9 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 814739-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос и выступил Валерий Гартунг.
Вопрос:
К Алексею Игоревичу (Бутовецкий, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – Прим. ред.) у меня вопрос.
Скажите, пожалуйста, кадастровая оценка в целях налогообложения применяется уже шестой год, что мешало Правительству в течение пяти лет принять такое решение и внести такой проект закона?
Мы с этой трибуны много раз просили вас об этом. Почему каждый раз требуется указание Президента? Это первый вопрос.
И второй. Правильно ли я понял, что есть судебные решения, которые вступили в законную силу до принятия этого закона, которые уменьшают кадастровую стоимость участков, а есть такие решения, которые уменьшают её в 100 раз, на эти участки будет с момента установления кадастровой стоимости применяться норма закона или нет?
Спасибо.
Алексей Бутовецкий:
Да, спасибо.
По первому вопросу всё-таки я повторюсь, что первое законодательное решение было принято в июле 2016 года. Почему сразу не были предложены механизмы, которые мы предлагаем сейчас? Потому что это был абсолютно новый закон, с новыми полномочиями регионов.
И явно к такому подходу, который сейчас, в то время система не была готова, поэтому, естественно, мы не могли предлагать такие решения, которые не были бы реализованы.
Поэтому сейчас мы видим, что становление системы всё-таки прошло, государственные бюджетные учреждения работают – это, подчеркну, их ежедневная работа профессиональная в отличие от независимых оценщиков, которые ранее просто по государственным контрактам эту работу выполняли.
Поэтому всё-таки я, когда докладывал, сказал, что это следующий эволюционный шаг. Именно сейчас мы видим, что система готова для внедрения новых механизмов, которые позволят достичь справедливой рыночной стоимости.
И по поводу решений суда, там у нас вносятся изменения в действующий закон 237. Если установлена кадастровая стоимость решением суда, то, соответственно, это будет с момента вступления в силу этого решения. Если же суд указал, что стоимость должна применяться ретроспективно, например, с начала налогового периода, соответственно, она будет применяться так, как будет указано в этом судебном решении.
Спасибо.
Выступление Валерия Гартунга:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, наша фракция поддерживает принятие этого законопроекта, мы проголосуем за. Мы очень сожалеем о том, что так поздно этот законопроект внесен Правительством. Мы с этой трибуны многократно приводили примеры, какой беспредел творится у нас в применении кадастровой оценки, когда судебные решения выносятся, уменьшающие кадастровую оценку в 100 раз, то есть приводя ее к рыночной.
Самое интересное, что эти судебные решения применялись до следующей оценки, и новая оценка проводилась, а она проводится, как мы знаем, не реже, чем раз в пять лет. Пока в течение двух, трех, четырех лет владелец участка судится, получает решение суда, подходит срок установления новой кадастровой оценки, и она вновь устанавливается, не учитывая судебное решение. Я подчеркиваю, обращаю ваше внимание. Это сложившаяся практика.
Здесь же вы пишете о том, что если есть решение о снижении кадастровой оценки, то оно должно применяться с момента первичного внесения в реестр недвижимости кадастровой оценки. То есть с самого начала. Но это не стыкуется с правоприменительной практикой, которая сейчас применяется. Поэтому я обращаю ваше внимание, во втором чтении надо бы отработать это.
Дело в том, что мы приветствуем нормы, что если установлена ошибка, то все последствия этой ошибки должны быть устранены. И за это гражданин или собственник участка платить не должен. Мы с этим согласны. Но дело в том, что пока это не так. Даже судебные решения не учитывались при повторном установлении кадастровой оценки. Это практика.
Поэтому хотелось бы, чтобы у нас норма закона действовала прямо и потом правоприменительная практика ее не искажала.
Поэтому мы, конечно, приветствуем принятие этого законопроекта, но иллюзий не испытываем, потому что у нас правоприменительная практика очень часто так искажает применение законов, что мы потом поражаемся, что же, собственно говоря, мы здесь написали.
Поэтому, конечно, есть у нас возможность во втором чтении всё еще доработать, но обращаю ваше внимание, потому что все-таки устанавливать кадастровую стоимость будут бюджетные учреждения в интересах бюджета.
Поэтому, я думаю, что одной персональной ответственностью, и в том числе снятием с должности здесь не обойтись, нужно еще и компенсировать потери правообладателям.
Спасибо.