Сергей Миронов о примирении с русофобией и русофобами
Открытое письмо в редакцию "Российской газеты"
Сергей Миронов, 09 октября 2023
см. также ↓Сразу оговорюсь: это не официальный запрос депутата, а тревожные размышления гражданина России, человека, которому всегда были дороги шедевры русской словесности, в том числе рожденные за пределами нашей Родины.
Повод, на мой взгляд – очень важный. В "Российской газете" почти одновременно появились два материала, объединенные одной темой, одним смыслом: общество не должно отвергать творческих людей, которые, скажем так, не принимают судьбоносные перемены в жизни страны.
Одна публикация, а точнее интервью с филологом Галиной Марченко обращена в прошлое – к жизни и творчеству писателя Ивана Шмелева, который, проживая в годы оккупации во Франции, сотрудничал с нацисткой прессой. Комментарий редактора отдела культуры РГ Павла Басинского посвящен той части "творческой интеллигенции", которая не приемлет специальную военную операцию на Украине и покинула страну.
"Сегодняшняя эмиграция – это не Исход, – отмечает автор, – Это – выбор позиции определенной части культурных людей". Один из них – писатель-иноагент Дмитрий Быков, к которому г-н Басинский постоянно обращается, почему-то при этом не называя. Действительно, свой выбор Быков сделал, причем давно, и не только для себя, а заодно и за всех нас. "У России, в общем, очень небольшой выбор: либо сидеть в навозе и нюхать розу, либо сидеть в навозе без розы". Очевидно, с отъездом Быкова у нас остался только второй вариант.
Автор РГ сообщает о новой книге Быкова "VZ" и предлагает ее прочитать: "Давайте о ней поговорим. Критики, историки, политики..." Что ж давайте попробуем. Открываем аннотацию: "VZ не биография Владимира Зеленского... VZ – главный герой этой книги. Неожиданно для самого себя направивший XXI век по верному пути... Герой, защитивший нашу человечность".
Вот так! Cамый человечный человек. Простите, но я эту галиматью читать не стану. Достаточно того, что несколько лет назад Быков, рассуждая о "свободной России, освобожденной гитлеровцами", выражал абсолютную уверенность в том, что, если бы не истребление евреев, Гитлер бы добился популярности в России.
В другое время другой эмигрант – Иван Шмелев – назвал нападение Гитлера на Советский Союз "великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола". И вот сегодня на страницах правительственного издания применительно к жизненному пути Шмелева заходит разговор о примирении. "Примирение – это современная Россия, которая принимает свое духовное и культурное наследие, свою историю. Принимает ту эмиграцию, которая не была против России, но была за другой путь ее развития", – поясняет филолог Марченко.
Но духовное наследие эмиграции Россия уже давно приняла, в том числе и творчество Шмелева, чьи яркие ранние произведения останутся в русской литературе. В чем же проблема? Очевидно, сегодня кому-то это кажется недостаточным: нужно, чтобы мы забыли, оправдали или даже примирились со словами и поступками писателя, который вроде как был не против России, но радовался гибели русских солдат подо Ржевом.
В целом адвокаты творческих личностей требуют от общества очень многого. "Мы должны ценить наши русские таланты, даже если не совпадаем с ними идеологически", – убежден г-н Басинский. Звучит красиво. Только любое отношение подразумевает взаимность. А готовы ли к ней "русские таланты"? Тот же Быков так отзывался о 85% населения России: "Ребята, я вам в лицо хочу это сказать: вы – идиоты".
Спасибо за откровенность. Только почему мы должны принимать тех, кто нас отвергает; ценить тех, кто нас открыто презирает и ненавидит? И почему бы "инженерам человеческих душ" самим не попытаться понять свою страну, ее историческую и нравственную миссию, почувствовать сопричастность с теми людьми, на защиту которых встала Россия? Но к этому "русских талантов" их поклонники не призывают. Очевидно, понимают – бесполезно!
На днях минуло 30 лет с событий "черного октября" 1993 года, когда либеральный фашизм впервые показал свой кровавый оскал, а "демократические" литераторы без обиняков выразили свое коллективное отношение к жертвам тех трагических событий: "Эти тупые негодяи уважают только силу".
Если представить, что в сегодняшнем судьбоносном противоборстве мы потерпим поражение, не сомневаюсь: все эти тонкие творческие натуры, которых нам предлагают ценить и принимать, прискачут в Россию вслед за своими Героями и Рыцарями. И не для того, чтобы взывать к милости и толерантности, к примирению и пониманию, они будет требовать казнить, жечь и вешать.
Только этому никогда не бывать. Победа будет за нами. Но она не придет сама по себе. И зависит не только от оружия, от мужества солдат и офицеров, но и от единения всего общества ради общей цели. Побеждает, кто твердо знает, за что и против кого сражается, знает, кто находится по одну строну огня, а кто – по другую. Такова жестокая реальность.
Сейчас действительно время выбора. И этот выбор несовместим с попытками – в том числе с помощью правительственных масс-медиа – стереть грани между добром и злом, выдавать беспринципность за гуманизм, предательство за "идеологические разногласия" и рассуждать о судьбе творческой личности, выгораживая патентованных русофобов и русофобию.