Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" задали вопросы замглавы МЧС
см. также ↓18 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении проекты федеральных законов № 1219893-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" (в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны), № 1172890-7 "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования нормативного правового регулирования вопросов прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы), № 1153952-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части определения особенностей осуществления выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации), № 1164878-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в части повышения защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров). С докладами по законопроектам выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь – заместитель Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Алексей Серко. Содоклады – заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. Вопросы выступающим задали депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Олег Нилов, Елена Драпеко, Яна Лантратова, Николай Бурляев.
Олег Нилов:
- Алексей Михайлович, вот скажите, это мы предоставляем право ведомствам, предприятиям иметь частную или ведомственную охрану или это обязанность становится? И самый главный вопрос – когда сотни тысяч населённых пунктов в России получат хоть какой-то вид пожарной охраны: частной, ведомственной, муниципальной. Вот есть такое намерение, чтобы это было не только правом, но и обязанностью, чтобы в каждом населённом пункте была машина, а статус уже пусть будет разный, но вот это решение когда мы услышим и увидим его реализацию? Спасибо.
Алексей Серко:
- Спасибо большое за вопрос, Олег Анатольевич.
Во-первых, мы присваиваем право и, соответственно, принимается решение, какая будет охрана, ещё раз говорю – это право, а по обязанности… но у нас нет практически неприкрытых населённых пунктов. То есть на всей территории России так или иначе все населённые пункты обеспечены прикрытием пожарной составляющей.
Да, есть труднодосягаемые местности, в частности, вы помните пожар в Дагестане, где в горах там полсела выгорело. Но там была проблема не в пожарных, там была проблема в доставке воды: воды просто не было, тушить нечем. Ну вот. И, соответственно, да, действительно, есть другие труднодосягаемые населённые пункты и мы не успеваем за 20 минут прибыть в этот пункт, потому что не везде есть. Но опять же право создавать муниципальную пожарную охрану есть у всех населённых пунктов.
Плюс есть добровольная пожарная охрана, и мы этот вид охраны очень сильно развиваем. То есть мы призываем всех создавать добровольную пожарную охрану на местах. Более того, федеральная составляющая – передают машины, да, это не новые машины, но это эксплуатируемые, действующие, ездящие машины. Пусть они уже много прошли, но ими спокойно можно потушить небольшой пожар, если он только возникает. И мы готовы предоставить, я думаю, в каждое село пожарную машину, если это каждое село захочет создать добровольную пожарную охрану. Вопрос только опять же в мощностях нашей с вами промышленности. Сможет ли она обеспечить таким количеством пожарных машин всю территорию России и все населённые пункты. И опять же у нас в сёлах, извините, два-три человека, они не в состоянии иногда создать пожарную охрану, никакую.
Есть очень много населённых пунктов – это дачные участки. Соответственно, там люди живут только летом, а так они стоят пустые, только один охранник обходит населённый пункт. Соответственно, если там что-то случается, мы тоже реагируем, приезжаем, но говорить о содержании там пожарного гарнизона и содержать там пожарную охрану, как минимум, это не эффективно экономически, потому что это дачные участки или села, где люди приезжают и живут только летом – таких очень немного населённых пунктов.
А обязанности у нас есть, и мы выполняем, на сегодняшний день у нас неприкрытых населённых пунктов практически нет.
Спасибо.
Елена Драпеко:
- Уважаемый Алексей Михайлович, я хочу в развитие того, о чём говорил Юрий Николаевич Швыткин, выступить. Значит, дело идёт о том, что ваши взаимодействия с региональными властями по пожаротушению лесов, допустим, были связаны с оплатой регионами услуг вашей авиации. Я наткнулась на ситуацию, когда экипаж прилетел в пятницу утром, а пожар начали тушить к вечеру понедельника, потому что первый банковский день был понедельник (в субботу и в воскресенье банки не работали) и, пока деньги не пришли на счёт центральной вашей пожарной власти, экипаж не взлетал пожар тушить.
Поэтому я бы обратила ваше внимание на вот эту систему. Потому что это касается не законодательства, а внутренних финансовых взаимоотношений.
Как бы вы могли прокомментировать такую ситуацию?
Алексей Серко:
- Спасибо за вопрос, Елена Григорьевна.
Во-первых, я вас очень попрошу мне передать, где это было, потому что для меня это недопустимая вещь. Я сам неоднократно, хотя это не является... всё-таки я статс-секретарь, веду законопроектную работу, тем не менее мы постоянно взаимодействуем и участвуем во всех тушениях пожаров. Это касается всех заместителей.
