Александр Ремезков о межбюджетных отношениях между федеральным центром и субъектами
см. также ↓Госдума 23 июня приняла в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ". О том, как эти поправки изменят межбюджетные отношения федерального центра и субъектов Федерации, что произойдет с Фондом развития и Фондом национального благосостояния, рассказал первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не раз выступала с инициативой о том, чтобы все изменения в законодательстве, способные повлиять на наполнение доходной части бюджетов, принимались до то того, как проекты законов о бюджетах начинают рассматривать в федеральном и региональном парламентах.
И, наконец, к нашим предложениям прислушались. Предложенными Правительством изменениями в БК РФ устанавливается предельный срок принятия федеральных законов, вносящих поправки в бюджетное и налоговое законодательство 1 октября текущего года, то есть до дня внесения в Госдуму РФ проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так что у региональных парламентов появится время для того, чтобы учесть все изменения при формировании доходной части бюджетов субъектов РФ.
В связи с тем, что с начала этого года в стране вступили в силу новые ставки акцизов на виноматериалы, меняется механизм перераспределения доходов бюджета. До сих пор сумму акцизов распределяли поровну между федеральным и региональными бюджетами. Теперь предлагается установить дифференцированные нормативы распределения региональной доли акцизов на средние дистилляты суммы поступлений акцизов в бюджеты регионов будут зачисляться пропорционально объемам реализации подакцизной продукции в тех или иных субъектах. А акцизы на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло теперь будут полностью зачисляться в бюджеты регионов.
Внесено изменение в статью 241 Бюджетного кодекса РФ, которое позволит участникам бюджетного процесса при исполнении договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости направлять средства на эскроу-счета в уполномоченных банках. Предоставляя такое право региональным и муниципальным властям, мы снимаем имеющиеся на сегодняшний день ограничения в их работе по расселению людей из ветхого и аварийного жилья, предоставлению жилых помещений льготным категориям граждан.
Это важное и своевременное решение, поскольку по данным Единого ресурса застройщиков, уровень проникновения эскроу-счетов в различных населенных пунктах сегодня составляет 26-33%. То есть уже около трети всех строек в России ведется с использованием эскроу-счетов, применение которых в жилищном строительстве регламентирует закон, вступивший в силу с июля прошлого года.
Регионам проще станет поддерживать и общественные инициативы – предусматривается возможность заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям на срок, превышающий период бюджетного планирования.
На федеральном уровне также принят ряд важных решений.
В Бюджетном кодексе появляются новые основаниями для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о бюджете.
Речь идет о перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию гособоронзаказа в соответствии с федеральными законами, решениями Президента и Правительства РФ, решениями госзаказчиков, а также на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд главными распорядителями средств федерального бюджета при осуществлении централизованной закупки.
Из Бюджетного кодекса исключены ранее принятые положения о Фонде развития, который планировалось сформировать в составе федерального бюджета на период до 2024 года для реализации национальных целей.
На наш взгляд, это разумное решение, поскольку, по данным Счетной палаты, предусмотренные расходы за счет средств Фонда развития не были классифицированы, а мониторинг и контроль за их использованием затруднен. Очевидно, что расходовать средства федерального бюджета в общем объеме 3,5 трлн руб. до 2024 года без надлежащего контроля совершенно недопустимо.
Наконец, принято решение использовать "кубышку" Фонда национального благосостояния для сохранения финансовой устойчивости сбалансированности бюджетов.
Правительству России предоставляется право использовать средства ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета сверх объема, предусмотренного на указанные цели федеральным законом о федеральном бюджете, в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня. При этом, исключается возможность увеличения общего объема расходов федерального бюджета на сумму уменьшения доходов от управления средствами ФНБ в целях приведения в соответствие с расчетом предельного объема расходов, установленного БК РФ.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержала решение Комитета по бюджету и налогам исключить из текста законопроекта во втором чтении два положения, реализация которых может привести к снижению парламентского контроля.
Авторы законопроекта предлагали увеличить с 1,5 млрд руб. до трех млрд руб. порог стоимости инвестобъектов, которые включаются в ФАИП по решениям Правительства РФ. Мы считаем, что такие "включения" без обсуждения в рамках рассмотрения проекта бюджета не только снизят контроль со стороны Госдумы за формированием федеральных адресных инвестиционных программ, но и усугубят уже имеющиеся серьезные проблемы с исполнением этих программ.
Правительство предложило установить в БК РФ на постоянной основе "рамочную" норму бюджета 2020 года, которая дает возможность использования средств ФНБ без законодательных ограничений. Мы не поддерживаем такое решение, поскольку считаем, что это ослабит парламентский контроль за использованием средств ФНБ и приведет снижению эффективности "бюджетного правила".
В целом, предложенные данным законопроектом изменения в БК РФ позволят скорректировать бюджетное законодательство в пользу российских регионов и сохранить устойчивость всей бюджетной системы.