Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру энергетики Александру Новаку
см. также ↓6 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Федот Тумусов, Олег Николаев, Валерий Гартунг, выступил Игорь Ананских.
Вопросы
Федот Тумусов:
Уважаемый Александр Валентинович!
Ровно три года назад Государственная Дума приняла специальный закон о выравнивании тарифов для Дальневосточного федерального округа. Но, к сожалению, 1 января истекает срок действия этого закона, и именно поэтому я год назад внёс закон о продлении действия данного закона ещё на 10 лет.
Однако Минэнерго разработало другой законопроект. Если он будет принят, есть такие опасения, что механизм для бюджетников и для малого и среднего бизнеса будет отменён, тогда тарифы вырастут до 70 руб. за один кВт./ч, и соответственно тарифы, цены на услуги и товары тоже до 70% могут вырасти.
И вопрос такой. Неужели наше родное Правительство Российской Федерации пойдёт на такой шаг на удорожание жизни на Дальнем Востоке, что, по сути, означает разрушение всей экономики Дальнего Востока? При этом ещё увеличиваются бюджетные расходы более чем на два млрд руб. только в Республике Саха (Якутия).
Александр Новак:
Федот Семёнович! На самом деле этот вопрос связан с предыдущим напрямую, я уже говорил, что то решение, которое было принято, увеличило нагрузку при перекрёстном субсидировании регионов. То есть снизив в одном месте, мы повысили в другом. Соответственно, у нас есть поручение продлить действительно до 2028 года на 10 лет выравнивание тарифов в Дальневосточном федеральном округе, при этом определив конкретно категорию тех потребителей, которые нуждаются, и для которых именно это требуется, целенаправленное субсидирование должно быть. На сегодняшний день нагрузка на потребителей первой ценовой зоны дополнительно за 2018 год только, я не беру 2019-й, составила 35 млрд, а за три года 91 млрд руб. Это оплатили потребители первой и второй ценовой зоны за Дальний Восток.
Мы проанализировали и посмотрели, а кто является выгодоприобретателем. Увидели там достаточно интересную картину, которая выражается в том, что примерно 65% выгодоприобретателей – это крупные компании, которые в принципе не нуждались в такой льготе. И в принципе они находятся по всей стране. Это и нефтегазовые наши компании, и золотодобывающие компании.
Поэтому мы подготовили проект закона о продлении до 2028 года, внесли его в Правительство. В этом проекте закона предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации по определению категорий потребителей, по которым будет происходить выравнивание в течение следующих 10 лет. Мы исходим из того, что их нужно оптимизировать. И, действительно, обеспечить выравнивание только для тех категорий потребителей, которые будут создавать условия для расширения экономики и привлечения инвестиций на Дальний Восток, и создания рабочих мест, это потребители территории опережающего развития, это потребители малый и средний бизнес, который также нуждается в этом. И конкретное решение по данному вопросу будет после принятия закона на уровне постановления Правительства, где будут определены категории потребителей.
С одной стороны, да, действительно, мы продлеваем на 10 лет.
С другой стороны, мы сейчас выходим с предложением по оптимизации этой цифры, снижению нагрузки и снижению перекрестки, и оптимизации количества потребителей и категорий потребителей.
Олег Николаев:
Уважаемый Александр Валентинович, в вопросе обеспечения топливной безопасности страны очень важно наличие отечественного производства ключевых компонентов и ингредиентов. К таковым, по мнению экспертов, относятся катализаторы крекинга и гидроочистки. Производство названных катализаторов отечественными производителями было утрачено в 90-е годы под ценовым давлением зарубежных производителей.
Если в части производства катализаторов крекинга на настоящий момент доля отечественных производителей медленно растет, хотя имеет место недобросовестная конкуренция на рынке со стороны зарубежных коллег, то в части катализаторов гидроочистки, которая очень важна, кстати, для получения топлива класса Евро-5, имеет место быть максимальное доминирование зарубежных производителей.