Так вот, у нас единственное ограничение, мы не можем приступить к тушению пожара, если нет заявки. Если нет заявки, а самолёт прилетел и начать тушить, это нецелевое использование денег, это Уголовный кодекс, это статья. Соответственно, с лесными пожарами у нас чётко определено в законодательстве, кто за них отвечает и кто их тушит. Мы привлекаемся и активно участвуем в тушении пожаров.
Скорее всего, вопрос не в первом банковском дне. Достаточно получить от местных властей... от Минприроды заявку на тушение пожара, и наши уже прилетают и приступают тушить. Вопрос же не в самой оплате, когда деньги упадут, а в том, чтобы у нас была заявка, и там должно быть написано, что оплату мы гарантируем. И вот на моей памяти не было таких исключений. Сразу, как только появляется заявка на тушение, мы приступаем к тушению пожара. Иногда даже мы сами настаиваем. Вот лично я (не хочу называть регион, но...) разговаривал с полномочным представителем Президента.
Потому что мы сутки ждали, когда губернатор или врио губернатора нам даст заявку. То есть у нас борт прилетел, а заявки нет. И мы не могли приступать, пока полномочного представителя Президента не подключили, мы не могли начать тушить пожар по одной простой причине, говорю, нет заявки. Но это не касается оплаты и тем более банковских дней. Если вы мне дадите, я вам обещаю разобраться и доложить по этому вопросу, потому что это нонсенс, мне такие факты неизвестны.
Спасибо.
Яна Лантратова:
- Уважаемые коллеги, мы законопроектом вводим выплаты для иностранных граждан в случае чрезвычайной ситуации. Это правильное и нужное решение. Однако с 2009 года эти выплаты для наших граждан не индексировались, и выплаты бывают небольшие, иногда и 10 тысяч рублей. Скажите, пожалуйста, планируется ли их индексация, и какая позиция министерства по данному вопросу? Спасибо.
Алексей Серко:
- Спасибо за вопрос. Это зависит от тех договоров, которые будут заключены. То есть, если в договоре будет прописана индексация, то будет индексация, если это не будет прописано, а будут чётко установленные размеры, то это будут чётко установленные размеры. Я вам сказать этого не могу, потому что это отвечает Министерство иностранных дел, то есть те, кто будут заключать данные договоры.
Николай Бурляев:
- Александр Дмитриевич (Жуков, Первый Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.) и Алексей Михайлович, у меня вроде бы не по теме сейчас будет к вам обращение. Я поддерживаю этот закон однозначно, но у вас был создан в МЧС России при министре Пучкове Институт культуры МЧС России, который действовал четыре года и сделал очень многое, за что были благодарны сотрудники МЧС. Сейчас уничтожено, так сказать, это ведомство. Думаете ли вы заниматься культурой, поскольку в указе Президента об основах государственной культурной политики и в стратегии прописано, что все силовые ведомства должны заниматься вопросами культуры? Спасибо.
Алексей Серко:
- Спасибо за вопрос. Да, я вспоминаю, когда мы пришли работать в МЧС с Сергеем Николаевичем Зиничевым, то при проверке была проанализирована вся административно-хозяйственная деятельность МЧС России и было выявлено огромное количество нарушений, которые были в МЧС России. И далее у нас был шквал уголовных дел, в том числе одно из уголовных дело было в отношении института культуры. Скажу так, не знаю, чем закончился в правоохранительных органах вопрос, но мы оптимизировали все структурные подразделения, все наши дочерние предприятия, всё, что у нас есть, и всё было направлено Евгением Николаевичем Зиничевым только на одно – на спасение людей, тушение пожаров и эффективное развитие МЧС России. Культурой мы занимаемся очень активно. Я предлагаю всем депутатам Государственной Думы выйти на наш сайт и посмотреть, сколько мероприятий у нас проводится. Вот совсем недавно, 3 декабря будет "Созвездие мужества", где мы будем вручать наши призы лучшим представителям нашей профессии.
У нас недавно был смотр конкурса пожарных и спасателей, да, мы награждали и вручали премии. У нас такие песни пишут, у нас такие мероприятия проводятся, что не каждый институт культуры такие вещи ставит.
Поэтому сама работа пожарных и развитие культуры у наших сотрудников, я считаю, на высоте, мы это продолжаем, у нас есть академия, у нас есть университет, который также участвует: там и самодеятельность, и обучение.
Я был сам удивлен, у нас в каждом высшем учебном заведении есть группы, где учатся балету, учатся танцам, учатся хореографии. То есть в пожарных частях у нас наши пожарные пишут песни, я говорю, сами ставят спектакли, то есть, если считаете, что этого недостаточно, мы готовы прислушаться, готовы прислушаться, но создавать специально отдельный какой-то институт, это же не по профилю, мы занимаемся немножко другим.
Спасибо.