Сергей Миронов выступил с докладом на Ежегодном форуме транспортно-логистической отрасли
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил с докладом на состоявшемся 28 сентября Ежегодном форуме транспортно-логистической отрасли:
- Уважаемые участники форума, спасибо за приглашение. У нашей партии, действительно, уже несколько лет как подписано соглашение с "Грузавтотранспортом", и я с большим удовольствием к вам сюда пришел.
Мы понимаем, что грузоперевозки – одна из ключевых отраслей нашей экономики: до 70% всех товаров перевозится именно автомобильным транспортом. Соответственно, это кровеносные сосуды нашей экономики. Но, к сожалению, несмотря на такую роль в экономике, скажу откровенно, к проблемам государство и власти относятся не очень предметно, и не очень заметно, что они хотят помогать.
Мы поддерживаем все инициативы Ассоциации "Грузавтотранс", прорабатываем законодательные предложения для решения проблем в отрасли, направляем депутатские запросы в ответ на обращения Ассоциации. Кстати, это очень хороший механизм – на депутатский запрос (по протоколу) обязан любой чиновник или министр в течение месяца ответить по существу. И, как в народе говорят, этот волшебный пинок иногда срабатывает. Вместе стараемся создать комфортные условия для перевозчиков.
Очень правильное было решение о консолидации. Создав такой "Грузавтотранс", став крупным и сильным сообществом, можно добиваться принятия важных для развития отрасли мер и сделать так, чтобы к вашему мнению прислушивались и учитывали его. В том числе при принятии тех или иных нормативных актов и прежде всего федеральных законов.
Для всех, кто здесь присутствует, очевидно, что проблем у автогрузоперевозчиков очень много. На каждую проблему должно быть решение. Уверен, что в том числе ваш форум поможет найти те или иные решения.
Хотел бы остановиться коротко на приоритетах нашей совместной работы на сегодняшний день.
Первое. Вопрос работы автоматических пунктов весогабаритного контроля. Мы получаем обращения от Ассоциации о некорректной работе таких пунктов контроля. Конечно, на это влияет множество факторов, как технических (требования к состоянию дорожного полотна, доступ к программному обеспечению и т.д.), так и социальных (заинтересованность и ответственность за корректную работу, возможность опровергнуть показания весов и т.д.). Мы настаиваем на необходимости установки специально оборудованного контрольного пункта весогабаритного контроля, где перевозчик сможет подтвердить или опровергнуть показания системы и, при необходимости, устранить весогабаритные нарушения, ведущие к административной ответственности.
Второе. Снижение цен на дизельное топливо. Здесь я не могу не сказать, что 17 августа я в очередной раз обращался и призывал Председателя Правительства все-таки заняться регулированием этой проблемы. Мы призывали и ограничить экспорт, и, конечно, увеличить вывозные пошлины. Все нефтеперерабатывающие заводы производят ГСМ в два раза больше, чем требуется нашей стране. Но львиная доля выходит за рубеж, и очень часто получается дефицит.
Не могу не сказать еще об одном. Вне зависимости от того, что мы видим на мировом рынке нефти (падает цена на нефть или повышается), у нас дизтопливо и бензин только дорожает. То, что сейчас запретили экспорт – правильное решение. Но мы видим, что если биржа отреагировала (там, где закупаются оптом, цена упала), то на конкретных заправках не видно, что эта цена пошла вниз. Конечно, здесь нужно внимательным образом наблюдать, и Правительству показывать, что надо вмешиваться. То, что оно сделало несколько дней тому назад, надо было сделать еще в начале лета.
Третье. Увеличение размера предельного дохода предприятий малого и среднего бизнеса. У предприятий в связи с инфляцией, с введением санкций увеличились расходы, и, соответственно, оборотка, а лимиты как были на уровне 2016 года, так и остались. Для малых предприятий – 800 миллионов рублей, для средних – два миллиарда рублей.
Чтобы предприятия малого и среднего бизнеса не попадали в категорию крупного бизнеса, где совсем другая система налогообложения, есть инициатива Ассоциации об увеличении лимита для малого бизнеса до трех миллиардов рублей, для среднего – до 4,5 миллиардов рублей, а также предложение учитывать темпы роста инфляции и применять ежегодно механизм индексации. Данный депутатский запрос мною направлен в Правительство для решения. Ответа я пока не получил.