Что планируется министерством в части обеспечения топливной безопасности с точки зрения поддержки отечественных производителей? К примеру, видится целесообразным повышение ввозных пошлин на данные виды компонентов, которые, по мнению экспертов, уже на сегодняшний день, в принципе, могут быть полностью импортозамещены отечественными производителями.
Александр Новак:
Спасибо большое. Что касается импортозамещения катализаторов, такая масштабная работа была начата в 2014 году, в 2015 году утвержден план мероприятий по реализации импортозамещения в этой области, это касается и импортозамещения катализаторов в нефтепереработке, а также в нефтегазохимии.
И, действительно, мы видим уже хорошие результаты в этой части, особенно что касается каталитического крекинга. Зависимость от импорта таких катализаторов снизилась с 65% до 34%, и в ближайшие несколько лет мы должны будем выйти на 100-процентное обеспечение российскими катализаторами.
Что касается катализаторов для гидроочистки, действительно, вы правы, здесь ситуация несколько хуже, но тем не менее работа в этом направлении ведётся и большая работа ведётся. Наша компания "Газпромнефть" занимается этим вопросом на "Омском нефтеперерабатывающем заводе", ведутся соответствующие разработки и испытания, и к 2021 году, по тем данным, которые у нас есть, со стороны компании "Газпромнефть" уже будет обеспечено производство, полное производство катализаторов для гидроочистки, которое позволит на 100% заместить иностранные катализаторы и даже, более того, обеспечить поставки на экспорт соответствующей продукции. Поэтому эта работа действительно ведётся, и спасибо, что вы на это обращаете внимание. Мы также внимательно следим, и у нас создана специальная рабочая группа в этом направлении, мы отвечаем за этот вопрос со стороны Министерства энергетики, и ведём работу в соответствии с планами. К 2021 году эта проблема будет закрыта.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Александр Валентинович, отвечая на вопрос коллеги Арефьева (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.), вы сказали, что недостоверные данные о том, что наша электроэнергия здесь, в России, дороже, чем за рубежом. Но если посмотреть по номинальному курсу, может быть вы будете и правы, но если посмотреть по паритету покупательской способности, а особенно если сравнить с доходами, среднедушевыми доходами граждан в разных странах, то мы увидим, что доля расходов на энергоносители в России и для потребителей, физических лиц, и для бизнеса, она гораздо выше. И это странно, вообще, видеть, учитывая, что мы – великая энергетическая держава, как это заявлено.
Как вы считаете, что нужно сделать Правительству, для того чтобы изменить этот тренд, и чтобы доля расходов ВВП на энергоносители в России была гораздо ниже, чем у основных торговых конкурентов России? Только это позволит нам увеличить темпы роста экономики выше среднемировых. Спасибо.
Александр Новак:
Спасибо большое.
Во-первых, я хочу сказать, что любой товар стоит столько, сколько он стоит. В стоимости товара сидят расходы, связанные с выплатой заработной платы для тех людей, которые работают в отрасли, с материально-техническим обеспечением работы инфраструктуры и комплекса. Поэтому, когда мы говорим о выработке электроэнергии, и сколько она стоит, она стоит ровно столько, какой является себестоимость. Вот рентабельность, которая есть в электроэнергетическом комплексе, не заоблачная.
Я могу привести пример. По некоторым данным рентабельность в генерирующем комплексе на сегодняшний день порядка 12%. Это не что-то заоблачное, а это рентабельность, которая позволяет нам минимально обеспечивать доходность, для того чтобы в эту отрасль инвестировали, и она надежно функционировала.
Поэтому давайте ещё раз вспомним о том, что в этой отрасли работают 1,3 млн человек, о чем я сегодня вам говорил, и которые получают заработную плату, в том числе. Эта заработная плата индексируется компаниями на уровне инфляции, обеспечивая социальную стабильность, обеспечивая, в том числе, доходы наших граждан, нашего населения.
