Чем ближе замечательный юбилей 75-летие Великой Победы советского народа над фашизмом, тем больше приходит в адрес СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ писем и обращений граждан на тему воспитания молодежи и юношества на славных подвигах и традициях военного поколения. Многие испытывают потребность поделиться своими размышлениями о том, как нам в нынешних условиях растить настоящих патриотов Отечества, как со школьных лет доносить до ума и сердец наших детей и внуков осознание величия народного Подвига, свершенного в годы Великой Отечественной войны, как вырабатывать у них чувство гордости за то, что совершили в свое время фронтовики и труженики тыла, чувство верности славным традициям, завещанных нам нашими предками.
Мы считаем, что в рамках нашего партийного проекта "75 лет под Знаменем Победы" было бы полезно повести разговор обо всем этом, и в том числе о реальном опыте героико-патриотического воспитания. Сегодня мы публикуем статью учителя математики из Санкт-Петербурга Владимира Ефимовича Двоскина "Возвращение гордого слова "патриот". Надеемся, что она вызовет интерес у читателей, а у кого-то, возможно, вызовет желание продолжить заданную тему.
Пришло время, когда общество всерьёз задумалось о патриотическом воспитании молодёжи и, оглядываясь назад, видит и осознаёт свои ошибки. Мы уже имеем, по крайней мере, одно потерянное поколение. В начале 90-х годов прошлого века гордое слово "патриот" стало язвительно-насмешливым, а потом и вовсе ругательным. Это были страшные для страны годы, особенно в моральном плане. Новая социально-экономическая реальность, связанная со сменой в обществе традиционных устоев, девальвация ценностей, отсутствие со стороны государства идеологии или хотя бы программ нравственного воспитания молодёжи объективно ослабили связи между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной. Именно это время породило у молодёжи бездуховность и цинизм. Понятия "Родина", "патриотизм", "Отечество" ушли на второй план и мало что для неё значили. После открытия архивов и правды о страшных страницах нашей истории ещё труднее стало объяснять молодым, почему они должны любить свою Родину, гордиться ею. По-разному можно относиться к детским организациям, существовавшим при социализме, разгромленным во времена краха СССР, по-разному оценивать их деятельность. Но то, что и октябрятская, и пионерская, и комсомольская организации воспитывали в детях патриотизм, гордость за своё Отечество, этого не отрицают даже наши враги. Эти организации давали молодёжи стержень жизни, духовность то, без чего жизнь лишается главного. Горько и обидно нам, выросшим в СССР, впитавшим в себя героику лет юности и молодости, смотреть на то, что стало с душами наших детей и внуков. Последние годы на самом высоком уровне поднимаются вопросы нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Решать эти вопросы придётся школе. То, что я пытался сделать в годы безвременья, это "заразить" детей своим патриотизмом, передать им то, что всегда было для меня свято.
В жизни любого ленинградца петербуржца есть две святые даты, два Дня Победы: День Победы 9 Мая 1945 года и День Победы Ленинграда 27 января 1944 года, когда была окончательно снята блокада Ленинграда. Эти даты очень важны. Именно в эти дни активно преподносится информация о Великой Отечественной войне по телевизору, по радио, в интернете. Но меньше остаётся живых свидетелей того лихолетья, творцов той истории, от которых можно узнать не такие официальные, но очень дорогие каждому факты истории. Наша стремительная жизнь не оставляет часов, даже минут для семейных воспоминаний. А ведь им цены нет!
Каждый год отдаляет нас от этих священных дат. Время неумолимо стирает остроту переживаний горя тех дней и радости Победы, и я с горечью замечаю, что кажущаяся отдалённость тех событий рождает в сердцах, особенно детских, безразличие и равнодушие: знания, не наполненные личным отношением, не прожитые душой мертвы! Возникает вопрос как исправить явное противоречие: для старшего поколения День Победы это праздник со слезами на глазах боль, страдания, радость; для молодых просто исторический факт, только праздник, выходной день. Надо попытаться перекинуть мостик между поколениями, связать знания и чувства, историю страны с историей каждой, отдельно взятой семьи, найти то, что будет близко и дорого всем поколениям.
В своём отношении к войне и блокаде общество разделились: есть те, кто помнит, изучает, сохраняет и передаёт историю следующим поколениям. Среди них люди не только старшего поколения, но и молодёжь. Это радует. Благодаря этому не прерывается связь поколений. Но есть и те, кто забыл или забывает, считая, что не надо ворошить прошлое. Результат самые смутные представления молодых петербуржцев о том героическом времени. События войны и блокады могут скоро стать предметом изучения только историков. Да, дети изучают историю. Даты и факты они в избытке узнают на уроках. Но мало "проходить" историю, особенно тему войны. Знания, не наполненные личным отношением, сопереживанием, не прожитые душой, мертвы! Ребята должны понять, почему своей Родиной можно и нужно гордиться!
Время идёт, уходят живые свидетели этой истории, но ПАМЯТЬ уходить не должна! Мы потомки тех, кто погиб или выстоял, но не отдал свою Родину! Мы потомки тех, кто жил и умирал в блокадном Ленинграде от голода, холода и бомбёжек, но не пустил врага в родной город! А то, что стало потом, должно быть достойно того, что было.
