Валерий Гартунг: не следует ломать статус-кво, который мы имеем при нынешнем порядке формирования Госдумы
см. также ↓Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, заместитель руководителя фракции фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Валерий Гартунг прокомментировал подготовленный Фондом ИСЭПИ доклад, в котором спрогнозированы последствия изменения пропорции на выборах в Госдуму в пользу увеличения доли одномандатников до 75%:
Я считаю, что любые крайности плохи. В свое время, когда мы полностью перешли на партийные списки, это было неправильно. Мне кажется, оптимальным, сбалансированным является формирование Госдумы по принципу "50 на 50". Благодаря этому и вся страна представлена там регионалами, и представлен весь партийный спектр. Таким образом, Дума становится сбалансированной. А если мы передвинем маятник в ту или иную сторону, соответственно, мы этот баланс нарушим.
Если мы сделаем увеличение в сторону одномандатников, мы нанесем удар по партийной системе страны. И в этой ситуации даже трудно спрогнозировать, какая Дума может сформироваться. Почему те же эксперты не рассматривают ситуацию, когда, допустим, начнут набирать популярность какие-нибудь региональные силы, в том числе центробежные силы? А что если эти силы получат широкое представительство в Государственной Думе? Мне кажется, для такой многонациональной и многоконфессиональной страны как Россия это могло бы иметь очень серьезные, даже опасные последствия.
Конечно, мы можем получить депутатов, не представляющих никакие партии, внесистемных депутатов, и ничего плохого в этом нет: чем шире представительство в Госдуме гражданского общества, тем лучше. Но еще раз отмечу, мы не знаем, во что это может вылиться, если эти пестрые представители объединятся вдруг в крупные силы, которые по влиянию будут в Думе мощнее, чем федеральные партии. Кстати, когда я был депутатом Госдумы третьего созыва, пропорция была, как и сегодня, "50 на 50", но влияние федеральных партий сводилось тогда "на нет" присутствием в Думе крупных межрегиональных групп. Напомню, что тогда были как фракции, так и депутатские группы. Я сам входил в такие группы: сначала в группу "Регионы России", потом в группу "Народный депутат". Это же региональщики там были все представлены. Да, тогда это положительно сказалось на стабилизации политической системы, но подчеркну, что пропорция была "50 на 50". А вот если бы тогда была пропорция "25 на 75" в пользу одномандатников, то не знаю, как бы события развивались.
Поэтому, я бы не ломал нынешний статус-кво. Мне кажется, сейчас ситуация сбалансирована. Система "50 на 50" позволяет получить свое представительство в Госдуме и партиям, отражающим разнообразие политических и идеологических течений, и различным ярким личностям из всех российских регионов.
По материалам источников: ИА "Новости Федерации"