Правительство России 30 сентября внесло на рассмотрение Госдумы РФ законопроект о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов вместе с макроэкономическим прогнозом на этот период. Основные параметры документов, над которыми парламентарии будут работать в октябре и ноябре этого года, охарактеризовал первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
При первом же представлении проекта федерального бюджета на заседании Правительства РФ было заявлено, что он социально ориентирован, а основную часть расходов направят на социальную поддержку, развитие образования, здравоохранения и культуры.
При этом никто не отменял задачу расходовать бюджетные средства так, чтобы стимулировать экономический рост в основных отраслях российской экономики. Но "при первом приближении" к законопроекту о бюджете, который сегодня внесен в Госдуму, инструменты для решения этой задачи четко не просматриваются.
Макроэкономический прогноз, на основе которого построен проект бюджета на ближайшую трехлетку, весьма оптимистичен. Правда, не совсем понятно, на чем зиждется подобный оптимизм федерального Правительства. Особенно, если учесть, что всем нам придется справляться с последствиями увеличения налоговой нагрузки в России и работать в условиях растущего санкционного давления на нашу страну и мировых торговых войн.
Тем не менее, в 2020 году прогнозируется рост объема ВВП на 1,7% (до 112,9 трлн руб.), в 2021-2022 годах – на 3,1-3,2%. В нашем кабинете министров почему-то рассчитывают на быстрый рост инвестиций (2020 году 21%, а в 2022-м 25,4%) и на то, что с 2019 до 2022 год российский импорт вырастет на 20,3%, а экспорт на 10,1%. И это при том, что российские предприниматели постоянно жалуются на растущую фискальную нагрузку и сложные условия для ведения бизнеса.
В бюджете на 2020 год заложена инфляция в размере 3%, хотя Банк России дает прогноз в 4%, да и в этом году инфляцию обуздать не удалось уже в августе она составила 4,3% к августу 2018 г. Кроме того, Правительство ориентируется на крепкий рубль – в бюджете заложен курс чуть больше 66 руб. за доллар в 2021-2022 годы. И это при том, что к концу сентября этого года установлен курс в 64,3 руб. за доллар.
С нефтью как всегда все непросто. Расчетная цена на нефть марки Urals указана $57 за баррель в 2020 году и $55 в 2022 году, хотя уже сегодня торгуется около $62 за баррель. При этом цена отсечения зафиксирована на уровне $42,4 за баррель марки Urals в 2020 году. Так что объем Фонда национального благосостояния, в который направляются дополнительные нефтегазовые доходы, в 2020 году увеличится до 11,1 трлн руб. и составит 8,5% ВВП. Это означает, что открываются возможности для инвестирования той части средств ФНБ, что выше 7% ВВП. К вопросу о том, на что расходовать эти средства, нужно подойти очень взвешено. И уж, конечно, принимать решение не в спорах между чиновниками, а с самым активным участием депутатов Госдумы и с учетом предложений наших избирателей.
Но для начала придется разобраться с потерями бюджета от налогового маневра и ожидаемого снижения цены на нефть. Ведь с "нефтяной иглы" страна так и не слезла, так что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вместе с НДС в 2020–2022 годах будет обеспечивать ровно две трети доходной части федерального бюджета (13,538 трлн из 20,363 трлн руб.). Но из-за снижения ожидаемой цены на нефть с $63,4 в 2019-м до $57 в следующем году сократятся сборы НДПИ сразу на 677 млрд руб. И это после того, как уже в этом году из-за льгот нефтяникам бюджет лишается 1,6 трлн руб. Минфин РФ уверяет, что эта сумма будет почти полностью компенсирована поступлениями от завершения налогового маневра, который даст плюсом 548 млрд, и еще 119 млрд по принятой в этом году формуле демпфера. Но такая компенсация довольно условна, ведь при сокращении ставок вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты снижаются и поступления от них.
Но, несмотря на все это, в законопроекте заложен стабильный рост доходов бюджета, которые в 2020 году составят 20,4 трлн руб., в 2021 году 21,2 трлн руб., в 2022 году 22 трлн руб. При этом бюджет будет профицитным, хотя объем профицита и будет снижаться год от года в 2020 году он запланирован в размере 881 млрд руб., в 2021 году – 615 млрд руб., в 2022 году – 288 млрд руб. Правда, пока не ясно, за счет чего это будет достигнуто. Есть опасения, что, как обычно, за счет граждан и предпринимателей.
Расходы федерального бюджета в 2020 году запланированы с ростом на 0,7% и в размере 19,5 трлн руб. В 2021 году они должны составить 20,6 трлн руб., в 2022 году – 21,8 трлн руб.
Наконец, в бюджете расписаны расходы на реализацию нацпроектов, самыми затратными из которых станут "Демография" 616 млрд руб. и "Здравоохранение" – 320,7 млрд руб., а также "Образование" 125,2 млрд руб., "Цифровая экономика" – 123,7 млрд руб., "Жилье и городская среда" – 105,3 млрд руб. Три четверти дополнительных расходов в 2020 году, по данным Минфина, сформируют социальная политика, здравоохранение и образование. Обещают, что расходы на здравоохранение вырастут более чем на 50%. И это станет рекордом с 2005 года, то есть со времен реализации первых нацпроектов. Важно, что расходы на науку в следующем году увеличатся на 33%, на охрану окружающей среды на 60%.
Но это, так сказать, общая картина. А проблемы, как показывает наш опыт, всегда прячутся в деталях. Будем внимательно изучать проект федерального бюджета и другие связанные с ним законопроекты, вносить свои поправки.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" традиционно подготовит "Альтернативный бюджет". Наша фракция неуклонно добивается, чтобы в первую очередь бюджетные ассигнования направлялись на решение насущных проблем граждан и на поддержку реального сектора экономики. В федеральном бюджете на 2020 год должно быть повышено качество и эффективность как социальных, так и инвестиционных расходов, поддержка регионов и софинансирование национальных проектов.