18 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона №260062-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления порядка налогообложения отдельных операций). С докладом выступил заместитель Министра финансов РФ Алексей Сазанов. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Ольги Ануфриевой. Вопрос задал и выступил от фракции Валерий Гартунг.
Валерий Гартунг:
- И к Алексею Валерьевичу, и к Ольге Николаевне вопрос. Правильно ли я понимаю, что этим законопроектом вы предлагаете участников вот этих соглашений не облагать по традиционной схеме, например, акционерное общество добыло там какой-то ресурс, заплатил налоги, а потом уже участникам распределяют в виде дивидендов. Здесь вы предлагаете обойти этот механизм, и каждая сторона будет облагать налогами тот доход, который после распределения получит. Правильно я вот схему понял? Поясните мне, пожалуйста.
Алексей Сазанов:
- Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Касательно НДПИ. В любом случае при добыче углеводородного сырья собственник участка недр будет уплачивать НДПИ в полном объеме. Касательно налога на прибыль, это как привлечение внешнего финансирования, когда в полном объёме внешнее финансирование будет возвращено, то есть как займ, например, в полном объеме тело займа будет возвращено, то всё, что сверху, будет подлежать налогообложению налогом на прибыль в полном объеме добавить?
Ольга Ануфриева:
- Валерий Карлович, во-первых, спасибо вам огромное за содержательный вопрос. И хочу обратить внимание. Вот только что я говорила, с чем мы столкнулись на комитете, основные вопросы, они связаны всё-таки с базовым законом, который является гражданско-правовым и как раз вводит эту новую форму экономических отношений. Эта форма экономических отношений, она заключается в том, что в рамках совместной деятельности у нас возникает новая форма отношений без создания юридического лица, н как у нас уже есть договор... без каких-либо договоров, вот уже имеющихся простого товарищества, инвестиционного товарищества и так далее. И почему пришлось вносить некие изменения в Налоговый кодекс? У нас налогоплательщики, как вы знаете, отдельные юрлица и отдельные, соответственно, физических лица. И в данном случае совместная деятельность, она заключается в том, что у нас нет общего имущества, нет общих расходов, но при этом то, что получается из этой совместной деятельности, оно делится. Потому необходимо было в налоговых отношениях подкорректировать так, чтобы не было двойного налогообложения, чтобы не было никаких схем уклонения от уплаты налогов.
И в данном случае очень хорошо Министерство финансов поработало, нас они тоже привлекали, и вот мы решаем такую схему, чтобы все – и государство, а плательщики знали, что это адекватная схема налогообложения, которая всех устраивает и при которой и государство, и налогоплательщики находятся в паритетном режиме.
Валерий Гартунг (выступление от фракции):
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый Заместитель Председателя Государственной Думы – Прим.ред.), уважаемые коллеги!
На самом деле вопрос очень серьезный. Дело в том, что мы создаем законодательный прецедент. То есть, мы фактически, не внося в Гражданский кодекс, вносим, формируем виды экономической деятельности, которые имеют особые налоговые режимы. Понятно объяснил, да? Но применяется это только по 275-му закону, только в добыче полезных ископаемых. На самом деле схема достаточно интересная. И, на мой взгляд, она имеет право на существование, и мы как фракция готовы это поддержать.
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что мы, скажем так, понимая, в какой экономической ситуации оказалась российская экономика, российская промышленность, больше внимания опять уделяем добывающим отраслям, понимаете? А ведь в такой же ситуации у нас оказались и другие отрасли, которые создают продукцию с более высокой добавленной стоимостью. И у них такие же проблемы с привлечением финансирования, такие же проблемы, скажем так, международного характера, не буду называть слово "санкции", но скажу, все понимают, о чём мы говорим. То есть почему бы нам этот механизм не распространить на все виды деятельности, внеся этот вид экономической деятельности в Гражданский кодекс, и распространить его не только на правоотношения, указанные в 275м законе, но и на все виды экономической деятельности? Понятно, что Правительство, наверное, сразу не готово к такому шагу и, наверное, надо опробовать на каком-то виде деятельности, я согласен с этим.
Но вместе с тем хочу сказать, вместе с тем что мы поддерживаем эту концепцию, да, что надо в этом направлении идти, нужно всё-таки подумать над тем, что таким образом мы ломаем экономическую картину в России и делаем более выгодным внесение инвестиций опять в добывающие отрасли, не в обрабатывающие, понимаете? Вот это меня смущает.
Поэтому, коллеги, мы поддержим, но просьба всё-таки ко второму чтению от Правительства всё-таки какое-то видение, как вы в дальнейшем планируете применять эти нормы. Понятно, что после того, как они покажут свою эффективность. Но я думаю, что нам тут затягивать не нужно и нужно в ближайшее время всё-таки распространить эти виды экономической деятельности на другие отрасли.
Спасибо.