Поэтому ещё раз повторяю, что электроэнергетическая отрасль – это не отдельно взятый какой-то комплекс, в котором никто не работает, и который только лишь зарабатывает, и где можно просто взять и в два раза снизить стоимость этого товара.
Поэтому наша задача с вами вместе создавать условия для повышения эффективности, для того чтобы снижать издержки в этом комплексе, минимизировать, я уже говорил о тех предложениях, которые сегодня прозвучали, давайте примем законодательство с тем, чтобы максимально использовать те резервы, которые есть, которые сегодня не используются в полном объёме. И я говорил о резервах, 65%, это позволит нам сократить издержки, уменьшить расходы, и тем самым не дать возможность для того, чтобы увеличивать нагрузку на потребителя.
Информацию относительно стоимости электроэнергии по странам мы предоставим обязательно в Государственную Думу, потому что действительно важный вопрос, на него нужно открыто ответить с тем, чтобы эта информация была открытой. Поэтому единственный способ снижения стоимости электроэнергии – это повышение эффективности отрасли и снижение нагрузки, которая накладывается, перекладывается, в том числе за счёт бюджетных расходов, которые иногда не закладываются в бюджет, а перекладываются на потребителя. Давайте эти расходы тоже исключать и финансировать так, как это должно финансироваться из бюджета.
Выступление от фракции Игоря Ананских:
Добрый день, Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Добрый день, Александр Валентинович, уважаемые коллеги!
Хотел бы остановиться на некоторых направлениях деятельности Министерства энергетики. И начну с нашего национального достояния – газовой отрасли. В 2018 году увеличилась как добыча газа до 725 млрд кубометров, что на 5% больше предыдущего периода, так и продажа голубого топлива за рубеж на 10%. Учитывая, что в ближайшее время ожидается запуск наших трубопроводов "Турецкий поток", "Сила Сибири", "Северный поток-2", мы вправе рассчитывать, конечно, и на дальнейшее увеличение экспорта нашего газа за рубеж.
И отдельно хочу с этой трибуны отметить большую, правильную и позитивную работу сотрудников и руководства Минэнерго, Газпрома и консорциума "Северный поток-2", которые при мощной и агрессивной кампании со стороны некоторых государств, активно мешающих налаживанию прямых поставок российского газа в Европу, буквально несколько дней назад получили из Дании последние из необходимых согласований для прокладки трубы для "Северного потока-2". И уже, конечно, никто не сомневается, что через несколько месяцев российский газ по этому уже новому трубопроводу дойдёт до европейских потребителей.
Будучи мировым лидером по запасам газа, Российская Федерация имеет, конечно, громадный, но не до конца реализованный потенциал на рынке СПГ. Безусловно, доля потребления СПГ будет менее активно развиваться. Если сейчас в мировой торговле это 35%, то к 2035 году, по мнению экспертов, доля составит до 50%. И Россия имеет все возможности, чтобы занять четверть этого огромного рынка.
Для этого у нас есть все предпосылки – это и обширная ресурсная база, уникальное географическое положение между двумя центрами потребления Европой и Азией, потенциал развития необходимых компетенций и инфраструктуры.
И для развития этих проектов Правительством, Минпромом и Минэнерго, разработана система, большая система мер помощи по развитию инфраструктуры, разработке отечественных технологий и оборудования, ведь СПГ-индустрия является также основным драйвером дальнейшего освоения гигантского углеводородного потенциала в российской арктической зоне, и развития Северного морского пути.
Безусловно, важнейшим решением в развитии нефтяной отрасли стало продолжение сотрудничества Российской Федерации со странами ОПЕК по стабилизации мирового нефтяного рынка. И здесь также огромная положительная роль Минэнерго как проводника интересов всех российских нефтяных компаний, и как следствие, средняя цена в 2018-2019 годах была почти на 30% выше, чем в 2017 году, и что благоприятно влияет не только на нашу нефтяную отрасль, но и, конечно же, на всю российскую экономику.
Капитальные вложения российских вертикально интегрированных нефтяных компаний в нефтяной добыче составили почти 1,5 трлн руб.
