О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Ремезков о введении прогрессивной шкалы НДФЛ

02 декабря 2019

 см. также ↓

На заседании Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам 2 декабря был отклонен законопроект "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц". О том, что именно предлагает изменить в налоговом законодательстве фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и как это может повлиять на экономику и жизнь граждан России, рассказал один из соавторов законопроекта – первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков:

– Руководитель нашей фракции Сергей Миронов определил этот законопроект как один из приоритетов в работе "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Введение прогрессивной шкалы подоходного налога позволит решить две важнейшие задачи. Во-первых, сократить разрыв между доходами наиболее богатых и бедных россиян и тем самым снизить уровень социальной напряженности, который сегодня достиг критической отметки. Во-вторых, решить проблему низкой покупательной способности населения, которая стала серьезным сдерживающим фактором развития экономики нашей страны.

Нашим законопроектом предлагается оставить ставку НДФЛ 13% по доходам до 24 млн руб. в год и ввести ставку 18% по доходам свыше 24 млн руб.

Работая над законопроектом, депутаты и руководитель нашей фракции учли замечания Минфина и ФНС по поводу введении прогрессивной шкалы налогообложения. По нашим расчетам, под действие новых норм закона попадет небольшая группа налогоплательщиков – чуть более двадцати тысяч человек на всю страну. Но поскольку их доходы в совокупности превышают четыре трлн руб., то по новым ставкам НДФЛ будет обеспечено поступление дополнительно 200 млрд руб. налогов. Поскольку количество налогоплательщиков невелико и речь идет о крупных финансовых потоках, которые несложно отследить, у налоговой службы не должно возникнуть проблем с собираемостью НДФЛ.

Правительство России не поддерживает наш законопроект, но сами граждане с высокими доходами не возражают против новаций. Так, глава Сбербанка Герман Греф недавно заявил в СМИ, что готов платить "налог на богатых" в размере 20-50%. Он отметил, что НДФЛ в России неизбежно должен стать прогрессивным, но в этом вопросе нужно двигаться "очень аккуратно", чтобы "нащупать границы чувствительности" и "не пересекать границы приемлемого", поскольку ничто не удерживает бизнес в пределах национальных границ.

Мы опирались на опыт большинства развитых стран и в законопроекте предусмотрели все, чтобы не "наломать дров" в этом вопросе. Даже после введения предложенной нами 18-процентной ставки НДФЛ российское налоговое законодательство останется самым лояльным в Европе. Сегодня во Франции доходы, превышающие один млн евро в год, облагаются налогом по ставке 75% – Жерар Депардье неспроста ведь стал российским гражданином и налогоплательщиком. По ставке 45% облагаются доходы, превышающие 250 тыс. евро в год в Германии и доходы, превышающие 150 тыс. фунтов стерлингов в год, в Великобритании. В других странах "налоги на богатых" еще выше: в Израиле – 57%, в Швеции – 56,6%, в Бельгии – 53,7%, в Дании – 52,2%, в Нидерландах – 52%.

Стран с плоской шкалой налогообложения в мире осталось совсем мало. Это преимущественно развивающиеся страны – Венгрия, Румыния, Монголия, а также государства, возникшие на постсоветском пространстве, – Украина, страны Прибалтики.

В России уже была прогрессивная шкала налогообложения на доходы физических лиц. Она действовала в период с 1992 года по 2000 год и ставки варьировались от 12% до 60%. В 2001 году ввели плоскую шкалу налогообложения в 13% в расчете на значительный рост уровня собираемости налогов. Но ничего подобного не произошло. И сегодня рост собираемости НДФЛ в нашей стране происходит в основном за счет граждан с невысокими зарплатами и тем самым увеличивает разрыв в доходах самых высокообеспеченных и самых малообеспеченных слоев населения.

И решать эту проблему нужно не только повышая "налоги на богатых", но и снижая "налоги на бедных". Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уже поддержала идею об освобождении от НДФЛ малообеспеченных семей. Тут тоже есть богатый зарубежный опыт. В КНР, например, решили полностью освободить от подоходного налога тех, кто зарабатывает менее девяти тыс. долларов в год, чтобы оказать поддержку наиболее бедным гражданам.

В России о введении прогрессивной ставки говорят давно и часто, но пока безрезультатно. До сих пор законопроекты, внесенные "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" и другими оппозиционными фракциями, даже не принимали к рассмотрению. Сегодня наш законопроект был рассмотрен, но отклонен на Комитете ГД РФ по бюджету и налогам.

И это при том, что большинство выдвинутых контраргументов говорят скорее в пользу скорейшего введения прогрессивной шкалы НДФЛ в России, чем наоборот. Независимо от того, каковы будут ставки походного налога, в стране нужно искоренять коррупцию, выводить экономику из тени, автоматизировать процесс подачи налоговых деклараций, чтобы сохранить и увеличить поступления в бюджет.

И в дальнейшем, на наш взгляд, необходимо корректировать налоговое законодательство так, чтобы достичь уровня децильного коэффициента 5-7. Проще говоря, добиться того, чтобы доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения России не более чем в пять-семь раз. Главой государства в число приоритетов поставлена задача по снижению уровня бедности в стране и сохранению социальной стабильности. И нам необходимы эффективные законодательные механизмы для их решения.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International