными врачами медучреждений. Если контракт заключается только на один год, то о каких долгосрочных планах работы можно говорить. Партия СРЗП давно настаивает, и не раз вносила законопроекты о приравнивании медицинских работников по социальным гарантиям к государственным служащим.

Хотим обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, и на то, что структура тарифов, структура расходов медицинских учреждений оставляет очень мало вариантов для совершенствования методов лечения в конкретных медицинских учреждениях. Львиную долю расходов занимает заработная плата, а на лекарства, собственно, на лечебные процедуры, на содержание зданий и сооружений остаётся меньше 20% всех расходов. Мы считаем, это неправильно. Хотя в бюджете учтено удорожание стоимости медицинских услуг от полутора раз в следующем году до 1,7 раза в 2026 году. Но как это повлияет на структуру тарифов, то есть за счёт каких статей произойдёт удорожание, – отражено невнятно.

При этом надо отметить, что до настоящего времени, а мы уже фактически утверждаем бюджет фонда на 2024-й и на плановый период, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2024 год ещё не утверждена, это вообще-то безобразие.

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ считает, и по-прежнему настаивает, что так называемые медицинские страховые компании являются лишним звеном в системе финансирования здравоохранения, их функции спокойно могут быть переданы фондам медицинского страхования.

В следующем 2024 году прогнозируется резкий рост доходов фонда, аж на 19,2%. При этом в соответствии с проектом бюджета Фонда обязательного медицинского страхования         расходы на финансово обеспечение медицинской помощи, оказываемой федеральными государственными учреждениями в рамках базовой программы ОМС, увеличиваются по сравнению с предыдущим годом в 2024 году на 30,6%, будем надеяться, не за счёт увеличения тарифа механического, а за счёт объёмов оказания медицинской помощи. Будем контролировать. Тем более, в заключении Счётной палаты Российской Федерации несколько раз указано на снижение прозрачности формируемых бюджетных ассигнований.

Вызывают также беспокойство низкие объёмы средств, направляемых на реабилитацию, – каждый год неизменные 10 млрд рублей. Нам почему-то кажется, что этих средств не будет хватать по всем параметрам. И в связи со специальной военной операцией, и в связи с другими факторами потребность в финансировании реабилитационных мероприятий будет нарастать.

Уважаемые коллеги, рассмотрев и обсудив представленный проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" считает, что сами принципы финансирования здравоохранения, сама структура бюджета, её прозрачность, структура тарифов на оказание медицинской помощи не отвечают современным требованиям. Сама система с участием страховых компаний порочна. Дефицит бюджета планируется покрыть за счёт переходящих остатков, а значит, хронического недофинансирования. И как следствие, как снежный ком, растёт кредиторская задолженность медицинских учреждений, особенно первичного звена в здравоохранении. Абсолютно несовершенна сама структура тарифов на оказание медицинской помощи. В связи с этим фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" не может поддержать данный бюджет. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International