Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" задали вопросы главе МВД Владимиру Колокольцеву
см. также ↓19 октября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью в Российской Федерации доложил Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев. От фракции "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Олег Нилов, Яна Лантратова, Дмитрий Кузнецов, выступил Анатолий Лисицын.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Владимир Александрович, проблема деструктивных явлений в молодёжной среде наиболее актуальна, когда в интернете так много опасного контента, и об этом говорит наш Президент. Роскомнадзор закрыл за прошлый год 500 тыс. групп с опасным контентом, из которых 25 тыс. групп – детские суициды. Важный вопрос – это ранняя профилактика. Хотела уточнить, какие полномочия есть у МВД для защиты детей от деструктивного воздействия ТКС, и имеются ли методические рекомендации для этого? И, может быть, назрела необходимость внести изменения в 120-й федеральный закон путем добавления категории лиц, в отношении которых будет вестись ранняя профилактика? Например, лица, имевшие опыт суицидального поведения или совершившие правонарушение в результате влияния ТКС, чтобы сотрудники могли работать с этими категориями до момента совершения, не дай Бог, какого-то правонарушения. Как вы считаете? Спасибо большое.
Владимир Колокольцев:
- Спасибо, Яна Валерьевна за этот вопрос, он действительно очень насущный, особенно на фоне недавних событий в Ижевске. Но я, наверное, многих удивлю той цифрой, которую я сейчас назову. С 2017 года на стадии приготовления мы пресекли 40 случаев приготовления к совершению подобного рода деяния. Поэтому основной упор, конечно, нужно делать на профилактику, мы не сможем вооруженные отряды поставить возле каждого учебного заведения и спокойно спать, зная о том, что наши дети находятся в опасности. Поэтому основной упор, конечно, на профилактику. Могу сказать, что с начала текущего года в ходе обследований школьных учреждений сотрудниками органов внутренних дел направлено семь тыс. обращений и к главам районных администраций, и к директорам школ для того, чтобы обратить внимание на те недостатки, которые имеются в плане обеспечения безопасности детей.
И даже упомянутое мной, созданное управление в структуре МВД, оно будет, в том числе заниматься мониторингом социальных сетей, мониторингом интернета для того, чтобы выявлять лиц склонных к суицидальным поступкам и, тем более, склонных к убийству других детей. Есть у нас проблема. Проблема в том, что вот как последний случай показал, что мы не знаем тех граждан, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах, и которые вынашивают подобного рода планы. Каким образом мы можем выявлять? Обход участковыми территории, где-то соседи пожаловались, кто-то ведет аморальный образ жизни, пьянствует, принимает наркотики, тогда каким-то образом будет обращено внимание на этого гражданина, который осуществляет приготовление к тому или иному подобному преступному деянию. А если нет таких обращений? А если он ведет тихий, спокойный, размеренный образ жизни? Поэтому наша позиция с Минздравом здесь коренным образом расходится. Медики считают, что это будет разглашение врачебной тайны, когда они нас будут ставить в известность о подобного рода больных. Но мы настаиваем, может быть, даже и на законодательном уровне надо принять решение о том, что в отношении таких больных, психически больных граждан, органы внутренних дел должны быть извещены заранее для того, чтобы предотвратить подобного рода страшные преступления.
Спасибо.
Олег Нилов:
- Уважаемый Владимир Александрович, несмотря на обозначенный вами некомплект кадров, порядка двух с половиной миллионов здоровых, профессионально подготовленных мужчин, в основном мужчин, обеспечивают правопорядок в стране, я имею в виду и МВД, и Росгвардию, и многочисленные ЧОПы. Тем не менее, сотни тысяч различных семейных хулиганов, бойцов без правил в общественных местах, на улицах, стритрейсеров, водителей "под мухой", как вы сказали, браконьеров, стрелков по животным и не только продолжают в поисках адреналина загружать работой армию силовиков. Как вы относитесь к предложению направить через призывные комиссии в регионах, вот эти базы МВД, участковых, ГИБДД для рассмотрения призывов в приоритетном порядке вот таких искателей приключений? Уверен, что нагрузка снизится в разы, и вы сможете справиться с задачей...