Продолжается программа модернизации российских НПЗ. И глубина переработки достигла уже 84%, что тоже уникально для нашей страны.
Следующим важным направлением, о котором я хотел бы поговорить, это нефтегазохимия.
С учетом наших запасов углеводородов мы имеем здесь огромный потенциал создания дополнительной стоимости, ведь во времена СССР мы были одними из лидеров в мире по нефтегазохимии, но, к сожалению, потом, в начале нулевых годов, в 90-х, мы потеряли свои позиции, сейчас только во втором десятке.
Россия занимает всего около 2% мирового рынка нефтехимического, который ежегодно растет на 4%-5%, и благодаря этому Российская Федерация может ежегодно производить дополнительно почти 10 млн тонн нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью от 40% до 200%.
В России недавно построены и продолжается строительство крупнейших нефтехимических комбинатов. И мы считаем, что только сейчас начала воссоздаваться эта отрасль у нас в стране.
И в ближайшие 5-6 лет, чтобы выйти на заданные объемы, необходимо инвестировать в нее 40-50 млрд долларов.
Для реализации таких целей как раз Министерство энергетики разработало, а Правительство утвердило "дорожную карту" по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 года.
И теперь про электроэнергетику.
Выработка электроэнергии в России в 2018 году увеличилась на 1,7%, а электропотребление на 1,6%. Рост темпов, безусловно, самый высший за последние годы, мы такого никогда не достигали больше 1%. Безусловно, это следствие и роста экономики, и правильно принятых решений Правительством, Минэнерго, и в том числе благодаря федеральным законам, принятым нами, депутатами Государственной Думы.
Но для дальнейшего роста российской экономики этого всего недостаточно. Более того, высокая стоимость одного кВт.ч сильно бьёт по предприятиям и является сдерживающим фактором их развития. И, к сожалению, цены на электричество для юрлиц растут гораздо выше инфляции.
Приведу только один пример.
В компании "Ленэнерго", обслуживающей Санкт-Петербург и Ленинградскую область, в апреле 2017 года стоимость одного кВт.ч составила 5,56 руб. с НДС, а через два года (в апреле 2019 года) она составила 7,89 руб., что составило 142% за два года. При таком росте на электричество, конечно, растёт себестоимость и невозможно говорить про высокие темпы экономики. Поэтому я бы просил всё-таки разобраться с позицией "Ленэнерго" по ценам в данных регионах.
Безусловно, перекрёстное финансирование, при котором сдерживаются цены на электричество для бытовых потребителей, то есть для наших граждан, это замечательно. И мы, Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, как социально ответственная партия, полностью поддерживаем это. Но и существенный рост экономики без снижения стоимости электричества для предприятий, а, значит, и уменьшение себестоимости продукции мы не увидим.
Поэтому считаем, что Правительству Российской Федерации, Минэнерго, Россетям и ряду других компаний необходимо срочно разработать комплекс мер по снижению стоимости электричества для юридических лиц и предложить его нам. Мы готовы создать совместную комиссию с Министерством энергии по обсуждению данного вопроса.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, поддерживая все российские предприятия топливно-энергетического комплекса, выступает категорическим противником в вопросе введения в Российской Федерации углеродного налога, так называемой платы за выбросы.
По расчётам Института проблем естественных монополий введение такого налога приведёт к дополнительной нагрузке на российскую экономику в 42 млрд долларов, а также к существенному росту цен на электроэнергию в Российской Федерации.
Сергей Михайлович Миронов неоднократно и с этой трибуны, и на встречах с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным поднимал этот вопрос, и мы рады, что Министерство энергетики и лично министр Александр Валентинович Новак солидарны с нами в этом вопросе.
Мы считаем, что для скорейшего развития российской экономики мы должны ориентироваться на использование наших природных запасов с максимальной переработкой для получения высокой добавленной стоимости, а также на наш ТЭК, который развивается с каждым годом все больше и больше, в том числе и благодаря позитивной работе Министерства энергетики. Спасибо.