О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Вологодская область: Виктор Леухин прокомментировал законопроект о региональном бюджете

16 ноября 2022

 см. также ↓

Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Законодательном Собрании Вологодской области Виктор Леухин выступил на публичных слушаниях по проекту закона области "Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов":

- Уважаемые участники публичных слушаний!

Учитывая непростую экономическую обстановку, в своем выступлении я сосредоточусь на позитивных моментах областного бюджета 2023 года. Одна из причин в том, что областное правительство представило бюджет с учетом всех наших рекомендаций. Речь идет о макроэкономических показателях.

Следует отметить, что рассматриваемый сегодня финансовый документ вполне соответствует нашему представлению о правильной бюджетной политике. И это очень важно, в дальнейшем подобный подход, на наш взгляд, позволит региону справиться с серьезными вызовами, которые уже сегодня дают о себе знать. Поясню мысль. Как известно, главный удар от международных санкций в региональной экономике пришелся на металлургов. По этой причине мы видим в бюджете 2023 года снижение поступлений от налога на прибыль. Но, несмотря на это, обращает на себя внимание бюджетное подкрепление ключевых показателей, заложенных в региональном прогнозе социально-экономического развития.

В качестве примера можно, в частности, назвать трехлетнее повышение среднедушевого дохода так называемым "указникам". На эти цели планируется выделить 14 млрд руб. – и все эти повышения работникам бюджетной сферы будут осуществляться, подчеркну, за счет собственных доходов областного бюджета.

Несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, расходная часть областного бюджета будущего года практически равна аналогичному показателю 2022 года.

В проекте бюджета 2023 года частично учтена инфляция. Это видно по увеличению на 11 млрд руб. расходной части областного бюджета по сравнению с 2022 годом – с 98 до 109 млрд руб. Подчеркну, это произошло за счет собственных доходов и распаковки региональной кубышки. В то же время федеральный центр, напротив, уменьшил на 14 млрд руб. помощь нашему региону. И это очень печально, если взять во внимание хроническую нехватку средств на финансирование важных социальных сфер. И одному региону с этими проблемами не справиться.

В областном бюджете 2022 года мы видим, что помощь федерального центра составляла 30 млрд руб., а в 2023 году этот плановый показатель снизился почти в два раза – до 16 млрд руб. В итоге, общая расходная часть бюджета по сравнению с 2022 годом уменьшилась на три млрд руб., что, в частности, не позволяет в полной мере учесть все инфляционные процессы. Вот и получается, что негатив от международного санкционного давления регион вынужден взять на себя. А федеральный центр, который, по идее, должен компенсировать областному бюджету недополученные доходы, пока что находится в стороне. И этот момент тревожит нашу фракцию.

К позитивным моментам можно отнести отмену КГН (Консолидированная группа налогоплательщиков). Но перед тем, как перейти к цифрам, напомню о негативном влиянии этой схемы на финансовое состояние региона. Как известно, основные участники КГН – металлурги, использовавшие эту схему не всегда во благо нашей области. Напомню, дело порой доходило до того, что поступления от налога на прибыль Северстали в областной бюджет не превышали миллиарда рублей. Естественно, такое положение дел негативно сказалось на собственных бюджетных доходах. Ситуация в то время была близка к критической. Достаточно вспомнить период с 2012 по 2016 годы, когда суммарные доходы областной казны по налогу на прибыль не превышали 12 млрд руб. А в 2013 году этот показатель снизился до шести млрд руб. Чтобы свести концы с концами по финансированию госпрограмм областному правительству пришлось брать коммерческие кредиты под высокие проценты, что привело к резкому увеличению госдолга. Но средств на все не хватало. Как следствие, регион охватила повальная оптимизация. И лишь с 2018 года металлурги резко увеличили налоговые отчисления на прибыль в областной бюджет. А в 2021 году даже установили рекорд по этому показателю. Не лишним будет добавить, что на протяжении трех лет, с 2016 по 2018 год, наша фракция говорила о негативных последствиях этой схемы для областного бюджета и настойчиво предлагала отменить КГН. И в 2023 году это произойдет.

После завершения действия временного механизма, который продлится пять лет, бывшие участники КГН обязаны уплачивать налоги по традиционной модели. К слову, только в этот переходный период в 2023 году областная казна получит от бывших участников этой схемы порядка 15 млрд руб. И этот тоже позитивный момент.

Теперь несколько слов о бюджетном дефиците и нашей позиции по этому вопросу. Помнится, в прежние годы в бюджет закладывался сомнительный небольшой дефицит, а бывало и искусственный профицит, за исключением 2021 года. И это, подчеркну, происходило на фоне острой нехватки бюджетных средств на финансирование важных государственных программ. При этом, создавая искусственный профицит, брали коммерческие кредиты под высокие проценты. Именно на этом негативном моменте наша фракция не раз акцентировала внимание областного правительства. А в бюджете 2023 года мы видим иной подход: ради сохранения расходной части на уровне 2022 года областное правительство приняло непростое и ответственное решение об увеличении дефицита до 20 млрд руб. Это позволит в 2023 году профинансировать важные социально-экономические направления на должном уровне.

Для лучшего понимания темы приведу пример из недавнего прошлого. Год назад, анализируя проект нашего бюджета 2022 года, мы обратили внимание, говоря образно, на несколько мин замедленного действия: здесь и недостаток безвозмездного финансирования со стороны федерального центра, и неучтенная инфляция, и на фоне этого закладывался в то время непозволительно низкий бюджетный дефицит. Из-за нехватки бюджетных средств эти мины усугубляли деструктивные процессы в регионе. Самое удивительное, что на тот момент областная казна имела запас прочности в 30 млрд руб. в виде переходящего остатка.

Для предотвращения деструктивных процессов наша фракция в то время предложила увеличить дефицит с 3,5 до 10 млрд руб. – с учетом обязательной компенсации за счет средств переходящего остатка и федерального бюджета.

Теперь мы видим, что в этом финансовом документе 2023 года все эти моменты областным правительством учтены: повторюсь, ради сохранения расходной части на уровне нынешнего 2022 года – из-за неопределенной позиции федерального центра – в бюджете 2023 г. областному правительству пришлось увеличить дефицит до рекордного уровня – 20 млрд руб. и на эту же сумму распаковать региональную кубышку.

Подводя черту под своим выступлением, скажу, что наша фракция поддержит в таком виде бюджет 2023 года. Но при этом рекомендуем областному правительству усиленно поработать с федеральным центром на предмет перечисления областной казне безвозмездных поступлений в виде дотаций в объеме, как минимум, 15 млрд руб. Из этого вида помощи регион, к сожалению, исключили. Эти средства необходимы областному бюджету для компенсации недополученных доходов. Мы призываем коллег проявить активность в вопросе помощи федерального центра нашему региону. А областному правительству работать в таком же конструктивном ключе.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International