Владимир Колокольцев:
- Я, возможно, внутреннее и рад был бы этому обстоятельству, но законодательство мне не позволяет делить призывников на хулиганов и законопослушных граждан, поэтому... Если с учетом того, что они больше к себе привлекают внимание своим противоправным поведением, конечно, они больше на себя будут привлекать внимание и участковых, и наших сотрудников, и будут больше подвержены необходимости призыва в Вооруженные силы. Спасибо за подсказку. Спасибо.
Дмитрий Кузнецов:
- Уважаемый Владимир Александрович, по сообщениям избирателей, в ряде регионов России происходят столкновения с мигрантами из стран СНГ, а от представителей диаспор в адрес жителей поступают угрозы в случаях возбуждения уголовных дел в отношении приезжих. Уточните, пожалуйста, какая ведется профилактическая работа правонарушений, преступлений среди мигрантов, а если она не ведется по финансовым причинам, то какая, вы считаете, необходима профилактическая работа?
Владимир Колокольцев:
- Спасибо за вопрос, Дмитрий Вадимович. Работа ведется, она не зависит от финансовых каких-то вложений. Эта работа носит постоянный и планомерный характер. И даже сейчас введение фотографирования, дактилоскопирования, всех этих мер, которые не позволят гражданам въезжать в страну под чужими именами, измененными фамилиями, переписанными на своих родственников, это лишний раз доказывает, вот сейчас с 1 января мы вводим это новшество, эта работа постоянно продвигается.
Возросла у нас преступность со стороны иностранных граждан, но 80% роста этой преступности за счет активизации работы по выявлению наркотиков. Это не делает чести приезжим, но тем не менее это так. Закрываем въезд гражданам, совершившим правонарушения, десяткам тысяч граждан закрываем въезд сюда в страну за подобного рода нарушения.
Но бенефициаром труда мигрантов в стране кроме Министерства внутренних дел, которое контролирует этот процесс, являются еще 16 ведомств, заинтересованных в труде мигрантов. И надо смотреть правде в глаза, нужно делать всё от нас зависящее, чтобы контролировать их пребывание, проверять места, где они находятся. И почему мы выступаем сейчас с инициативой? Чтобы вот эти проверки юридических лиц, которые пользуются трудом мигрантов, относились не к проверкам юридических лиц в качестве государственного контроля и надзора, а в качестве правоохранительного контроля и надзора, чтобы сотрудники могли прийти в любую юридическую фирму и организацию и проверить, как там обстоит дело. Поэтому такие предложения прорабатываются. Но что касается реагирования, реагируем тем способом, тем инструментарием, который у нас есть в наличии, привлекаем и к административной ответственности, и к уголовной ответственности, и эту работу не прекращаем вне зависимости того, из какой республики данный гражданин приехал, из какого он государства, какая его национальность, вне зависимости, совершил правонарушение – отвечай.
Спасибо.
Выступление от фракции Анатолия Лисицына:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги!
Дискуссия о состоянии нашей полиции в обществе, да и у нас в Государственной Думе, собственно, продолжается с начала реформы Министерства внутренних дел 2009-2011 годов, когда милиция стала полицией. Мы действительно хорошо относимся к людям в погонах, которые в мирной обстановке обеспечивают наш покой. Но я бы хотел заметить, что если мы сейчас не будем говорить о недостатках и достижениях в равной степени, то мы или лицемерно подойдем к обсуждаемой теме, или же не вскроем проблем, которые реально существуют.
Если рассмотреть реальную предложенную статистику Министерства внутренних дел, то видно, что если динамика раскрываемости преступлений с 2012 года практически стабильна на одном уровне, то раскрываемость особо тяжких преступлений снизилась за эти девять лет более чем на 10% – с 55% до 42%.
В конце 2012 года, после первого неудачного года реформы, Владимир Колокольцев представил "дорожную карту" новых мер по оптимизации работы полиции, и надо сказать, что за этот период до 2021 года количество убийств, разбоев, грабежей, краж значительно сократилось.
