Александр Ремезков: вместо того, чтобы отдавать средства обратно в федеральный бюджет, регионы смогут вкладывать их в создание инфраструктуры
см. также ↓Принятый Госдумой России закон о федеральном бюджете на 2020 и плановый период 2021-2022 годов одобрен Советом Федерации и в ближайшее время будет подписан главой государства. О том, какую финансовую поддержку получат регионы из федерального центра и как распределены трансферты на следующий год трехсторонней комиссией по межбюджетным отношениям, рассказал один из членов этой комиссии, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, избранный от Курганской и Тюменской области депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
В принятом парламентом федеральном бюджете общая сумма межбюджетных трансфертов составляет 2,5 трлн рублей, причем 203 из 217 из этих трансфертов на 2020 год четко распределены. Это означает, что уже в декабре регионы смогут заключать контракты, не откладывая столь важный шаг на следующий год. Можно сказать, что в этом направлении сделан большой шаг вперед и бюджет на 2020-2022 годы имеет все шансы стать бюджетом поддержки регионального экономического роста.
Еще весной этого года Правительством были определены десять регионов с самой сложной социально-экономической ситуацией. В число тех, кто имеет низкие показатели по среднедушевым доходам граждан, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, по безработице и инвестициям в основной капитал, вошла и Курганская область.
Чтобы помочь отстающим субъектам Федерации выровнять свое социально-экономическое положение, было решено увеличить уровень софинансирования из федерального бюджета по субсидиям до 99%, оставив долю расходов региональных бюджетов на уровне одного процента. Для Курганской области это снижение бремени расходов особенно ощутимо, ведь ранее доля регионального бюджета была 5%. На заседании Трехсторонней комиссии мы утвердили все межбюджетные трансферты, предусмотрели перераспределение и увеличение средств по действующим и по новым направлениям. Для Курганской области на 2020 год предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 25,6 млрд рублей, при том, что в 2019 году они впервые составили 23,4 млрд рублей. Объем дотаций региону в следующем году составит 14 млрд рублей. На новых условиях софинансирования в размере 99% Курганская область получит на 2020 год 6,1 млрд рублей субсидий. То есть их объем по сравнению с 2019 годом (4,6 млрд рублей) вырастет сразу на полтора миллиарда рублей.
Для повышения финансовой обеспеченности Курганской области впервые выделены дополнительные средства. Это, во-первых, 711,2 млн рублей за достижение показателей деятельности органов власти субъекта на 2019 год. Во-вторых, это 3,4 млрд рублей на обеспечение сбалансированности бюджета на 2019 год. И в-третьих, на выравнивание бюджетной обеспеченности 12, 3 млрд рублей на 2019 год и 13,2 млрд рублей на 2020 год. Региональные власти будут сами принимать решения о том, как использовать эти средства федеральной поддержки. Кроме того, существенно увеличены средства на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы: на 2020 год предусмотрено 1,244 млрд рублей, тогда как в 2019 году было 834,6 млн рублей.
Власти Курганской области не раз обращались в парламент с просьбой помочь в решении социальных проблем региона. Наша совместная работа, в том числе мои депутатские запросы в профильные федеральные министерства и ведомства, дала хорошие результаты – в рамках федерального бюджета выделены значительные средства на строительство социальных объектов в Курганской области. Это 337,4 млн рублей в 2020 году и 442,7 млн рублей в 2021 году на строительство пяти детских садов-яслей и трех пристроек к имеющимся детским садам. И еще сотни миллионов рублей на строительство и модернизацию школ в 2020-2021 годах 368,1 млн рублей на школу на 1100 мест в Шадринске, 682,7 млн рублей – на школу на 1100 мест в селе Кетово, 473,5 млн рублей на новую школу на полторы тысячи мест в Кургане.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вносила ряд поправок ко второму чтению законопроекта о федеральном бюджете на 2020-2022 годы, а также в закон об изменениях в бюджете 2019 года, которыми предлагалось выделить дополнительные средства на обеспечение жильем детей-сирот, на компенсации пожилым людям взносов на капремонт, на переселение граждан из районов Крайнего Севера. К сожалению, парламентское большинство отклонило эти поправки. И хотя в масштабах всей страны профинансировать такие меры господдержки не удалось, Курганская область все же получит средства из федерального бюджета на решение этих социальных проблем. На предоставление жилых помещений детям-сиротам региону выделят на 2019 год 82 млн рублей, а затем на 2020-2022 годы последовательно 63, 70 и 71 млн рублей. На компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капремонт в 2019-2022 годах будет ежегодно направляться по 7-8 млн рублей. На приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, в 2020 году выделят 4 млн рублей, а в 2021-2022 годах – по 2,5 млн рублей.
Помимо этих точечных мер поддержки было принято масштабное и важное как для Курганской области, так и для всех остальных регионов решение, которое поможет снизить долговую нагрузку и создать лучшие условия для реализации инвестпроектов. Федеральный центр изменил график погашения бюджетных кредитов регионами.
В прошлом году было принято решение о том, что два года субъекты РФ платят по 5% своей задолженности, в 2020 году – 10%, а потом четыре года – по 20%.
Теперь решено, что в 2020–2024 годах, то есть в период реализации нацпроектов, регионы будут платить ежегодно только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам. Высвободившиеся средства они должны направить на реализацию на своих территориях инвестиционных проектов в 2025–2029 годах. По предварительным оценкам, сумма высвободившихся таким образом средств за пять лет превысит 440 млрд рублей. Это означает, что вместо того, чтобы отдавать средства обратно в федеральный бюджет, регионы смогут вкладывать их в создание инфраструктуры на своей территории, в том числе, подводить необходимые сети и дороги к строящимся на средства частных инвесторов предприятиям. Все это обеспечит рост налоговых поступлений и создание новых рабочих мест. Регионы также получат возможность списать часть долга в объеме роста поступлений федеральных налогов в результате реализации инвестпроектов.