Олег Нилов: поп, рок и рэп загнали народную песенную культуру в подполье
см. также ↓Очередная неоднозначная новация в сфере образования обсуждается сегодня журналистами и общественностью. Министерство культуры и Министерство просвещения опубликовали рекомендации по реализации проекта "Культурный норматив школьника", который направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие подрастающего поколения. Больше всего внимание СМИ привлек список рекомендуемых к изучению музыкальных произведений. Помимо отечественной и зарубежной классики, песен ряда российских рок-групп, туда вошло неожиданно большое количество западных хитов. Среди них оказались, в частности, песни Элвиса Пресли, Queen, Pink Floyd, Nirvana и ряда других заокеанских исполнителей. Ситуацию прокомментировал первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", председатель оргкомитета Международного фестиваля народной песни "Добровидение" Олег Нилов:
Олег Анатольевич, выступая на днях с трибуны Госдумы, вы призвали свои коллег-парламентариев задуматься над фактом таких причудливых министерских рекомендаций. Значит, эта тема требует реакции и на государственном уровне, а не только со стороны педагогического и родительского сообщества?
Реакция на государственном уровне должна последовать как раз в первую очередь, потому что эти странные "нормативы" вызывают опасения, что у нас либо совсем нет политики по культурному и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, либо эта политика носит какой-то уродливый характер. Вроде бы периодически на самых разных площадках говорится о духовных скрепах, о необходимости сбережения наших культурных традиций, сохранения нашего национального культурного кода, и т.д. Но, извините, если мы начнем следовать вот этим сомнительным рекомендациям чиновников от "культуры и просвещения", то со временем и все наши скрепы разлетятся на мелкие осколки, и от культурного кода следа не останется.
В чем здесь главная проблема – в содержании этих "шедевров" западной музыкальной культуры? В том же выступлении вы напомнили, о чем поется в некоторых из рекомендуемых хитов – даже жутко становится!
Дело, конечно, не только в содержании. Хотя и в этом тоже ничего хорошего нет. Ну разве можно считать чем-то нормальным, если наши школьники будут знакомиться с композицией, где герой бахвалится тем, что он только что убил человека?! А "Тюремный рок" в исполнении Элвиса Пресли? По сравнению с ним наш "Владимирский централ" просто задушевная лирическая песня, можно даже сказать, вполне цензурная. Понятно, кто-то может возразить: мол, Элвис – это же король рок-н-ролла, "битлы" это кумиры целых поколений. Да, но в сравнении с нашими кумирами, с нашей богатейшей музыкальной песенной культурой творчество западных "звезд" выглядит порой не более, чем яркой и блестящей новогодней мишурой, уходящей в прошлое если не с Новым годом, то с десятилетием точно. Почему же мы тогда на полном серьезе рекомендуем нашим детям все это изучать в XXI веке? Какая тут ставится цель?
Авторы проекта уверяют, что их рекомендации рассчитаны на формирование у молодежи знаний и представлений об отечественной и мировой культуре…
Это звучит как лукавство, если не откровенное введение в заблуждение, потому что изучать в школе в первую очередь надо свою музыкальную культуру, ее истоки, народные песни многих народов России. Они веками передаются поколениями и являются теми ценностями, которые и есть корни всей нашей музыкальной культуры.
Поэтому непонятно, какое может сформироваться представление об отечественной культуре, если в "музыкальном" списке нет никакого намека на народные песни, а также песни гениальных поэтов, композиторов, исполнителей, чьи произведения тоже считаются народными.
Где музыкальные традиции русского народа, других народов России, народов соседних с нами государств? Ничего этого в рекомендациях нет! А, между тем, именно изучение народной музыкальной культуры дало бы надежду на то, что в головах и душах наших школьников будет формироваться не хаос какой-то, не музыкальный фастфуд из обрывков западных и африканских модных ритмов, а нечто светлое, гармоничное, способствующее в том числе и межнациональному единству, взаимопониманию в многонациональной России.
Давайте не забывать, что народная песня – это не просто произведение, ценное своей мелодией, смыслом, душевностью. Это еще и то, что позволяет нам задуматься о многовековых традициях и обычаях наших предков, вызывает желание глубже их изучить, понять, прочувствовать. Вот что должно быть в приоритете при развитии культурного кругозора подрастающего поколения! Вот на чем надо формировать его эстетические, духовные интересы и предпочтения! Если хотя бы 50% при изучении музыкальной культуры будет составлять народное творчество, народные песни, мы уже получим шанс на то, что наша молодежь не будет оторвана от своих культурных и духовных корней, и не будет, грубо говоря, проглатывать всю ту западную "жвачку", которую ей усердно вталкивают со всех телеканалов, радиостанций и чуть ли не из утюгов.