Но в то же время в обществе, в профессиональных кругах не прекращается полемика по самой реформе в целом, которой, кажется, не видно конца. По-прежнему звучит вопрос обоснованности передачи из системы Министерства внутренних дел Министерству юстиции службы исполнения наказаний, в МЧС – противопожарной охраны, поскольку эти структуры не ведут оперативно-розыскную деятельность, что, собственно, и разрывает единое оперативное пространство. Но эта тема для узких специалистов.
Реформа Министерства внутренних дел уже приобрела перманентный характер, и сегодня совершенно правильно, что главная идеология действий руководства Министерства внутренних дел направлена на то, чтобы полицию сделать максимально доступной для народа.
Мы сегодня с гордостью заявляем – армия и народ едины, также и в нашей ежедневной жизни должно быть – полиция и народ едины, – будет взаимное доверие друг к другу или форма будет оптимально завершена. В ходе подготовки к выступлению я задал вопрос нескольким руководителям региональной полиции: "Какую проблему вы для себя считаете главной?". Ответ был единогласный: "Заработная плата участковых, рядовых сержантского состава". А ведь это те, кто, прежде всего, контактирует с народом, нашими гражданами, и вряд ли зарплата в 20-30 тысяч рублей вдохновляет на самоотверженную работу, на приток молодёжи в органы полиции.
Политика всевозможных сокращений для народа ни к чему хорошему не приводит. С 2017 года провели так называемую псевдореформу по слиянию двух и даже трёх районных служб в одну. Ничего кроме возмущения и недовольства у населения это не вызывает, – как преодолевать расстояние до 200 и более километров для решения простых человеческих проблем. Если посмотреть на социальные гарантии сотрудников Министерства внутренних дел, то можно фиксировать крайне сложную ситуацию в вопросах их обеспечения жильём. Ограниченное финансирование для предоставления единовременной социальной выплаты создаёт условия для оттока опытных кадров, отсутствия привлекательности и поступления на службу молодёжи, увеличивает количество жалоб в сторону власти, что, собственно, формирует элементы социальной напряжённости. Для стабилизации обстановки ежегодно дополнительно Министерству внутренних дел требуется объём финансирования в 50 млрд рублей, что и позволит в какой-то степени снизить очерёдность на получение единой социальной выплаты, а значит и жилья. В то же время на 2022-2024 годы ассигнования на приобретение жилья для сотрудников вообще не предусмотрены.
Меры экономики должны быть продуманы, и мы должны задать себе вопрос: если мы не финансируем достаточно эту важную службу, может и нечего рассчитывать на тот высокий уровень, который мы ждём от нашей полиции?
Тема борьбы с преступностью, наркопреступностью как-то сошла с наших телеэкранов, но это не значит, что нет проблем, просто есть новые вызовы, и органы МВД достойно приняли на себя новые задачи в условиях особой военной операции.
Режимы усиленной службы, особенно в приграничных с Украиной районах, стали для сотрудников полиции борьбой за национальную безопасность России. И сегодня для всех нас, как призыв, звучат слова из песни Владимира Высоцкого: "Если Родина в опасности – значит, всем идти на фронт". И для каждого из нас должна быть личная, своя война, без пиара.
В заключение хотелось бы сделать замечание в части миграционной темы. Вопрос, собственно, не к полиции, а к нам, к Государственной Думе и Правительству. В общественном пространстве звучат различные точки зрения на количественное присутствие мигрантов, общественность склоняется к резкому ограничению, а точка зрения, в том числе Правительства, наоборот, требует его увеличения вплоть до привлечения строителей из Северной Кореи. Поскольку эта тема в сфере ответственности полиции, пора, думаю, наверное, найти какую-то реальную государственную позицию в этом вопросе. Я внимательно ознакомился с материалами, подготовленными Министерством внутренних дел для нашей встречи, и могу сказать: Владимир Колокольцев и руководство МВД России понимают роль и задачи реформы борьбы с преступностью, делают много для развития ведомства. Но и мы должны понять свою роль. Требуя – помогай не словами, а делами.
Спасибо.