Четвертое. Страхование грузов. Здесь российские автогрузоперевозчики очень обделены. Именно у российских автогрузоперевозчиков нет практики страхования грузов ни перевозчиками, ни грузовладельцами. А это негативно сказывается как на грузовладельцах, так и на перевозчиках, отказывающихся от страхования груза в пользу снижения тарифа и повышения конкурентоспособности.
Например, по международной Конвенции ущерб, который может быть причинен грузу сверх лимитов ответственности перевозчика, возложен на грузовладельца, что является более логичным и обоснованным. Более того, стоимость груза не только не берется в расчет при определении цены перевозки, но и, как правило, вообще не фигурирует в товарно-транспортной документации, то есть, принимая груз к перевозке, перевозчик не знает стоимости перевозимого груза.
Еще более сложная ситуация сложилась в отношении ответственности перевозчика за нарушение срока доставки груза.
Еще одна важная проблема, с которой обращаются перевозчики – введение лимитов по страхованию автогрузоперевозчиков. У нас есть единые лимиты для авиаперевозчиков, железнодорожных и морских. Только у автогрузоперевозчиков таких лимитов нет, по сути они ущемлены в своих правах.
Есть два пути решения: либо привести страховые ответственности к международным стандартам, либо разработать свои. Для этого нужно привлечь к обсуждению страховые компании, грузоперевозчиков, грузоотправителей, представителей Центрального банка, Министерства финансов, Минэкономразвития, Министерства транспорта, депутатов Госдумы для дальнейшего внесения изменений в законодательство и подзаконные акты Российской Федерации. Это, конечно, очень большая работа, но уверен, что такая работа нужна для рынка.
Пятое. На данный момент мы вместе с Ассоциацией "Грузавтотранс" занимаемся вопросом внесения изменений в проект совместного приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной таможенной службы о порядке применения электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС при перемещении товаров через границу.
Изменения направлены на уточнение требований, предъявляемых к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. В связи с этим возникло много вопросов, в частности, изменения затрагивают интересы и ущемляют права многих российских производителей аналогичной продукции. Ассоциация "Грузавтотранс" также обратилась в Федеральную антимонопольную службу.
Это важное дополнение в проект приказа, что в свою очередь приведет к снижению стоимости предоставляемой услуги за счет наличия альтернативного устройства контроля, предотвратит монополизацию рынка и даст возможность развивать и инвестировать в отечественных производителей.
Шестое. Необходимо сбалансировать законодательство в части ответственности перевозчика и грузоотправителя за перегруз.
В нынешних реалиях за перегруз почти всегда отвечает перевозчик, при том, что он не всегда имеет возможность провести проверку веса загруженного груза, а также его распределения по осям. В результате мы боремся со следствием, а не причиной. Яркий пример – карьеры, потому что очень часто грузоперевозчиков фактически вынуждают нарушать закон по принципу "не хочешь везти с перегрузом, значит не едешь вообще".
Седьмое. Транспортный налог.
Его необходимо исключать для автомобильных грузоперевозчиков. По факту автомобильные грузоперевозчики платят этот налог в составе системы "Платон" и в акцизах на топливо. Другими словами, двойная нагрузка на бизнес.
В заключение хотел бы сказать, что отрасль автогрузоперевозок сегодня ожидает ряд нововведений механизмов контроля за автогрузоперевозчиками. Это и электронный документ, телемедицина. Вроде бы все эти инструменты направлены на благие цели – создание благоприятных условий для автогрузоперевозчиков. Но на примере других законов мы видим, насколько неточными они бывают, и сколько было приложено усилий, чтобы внести необходимые поправки.
Принимаются новые законы, постановления и указы, однако не все из них работают и приносят должный результат. Автогрузоперевозчикам приходится работать с несовершенным законодательством. Наша общая задача, которую мы, убежден, решим – находить необходимые для отрасли законы, чтобы помочь как грузоперевозчикам в частности, так и нашей экономике в целом.
Спасибо за внимание.