И ведь предлагают не только западную, но и нашу "жвачку" в виде отупляющей попсы, которая заполонила сегодня все телеэкраны и значительную часть интернет-пространства. В чем вам видится решение этой проблемы? С чего надо начинать, чтобы вывести народную песню из подполья?
Надо, конечно же, делать все возможное, чтобы сохранять, изучать и популяризировать все, что относится к музыкальному народному наследию. Необходимо создавать условия для предоставления лучших площадок, залов, дворцов, эфиров телевидения и радио исполнителям народной песни. Во всяком случае, не меньше, чем попсе, року и рэпу, и в том числе через многостороннюю государственную поддержку.
Как раз в самое ближайшее время, 9-10 октября, в Санкт-Петербурге уже в четвертый раз пройдет наш Международный фестиваль "Добровидение-2019". Этот международный смотр собирает талантливейшие, самобытные коллективы исполнителей народных песен из России, в том числе ее национальных республик, и целого ряда государств ближнего зарубежья – от Молдовы до Кореи. И мы не случайно стремились придумать такой формат, который показывал бы, несколько тесно народная песня связана с народными обычаями, обрядами, с удивительными по своей форме и звучанию народными инструментами, с колоритными и красочными народными костюмами. Поэтому торжественное открытие фестиваля каждый раз проходит в залах Российского этнографического музея, где наши участники выступают на фоне уникальных экспонатов, представляющих историю, быт и традиции народов страны.
"Добровидение" популяризирует народное искусство. А что делается для популяризации самого фестиваля?
- Ну, во-первых, с каждым годом все больше внимания уделяют фестивалю и петербургские СМИ, и федеральные, и сетевые издания, охватывающие широкую аудиторию. Серьезная поддержка "Добровидению" в этот раз была оказана федеральным Правительством в лице Дмитрия Медведева и ряда членов кабинета министров, а также губернаторами многих регионов, сенаторами, депутатами. В качестве почетного гостя в этом году на фестиваль приедет Президент Молдовы, а Гала-концерт пройдет на крупнейшей в городе площадке концертно-спортивного комплекса "СИБУР АРЕНА". И что особенно важно, мы очень рассчитываем на то, что часть своего эфирного времени мероприятиям "Добровидения-2019" посвятят ведущие наши телекомпании ВГТРК и Первый канал. А телеканал "Санкт-Петербург" в полном объёме будет транслировать Гала-концерт фестиваля.
Кстати, было бы здорово, если бы привлечение телевидения к пропаганде народного творчества стало со временем доброй и устойчивой традицией, чтобы эфирное время телеканалов увеличивалось для выступлений лучших представителей народного искусства и сокращалось для худших представителей нынешнего "фанерного" шоу-бизнеса.
"Добровидение" можно рассматривать как альтернативу скандальному "Евровидению"?
Нет, "Добровидение" как проект и философия не против какого-то евро или америкоподражания, а за наше доброе, ценное, вечное. В принципе, очень хочется верить, что со временем "Добровидение", расширяя свои горизонты, поможет просто занять своё место исполнителям народной песни. Это то самое место, откуда их вытеснили сегодня многочисленные дельцы и шоумены, которым все равно, на чем зарабатывать миллионы.
Однако, пока силы очень не равны: запрос на эпатажность, скандальность и даже на проявления в формате сцены какого-то морального уродства, к сожалению, еще очень силен. А все потому, что ненасытная продюсерская камарилья в угоду своим коммерческим интересам не устает подогревать такого рода запрос, играя на самых низменных человеческих чувствах. Поэтому пока "Добровидение" рассматривается нами больше как возможность предоставлять исполнителям народных песен шанс заявлять о себе, выходить на большие сцены и телеэкраны, находить своего зрителя и слушателя. Как говорится, вода камень точит, и в нашем случае животворная вода народного искусства точит хоть пока еще довольно большой, но все равно рыхлый шлакокамень современной поп-культуры. Здесь важно понимать, что пресловутая попса – это всего-навсего модная, популярная музыка, звучащая на фоне пестрых и обычно безвкусных декораций и спецэффектов. А все модное и популярное неизбежно связано с понятием "временное".
Ничего из того, что сегодня модно и популярно, не сохранится на века. Зато сохраняются на века народная культура, народное искусство, неразрывно связанные со всей историей развития человечества, оберегаемые из поколения в поколение. Разве могут, образно выражаясь, почки, сучки и цветочки на ветвях деревьев быть сильнее и ценнее корней деревьев? Без корней и дерева быть не может. Вот так же не может быть никакой истинной музыкальной культуры без ее основы – народной песни, народной музыки, которые и необходимо знать и изучать молодёжи. Поэтому не дай бог нам оторваться от своих корней, не дай бог засохнуть и зачахнуть в бездуховном пространстве музыкальной пены шоу-бизнеса!