Встречаясь со своими выпускниками разных лет, я понимаю, что всё в этой жизни было не зря! Не зря были наши постановки и спектакли, репетиции до позднего вечера и споры до хрипоты: как это надо сказать, спеть, станцевать, наши поездки по кольцу обороны, к памятным блокадным местам, в музей обороны Ленинграда, ежегодные возложения цветов на Пискарёвском мемориальном кладбище мои ученики выросли настоящими патриотами! Осознать и оценить всё, что сделано за годы, меня побудил конкурс "История Великой Победы в истории семьи" и прошедший недавно на российском телеканале фильм "Уроки истории. Блокада Ленинграда". В фильме показано "перерождение" детской души и осознание старшеклассниками за 45 минут урока важнейших исторических фактов истории Родины. Выглядело это смешно, пародийно. Такими постановочными роликами мы хотим вырастить патриотов?! Не получится! За один урок в четырёх стенах классного помещения этого не сделать! Нужен ежедневный кропотливый труд вместе с детьми и не на уроках патриотизма, которые пытаются ввести в программу, а каждый день, каждый час. Дети должны прикоснуться к истории сердцем. Патриотами не рождаются!
Именно поэтому я, учитель математики, занимался с ребятами постановкой патриотических спектаклей. За последние годы мы показали спектакли: "Память", "Ленинградский метроном", "Мы помним" и др., которые посмотрели тысячи учащихся и ветеранов. Чтобы достичь желаемого результата, ребят надо было увлечь. Вспоминаю первые собрания желающих участвовать в спектаклях. Я рассказывал идею спектакля, читал фрагменты, включал музыку, которая должна была звучать, а потом предлагал ребятам высказаться. Они бурно обсуждали сценарий, исторические события, с лёгкостью произносили слова "война", "блокада", "концлагеря", "миллионы погибших", а я с ужасом понимал, что ни одно из этих слов не затрагивает их душ. Больно было сознавать это. Тогда я начинал рассказывать то, что к спектаклю имело косвенное отношение. Рассказывал о своём деде, который чудом выжил в первую блокадную зиму, но умер от истощения, и о втором своём деде, погибшем под Сталинградом. Рассказывал об отце, который встречал рассвет 22 июня под грохот орудий и бомбёжки, не зная, что началась война, и о его сверстниках, мальчишках 1923 года рождения, ушедших на фронт через две недели после выпускных вечеров, из которых вернулись домой в 1945 лишь трое из каждых ста! Рассказывал о 12-13-летних подростках, по две смены работавших на заводах в блокадном Ленинграде, падавших без сил от голода прямо у станков. Рассказал об учительнице нашей школы, родившейся в концлагере Освенцим, предложил ребятам представить хотя бы месяц жизни этого ребёнка. Я читал стихи К. Симонова, Р. Гамзатова, Р. Рождественского, М. Румянцевой, которые должны были звучать в спектаклях, читал так, как читать мог сын фронтовика, душой прикоснувшийся к этой войне. По звенящей тишине, стоявшей в классе, я понимал: то, о чём говорил, доходит до ребячьих сердец. Когда я закончил, в классе по-прежнему стояла тишина. Было непонятно, кто и как сможет её прервать. Нарушил детский голос: "Владимир Ефимович, прочитайте, пожалуйста, ещё раз "Реквием". "Да, да, прочитайте!" подхватили все. Я не мог читать эти стихи без слёз, но прочитал ещё раз. Глядя в их глаза, я понял у нас всё получится.
Следующие дни ребята приносили в школу фронтовые фотографии, личные вещи и даже письма своих родных. Приносили ребята из разных классов, даже те, кто не присутствовал на обсуждении. Так у нас появились первые декорации: полевая сумка, котелок, каска, найденная на Невском пятачке. Эти "живые" реликвии мы использовали в спектаклях. Декорации ребята делали своими руками: землянку строили с таким старанием и тщательностью, будто им предстояло в ней жить. Одна из моих выпускниц сшила знамя со словами "За нашу Советскую Родину!" Другая группа ребят делала презентации из тысяч кадров хроники военных лет, записала для спектаклей голос Ю. Левитана, а среди старшеклассников нашли юношу, голос которого был удивительно похож на голос Левитана. Он тоже участвовал в спектакле. Потом за ним так и закрепилось имя Левитан. Работа, которую проделали дети, органично вписывалась в сценарий и существенно его дополняла. Они становились не просто участниками, а активными творцами спектаклей. Я с удовольствием корректировал сценарий по их предложениям: исключил из спектаклей фонограммы произведений, которые могли исполнить сами ребята. Так появилось "живое" исполнение "Ноктюрна" Шопена, "Пасторали" Баха, "Лунной сонаты" Бетховена. "Землянку" и "Вечер на рейде" пели под аккордеон шестиклассника. Вслушайтесь в слова, которые вписали в сценарий сами ребята: "...минута молчания самая тихая минута праздника, самая грустная минута праздника, но самая гордая минута праздника!", "Им, не вернувшимся с войны, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту память!" За три дня до спектакля пришлось менять фонограмму: девочки принесли две записи: "Адажио" Р. Ловланда и саундтрек к фильму "Список Шиндлера" Д. Вильямса. Музыка так органично вписывалась в сценарий, что готовый фрагмент спектакля пришлось менять. Всё это потребовало от выступавших больших усилий и дополнительных репетиций.
