Федот Тумусов, Дмитрий Ионин и Олег Шеин о минимальной зарплате отдельных категорий медицинского персонала
см. также ↓19 января Государственная Дума рассмотрела и большинством голосов отклонила проект федерального закона № 898575-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала". Законопроект представил заместитель руководителя фракции, первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Федот Тумусов. В качестве содокладчика выступила заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова. Вопросы задали Олег Шеин и Дмитрий Ионин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Шеин.
Федот Тумусов:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя Госдумы – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся установления минимальной заработной платы для отдельных категорий медицинского персонала".
Проект закона подписан группой депутатов фракции во главе с Сергеем Михайловичем Мироновым. Суть законопроекта заключается в законодательном установлении таких правил, когда размер заработной платы, выплачиваемой врачам, не должен быть ниже размера средней заработной платы в регионе, там, где работают медицинские работники.
Этим самым мы решаем две задачи. Во-первых, закрепляем в законе известное положение, вытекающее из указа Президента Российской Федерации.
Во-вторых, законодательно устраняем существующую повсеместно практику, когда основную заработную плату медицинских работников, врачей путают с общей заработной платой врачей, которая начисляется с учётом всех совмещений, всех переработок. Мы считаем, что это вопиющая несправедливость. Средняя заработная плата должна считаться как от основной заработной платы.
Пандемия коронавируса, которая сейчас бушует во всём мире, выявила все системные недостатки здравоохранения и медицины не только в нашей стране, но и во всём мире. В то же время она показала весь героизм, преданность своему делу и профессионализм наших врачей и всех медицинских работников.
Мы считаем, что труд врачей должен быть достойно оценён и справедливо вознагражден. Законопроектом предлагается установить ограничения минимальной заработной платы врачей, в функцию которых входит оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому, при вызове медицинского работника, на уровне размера средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
С этой целью в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации предлагается внести отдельную новую статью 350.1. В ней устанавливается ограничение минимальной заработной платы указанной категории врачей, а также закрепляется норма Указа Президента Российской Федерации номер 597 от 7 мая 2012 года о средней заработной плате работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное образование, обеспечивающее предоставление медицинских услуг, которая должна составлять не менее 200% от средней заработной платы соответствующего региона.
Также законопроектом вносится сопутствующее изменение в статью 133.1 и 144 Трудового кодекса Российской Федерации с целью устранения возможных правовых коллизий.
Данный законопроект направлен на изменение баланса, составляющего оплату труда отдельных категорий медицинских работников, поэтому его реализация, мы считаем, не должна привести к увеличению объёма финансирования здравоохранения в целом.
Уважаемые коллеги, принята, с этого года начинает работать программа модернизации первичного звена здравоохранения. Главное, она начала реализовываться. Но самое главное – это люди, это профессионалы своего дела – врачи, фельдшеры, медицинские сестры, которые работают в первичном звене здравоохранения. Но, к великому сожалению, дефицит медицинских работников особенно выражен именно в первичном звене здравоохранения.
Одна из главных причин – это, конечно, низкие заработные платы. Так, базовый оклад у врачей составляет 12-35 тыс. рублей, а у медицинских сестёр – это 10-20 тыс. рублей. Это усугубляется постоянными переработками, избыточными невыполнимыми требованиями, излишними проверками и потребительским экстремизмом. Всё это является одной из главных причин дефицита кадров в отрасли.
В первичном звене здравоохранения врачей в 1,5 раза меньше необходимого, это где-то 36 тысяч человек. Средних медицинских работников не хватает, в 1,8 раза меньше, чем норматив, а это 66 тыс. человек. В том числе фельдшеров в 1,9 раза меньше, а это примерно 20 тыс. человек.
Если мы с вами примем предлагаемый законопроект, то произойдёт коренной перелом в деле оплаты труда медицинских работников, и все мы с вами внесём огромный вклад в дело улучшения здравоохранения в целом в нашей стране.
Просим поддержать наш законопроект. Спасибо.
Олег Шеин:
У меня вопрос будет комитету. Как вы находите, если мы с вами не реформируем систему оплаты труда, то каким образом убрать историю с незаполнением вакансий, уже имеющихся в системе здравоохранения? То есть, очевидно, существующая система заработной платы, которую предлагается сохранить в качестве константы, даже при всех тех надбавках, которые вроде были в ушедшем 2020 году, не мотивирует людей, имеющих образование, профильные навыки, специализацию, работать в государственной системе. Вот какие меры вы лично предлагаете?
