Александр Ремезков: макроэкономический прогноз Правительства оптимистичен, но непонятно на чем он основан
см. также ↓Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков поделился мнением о ключевых положениях внесенного Правительством России законопроекта "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов":
Если охарактеризовать проект бюджета в двух словах, то я сказал бы так: "консервативный оптимизм". Как и в прошлые годы, Правительство предлагает консервативный подход к формированию доходной части бюджета. При этом макроэкономический прогноз весьма оптимистичен, хотя и непонятно на чем конкретно этот оптимизм основан.
С одной стороны, имеются ставка на крепкий рубль (курс 66 рублей за доллар), заниженный прогноз по инфляции (всего 3% в 2020 году), а также заниженная расчетная цена на нефть марки Urals $57 за баррелей в 2020 году с "ценой отсечения" на уровне $42,4 за баррель. То есть Правительство опять набивает кубышку ФНБ, до сих пор не решив, как именно следует распорядиться дополнительными нефтегазовыми доходами, после того, как в 2020 году их объем превысит 7% ВВП.
С другой стороны, в 2020 году прогнозируется рост объема ВВП на 1,7%, хотя в этом году уже пришлось поменять его в сторону понижения. Еще в прогнозе указан прямо-таки небывалый рост инвестиций 21% в 2020 году при том, что в стране не развиваются механизмы поддержки реального сектора экономики, а в этом году выросла фискальная нагрузка на бизнес.
Правительство России заявляет, что бюджет социально ориентирован и будут увеличены расходы на социальную поддержку, развитие образования, здравоохранения и культуры. Но как с распределением, так и с эффективностью этих расходов пока нет полной ясности.
Минфин утверждает, что в 2020 году более чем наполовину вырастут расходы федерального бюджета на здравоохранение, на 33% увеличатся расходы на науку, на 60% на охрану окружающей среды. В наконец-таки расписанных в бюджете расходах по нацпроектам в 2020 году самый высокий рост заложен по "Науке" на 34% от ранее существовавших планов, и по "Демографии" на 15,6%. Но при этом на 3,1% сокращены расходы по нацпроекту "Экология". Говорят, за счет того, что профинансированы еще в этом году и тем самым снижены в следующем расходы на утилизацию высокоопасных отходов. Но будем разбираться, как оно есть по факту.
Траты федерального бюджета в 2020-2022 годах в рамках госпрограмм вырастут на четверть. Больше всего по госпрограммам в 2020 году будет направлено на социальную поддержку граждан – 4 620 млрд руб., на управление госфинансами – 1 260 млрд руб., развитие федеративных отношений 944,9 млрд руб. и транспортной системы 933,8 млрд руб. При этом самыми затратными регионами будут Крым и Севастополь 197,7 млрд руб., Калининградская область 167,6 млрд руб., в Дальневосточный федеральный округ пойдет 141,1 млрд руб., в Северо-Кавказский 39,2 млрд руб.
Важно, что межбюджетные трансферты субъектам Федерации в 2020 году планируется увеличить на 8,7%. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" постоянно выступала с требованием увеличить федеральную поддержку регионов, но посмотрим, каким образом этот намеченный Минфином России рост повлияет на развитие межбюджетных отношений.
Услышан ряд инициатив "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" по поддержке семей с детьми. Наконец, впервые за пять лет будет проиндексирован материнский капитал. Он вырастет на 3,8% и в 2020 году составит 466,6 тыс. руб. Это, конечно, не компенсирует инфляцию за пять лет, но хоть какой-то шаг вперед все же сделан. В бюджете Пенсионного фонда на 2020 год заложено 325 млрд рублей на общее финансирование программы маткапитала, которая действует до 2021 года. В целом в бюджете расходы на поддержку семей в 2020 году составят 892 млрд руб. Примерно шестая часть этих расходов пойдет на выплаты по рождению первого ребенка в семье (150 млрд рублей), 14% на образование (122 млрд руб.), 8% на здравоохранение, 3% на жилье, 2% на транспорт. Мы, безусловно, поддержим такое распределение расходов в пользу наших граждан, но выступим и со своими инициативами.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" работает над "Альтернативным бюджетом на 2020 год" и готовит свои предложения и поправки в правительственный законопроект о федеральном бюджете. Мы будем добиваться, чтобы в первую очередь бюджетные ассигнования направлялись на эффективные социальные программы.
Нас не устраивает положение дел, при котором субсидии госкорпорациям и другим юридическим лицам остаются высокими (488 млрд руб. в 2020 году), а значительная их часть закрыта, причем засекречены даже трансферты регионам в этом направлении. Мы против того, чтобы на материальную мотивацию чиновников в 2020 году выделялось 200 млрд руб. и в 2021 году почти 300 млрд руб. Мы считаем, что эти средства нужно направить на поддержку реального сектора экономики, рост производства и создание новых рабочих мест.