Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" (в части совершенствования налогового мониторинга и отдельных вопросов налогообложения). О том, как теперь будут взаимодействовать налоговые органы с представителями бизнеса при осуществлении налогового контроля, рассказал соавтор законопроекта – первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
Данный законопроект, в котором я являюсь соавтором, разработан депутатами нашего комитета для того? чтобы реализовать мероприятия Концепции развития и функционирования в России системы налогового мониторинга. Концепция утверждена в начале этого года Правительством России. А предложенные нами и принятые сегодня изменения в Налоговом Кодексе РФ позволят снизить издержки налогоплательщиков, расширить применение эффективной формы налогового контроля.
Пороговые значения по совокупным суммам уплаченных налогов снижены с 300 до 100 млн рублей, а по суммам доходов и стоимости активов с трех до одного млрд рублей. При расчете совокупных сумм исчисленных налогов теперь можно учитывать НДФЛ и страховые взносы. Кроме того, на два месяца продлен срок, в течение которого организация может подать заявление о проведении налогового мониторинга.
Благодаря этому налоговым мониторингом в России теперь будут охвачены не только крупные, но и средние компании.
Внесенными в законодательство изменениями предусмотрен отказ от налоговых проверок в целях обеспечения непрерывности мониторинга. Кроме того, в рамках мониторинга налоговые органы будут контролировать заявленные к возмещению суммы НДС и акцизов.
Дорабатывая законопроект ко второму чтению, мы внесли ряд уточнений, которые упростят и расширят информационное взаимодействие организаций с налоговыми органами.
В частности, в рамках статьи 93.1 НК РФ теперь четко прописано, что документы, ранее представленные в налоговый орган в электронной форме и заверенные усиленной квалифицированной подписью организации, не могут быть истребованы повторно. А с 2024 года все требуемые в рамках налогового мониторинга документы можно будет представлять только через информационные системы организации. Эти меры позволят избавить налогоплательщиков от бюрократической волокиты.
Кроме того, внесены дополнительные поправки в налоговое законодательство, не связанные напрямую с мониторингом.
Для патентной системы налогообложения расширяется понятие стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. В него включаются не только рынки, ярмарки, киоски, но и "другие аналогичные объекты". То есть применяется такое же понятие, которое до сих пор действовало для плательщиков ЕНВД.
Уточняются особенности применения "нулевой ставки" по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями российских и иностранных компаний. Четко прописывается, для каких налогоплательщиков срок нахождения этих ценных бумаг в собственности определяется с даты приобретения акций реорганизованной организацией, а для каких – с даты приобретения акций самим плательщиком. Эти нормы законодательства будут применяться с налогового периода 2020 года.
В целом все эти изменения в законодательстве улучшают положение российских налогоплательщиков, делают менее обременительным для них выполнение обязанностей по уплате налогов.