Валентина Кабанова:
Уважаемый Олег Васильевич, мне странно слышать, вы также являетесь членом комитета, где мы вместе с вами работаем, если у вас есть конкретные предложения, вы можете их внести, мы будем использовать вместе в работе комитета и вносить в новые законопроекты.
Дмитрий Ионин:
Законопроект был внесён более полутора лет назад и, очевидно, не учитывал той пандемии, которая нас настигла, но она ещё больше выявила то, о чём сейчас Олег Васильевич сказал, это кадровый голод, то есть люди не хотят идти на нищенские заработные платы, в том числе, на должность участковых врачей, врачей скорой помощи и так далее, и тому подобное.
Комитет говорит, что наш законопроект не устраняет разницу в оплате труда по регионам, и это главное замечание к нам, почему не стоит принимать данный законопроект. Ещё раз скажу, законопроекту почти два года. Почему комитет за эти два года не предложил решение этой проблемы, если вы её обозначаете как ключевую сегодня с трибуны, отклоняя наш законопроект и хоть какую-то нашу попытку увеличить оплату труда данным категориям медицинских работников?
Валентина Кабанова:
Данный законопроект был два года назад разработан, но когда комитет его рассматривал, он примерно рассматривался параллельно с законопроектом, внесённым Правительством Российской Федерации. И действительно, если бы он был раньше внесён, когда мы его рассматривали, могли бы быть учтены те особенности, о которых сегодня вы говорите. Но действительно, это не самая главная, но одна из главных причин того, что сегодня и дефицит работников медицинских у нас имеется в здравоохранении в отдельных регионах, и, самое главное, несправедливый подход к оплате труда, за равный труд должна быть достойная равная заработная плата.
Выступление от фракции Олега Шеина:
Ушедший 2020 год был годом пандемии, и в нашей стране очень много говорилось о том, какой героический, на самом деле героический, труд осуществляют работники системы здравоохранения. И прошедший год был годом очень больших и системных процессов в медицине. Но при этом за всеми этими мантрами с благодарностью врачам никакого реального, коренного изменения по заработной плате не последовало.
Институт организации и информатизации при Минздраве Российской Федерации по итогам прошлого года сообщил, что заработная плата в российской медицине выросла на 10%, а если мы убираем инфляцию, то фактически только на 5% в условиях пандемии.
И, естественно, вполне логично, что в российском здравоохранении есть большое количество незанятых вакансий, потому что люди не хотят работать за небольшие деньги в условиях крайне высокой степени интенсивности.
По официальным данным, у нас порядка 15% незанятых вакансий есть только по терапевтам. А те, кто работают, работают действительно на износ, работают на полторы, две ставки. Скажем, в астраханской системе скорой медицинской помощи в среднем один человек работает на 1,6 ставки. Это ни для кого не является секретом.
Причина, бесспорно, заключается в системном недофинансировании медицины. Да, здесь вот спрашивали, а как же так, неужели надо поднять? Да, надо поднять налоги для российской олигархии, крупного капитала.
В Марокко доля затрат на здравоохранение – 6% к национальной экономике, в России – 3,5%. В Китае – 8%, во Франции – 12%.
То есть российская медицина системно, постоянно, год за годом недофинансируется под соусом так называемого перехода на страховые принципы. И вот те цифры, которые здесь были на экране, что в среднем российский врач получает 90 тыс., а российская санитарка – 40 тыс., все прекрасно понимают, что реально они столько не получают.
Более того, по прошлому году было полно случаев, где Минздрав сказал – это нормально, когда часть врачей распустили по домам, когда больницы переоборудовали под госпитали и отправили по домам на две трети от окладов и люди сидели месяцами у себя дома, получая по 10 тыс. рублей в месяц и это у нас считается нормально.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла вполне конкретный законопроект о том, чтобы фактически ставка первого разряда была приравнена к средней заработной плате по региону. Но этот законопроект сегодня здесь парламентским большинством отвергается.
Я задавал вопрос. А вы что тут предлагаете? Выяснилось – ничего. То есть, фактически отталкиваясь от законопроекта "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и отклоняя его, "Единая Россия" предлагает оставить то, что есть. Когда система здравоохранения недофинансируется, врачи получают ерунду, заработная плата фактически не выросла, а те, кто трудится, работают на 1,5-2 ставки, естественно, это отражается не только на врачах, но и на людях, кто в больницы обращается.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" рассчитывает на то, что летом этого года российские бюджетники оценят по достоинству подходы разных парламентских партий к теме заработной платы в Российской Федерации. Спасибо.