У тех, кто не выступал на сцене, работы было не меньше: костюмы, свет, звук всё, что сопровождает постановку любого спектакля. И те, кто был на сцене, и те, кто участвовал в подготовке, выразили своё личное отношение к войне и блокаде. Месяцы подготовки пролетели незаметно. Ребята уже понимали, что их прадеды не просто жили, воевали и умирали во время войны, они творили историю Родины, которой можно и нужно гордиться! Значит, они сами были причастны к этой истории, поскольку Родина у них общая.
Репетировать начинали одни дети, а завершали совсем другие. Если сначала между серьёзными словами своей роли они иногда могли прыгать и веселиться, то через неделю репетиций о таком отношении не могло быть и речи: ребята прониклись тем, что делают, и это главное. Свой эмоциональный настрой они смогли донести до зрителей ветеранов и свих одноклассников, и передать им его. Одна из зрительниц спектакля-воспоминания "Ленинградский метроном" женщина, пережившая блокаду с первого до последнего дня, после премьеры подошла ко мне и, низко поклонившись, сказала: "Миленький, спасибо тебе, какие хорошие у нас растут детки, теперь и умереть не страшно!" Я не сразу нашёл, что ответить, настолько был обескуражен её словами, но стоявшая рядом второклассница Настя участница спектакля не растерялась и сказала: "Бабушка, не умирайте, мы с Владимиром Ефимовичем ещё спектакль сделаем, приходите!" Это был момент истины: вот ради чего стоит жить и не жалеть о часах, днях и месяцах тяжёлой, напряжённой работы! Другая зрительница под впечатлением от спектакля взялась за организацию его презентации в очень популярном в нашем городе магазине-клубе "Буквоед".
Я не учил ребят патриотизму. За месяцы репетиций никто ни разу не произнёс этого слова. Но увидев своих ребят на сцене, послушав, как они говорят, как выражают танцами мои и свои мысли, я точно знал, что слова "Родина", "Отечество", "война", "Победа" звучат для них совсем по-иному, чем пару месяцев назад.
Важным этапом работы был классный час "Мы помним", посвящённый годовщине снятия блокады Ленинграда. Этот мастер-класс я провёл для учителей района. Надо было видеть лица моих семиклассников, надо было слышать, что и как они говорили! Никто не вкладывал в их уста заготовленных ответов на вопрос: "А, может быть, нам забыть про то страшное время?" Никто не заставлял ребят учить стихи О. Берггольц, Ю. Воронова, В. Шефнера, а Олю и Алесю написать свои собственные стихи о блокаде. Это был порыв! Они были патриотами! Это был наш общий вклад в дело сохранения памяти о Великой войне и героической блокаде Ленинграда, мой вклад в дело воспитания настоящих, а не лубочных ура-патриотов.
Патриотизм... Что же это за чувство? Можно ли ему научить? Человек от рождения умеет дышать, слышать, видеть, любить, но патриотом можно только стать, им не рождаются! Моё отношение к патриотизму, к войне и блокаде несколько иное, чем у молодых учителей: я родился через пять лет после окончания войны, поэтому она мне ближе. От нас детей и внуков фронтовиков зависит, чтобы эти трагические и героические страницы истории не стали для ребят просто разделами в учебнике. Ведь память это не заучивание стихов, не зазубривание биографий героев, дат сражений. Память это ты сам, глубина твоей души, твоя доброта. Память это то, что ты передашь своим детям, а они своим. Формируется патриотизм не за счет специальных предметов, где один у доски рассказывает, а остальные слушают. Правильно сказал Дмитрий Ливанов, что дети будут гордиться своей страной, гордиться её историей и своими великими предками, если будут попадать в хорошо оборудованные школы, будут видеть высокопрофессиональных учителей, которые любят их, которые гордятся своей работой. Добавлю: которых ценят и уважают в обществе, в котором они стоят на должной высоте, поскольку именно от них зависит, каким станет общество. Это будет воспитывать в детях патриотизм больше, чем любые специально придуманные уроки и предметы. Осталось только претворить эти слова в жизнь.
В 2009 году в Смольном среди десятков генералов и адмиралов мне, единственному учителю, была вручена медаль "Патриот России". Этой наградой я очень дорожу, ценю выше других своих наград. Но несправедливо было то, что учитель был только один...
Я знаю много учителей, причём молодых, которые с великим энтузиазмом занимаются патриотическим воспитанием молодёжи и заслуживают они эту высокую награду никак не меньше заслуженных генералов.
От нас, учителей, зависит гораздо больше, чем от кого-то другого, воспитание молодёжи. Мы ответственны за души молодых россиян! Мы ответственны за то, станут ли они настоящими патриотами!