Сергей Кабышев: воспитательная модель наставничества в юридическом образовании служит правильному достижению целей обучения
см. также ↓Председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Сергей Кабышев выступил на круглом столе "Наставничество как эффективный инструмент становления личности будущего юриста" в Университете имени О.Е. Кутафина:
- Юридическое образование не может быть оторвано от национальной социокультурной среды и цивилизационных особенностей, должно носить ценностно-ориентированный характер, т.е. обеспечивать становление цельного юридического мировоззрения и юридического мышления на основе конституционного правопонимания.
Отличительные черты российского юридического образования всегда определялись ориентацией на фундаментальность, нравственность, усердие и служение Отечеству.
Институт наставничества обладает существенным потенциалом для сохранения и развития этих основных, определяющих качеств, и должен быть организован таким образом, чтобы способствовать их реализации наилучшим образом.
Разумеется, это ни в коей мере не означает, что прикладной, практикоориентированный аспект наставничества может не приниматься в расчет.
Но воспитательная направленность должна иметь здесь руководящий характер.
Именно формирование ценностной картины правового мира, определенной философии и методологии правового мышления оживляет дух уважения к праву и закону и позволяет ориентироваться в особенно быстро меняющейся сегодня правовой реальности.
Поэтому воспитательная модель наставничества в юридическом образовании, по сути, не только не противоречит практическим целям обучения, но и служит их правильному достижению.
В сфере юридического образования должен обеспечиваться определенный стандарт наставничества, позволяющий плодотворно осуществлять его в соответствии с целями правовой политики государства.
Необходимо определить правовую концепцию наставничества в юридическом образовании, включая требования к наставникам и условия (порядок) допуска к наставничеству, формы наставничества, стимулы и гарантии в этой сфере, определить институциональные (организационно-структурные) основы наставничества (например, в виде вузовских советов наставников), сформировать необходимую методическую базу наставничества, включая консолидацию и масштабирование лучших практик.
Представляется важным при решении вопросов наставничества обратить внимание на его соотношение и разграничение с просветительской деятельностью, учитывать необходимость развития наставничества, в том числе, через интеграцию образовательных и научных организаций, а также иметь в виду своего рода органические формы наставничества в юридическом образовании (в виде научного руководства, формирования научных школ и т.п.).